Четыре ошибки родителей первоклашек

Начальная школа, и в особенности первый класс — непростой этап в жизни каждого ребенка. Школьники встречаются с массой новых задач и неизбежно совершают некоторые ошибки. Но на этот раз мы поговорим о самых типичных промахах родителей маленьких учеников, которые вполне можно избежать. 

Отказ от контроля над ситуацией

Многие родители склонны недооценивать школьные трудности и одновременно переоценивать силы своего ребенка. Особенно часто это бывает в семьях со смышлеными детьми, которые проявляли большие успехи в дошкольной подготовке. Мамам и папам кажется, что раз их малыш прекрасно читает, пишет, считает и даже знает несколько фраз на английском, ему заранее уготована роль отличника.

На самом деле, школа — это не только учебные трудности. Дети чаще всего «теряются» не в материале, а в неизведанных для них ситуациях. Что делать на уроке, если в портфеле не оказалось нужного учебника или тетради? Как быть, если во время завтрака случайно отстал от класса? А что, если неправильно записано домашнее задание? На фоне этих сложностей может появиться и академическая неуспеваемость. Поэтому родителям следует ежедневно расспрашивать ребенка о том, как прошел его день в школе, помогать ему во всех начинаниях и хотя бы минимально контролировать процесс выполнения домашних заданий.

Также желательно общаться с классным руководителем, чтобы быть в курсе основных моментов с его точки зрения.

Нездоровый интерес к оценкам

Еще одна типичная ошибка — культивировать оценки, бессознательно оказывая лишнее давление на ребенка. Безусловно, родители должны контролировать учебный процесс, но во главу угла необходимо ставить уровень знаний и отношения с одноклассниками, а не отметки в дневнике. Пристальное внимание к успеваемости и особенно критика из-за плохих оценок приводят к тому, что школьник панически боится подвести родителей и все время находится в стрессе. В таких условиях практически невозможно получаться удовольствие от учебы. Поэтому интересуйтесь у своего ребенка, как прошел его день и что нового он узнал, но не начинайте с порога разговор об оценках.

 

Помощь всегда и во всем

Другая родительская крайность — нежелание увидеть в своем ребенке самостоятельную личность и излишнее желание «пощадить» малыша. Чаще всего это проявляется в бытовых мелочах, когда ребенку позволено не мыть посуду или не убирать одежду в шкаф после школы из-за «усталости от уроков». В результате ребенок привыкает к тому, что дома все делают за него. У некоторых такая практика распространяется и на домашние задания.

Важно понимать, что родительская помощь заключается лишь в совместном разборе пройденного материала и объяснении, как подойти к тому или иному заданию. Но делать уроки за ребенка недопустимо. Такое подавление самостоятельности может привести к тому, что в будущем у малыша так и не появятся навыки самоорганизации, из-за чего на него будут сыпаться постоянные укоры от взрослых.
 

Увлечение всесторонним развитием

Порой очень сложно найти золотую середину между всесторонним творческим развитием и явной перегрузкой ребенка дополнительным образованием. Здесь нет универсальной схемы, и родители должны учитывать исключительно индивидуальные особенности ребенка. Например, для некоторых детей занятия в музыкальной школе становятся отдыхом от сложной и скучной математики, а для некоторых — настоящим мучением.

В погоне за знаниями всегда опирайтесь на желания и интересы ребенка. Если он активный и подвижный, вряд ли шахматный кружок станет удачной идей после 4-5 уроков. Кроме того, не забывайте о правиле свободного дня: у малыша должен быть хотя бы один будний день, не занятый секциями, занятиями с репетитором и кружками.