Конспект

открытого урока литературного чтения, проведённого во 2 «А» классе

в ГОУ№311 средней общеобразовательной школы

 с углублённым изучением физики

 учителем высшей категории   Г.Л.Холодок

10.02.2011г.

 

Тема урока : О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла»

 

Тип урока: комбинированный.

 

Цели и задачи:

 

- формировать представление о том, что такое точка зрения;

- учить пользоваться этим представлением: различать разные точки зрения в произведении искусства и в высказываниях своих одноклассников;

- учить осознавать особенности своей собственной позиции;

- совершенствовать умения работать с иллюстрациями, сравнивать тему и переживания героев в стихотворении  и иллюстрации;

- развивать мышление, умение анализировать, обобщать;

- учить выражать свои мысли, чувства, отвечать на поставленные вопросы;

- выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев произведения.

 

Оборудование урока

 

1.Мультимедийная техника

2.Презентация  к уроку

3.Звукозапись «Звучащие предметы», П.И.Чайковский «Болезнь куклы»

4.Портрет Учёного Кота

5.Игрушки: кот, кукла, дудочка, звонок, поезд, барабан.

6.Лупа, рамочки, памятка  «Как работать в паре», карточка для самоанализа.

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

 

2. Создание психологической комфортности на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно.

- Какой сегодня день?

- А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же, и солнышко заглянуло.

- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы смотрите на солнце? (Тепло, свет, покой, лето, цветы, игры…)

- А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я очень хочу, чтобы он получился таким же светлым, теплым и ярким, как наше солнышко.

- А каким видите наш урок вы?

- Что ждёте от него вы? (интересным, запоминающимся, необычным, удачным, познавательным)

-Я знала, что вы так скажите, и написала эти слова на лучиках нашего солнышка.                   

 

(Презентация  – кадр№1)

 

3. Проверка домашнего задания

 

- А вот и гость! (игрушка «Кота»)

- Как вы думаете, почему он сегодня является нашим  гостем?

- Кто из вас с удовольствием готовил домашнее задание?

- Какой же кот сухопутный или морской?

- Какая же любовь победила?

- Кот предлагает выполнить ещё одно задание.

 

4. Формирование темы урока.

 

Откройте учебники на стр.43 и прочитайте задание, которое предлагает Учёный Кот.

Выделите главные слова. (Прочитать стихотворение Овсея Дриза и посмотреть картину Мстислава Добужинского.)

- Сформулируйте тему урока.

- О чём пойдёт разговор?

(Презентация-кадр№2)

5.Работа над стихотворением Овсея Дриза «Кончилось лето».

 

- Прочитайте название  стихотворения

- Кто автор?

- Знаком ли вам автор стихотворения?

 

а) Краткие сведения об авторе стихотворения

 

Овсей Овсеевич Дриз - поэт. Учился в Киевском художественном училище. Служил в пограничных войсках. Автор многих поэтических сборников. Овсей Дриз много писал для детей. Стихи его переведены на многие языки.

(Презентация – кадр №3 – портрет писателя и иллюстрации его произведений).

 

б)Работа со стихотворением

 

- Какое время года? (кончилось лето) - на пороге между окончанием лета и началом осени.

(Презентация – кадр №4 -  загадка о временах года и иллюстрации ко всем временам года)

- Прочитай стихотворение про себя.

- Сформулируйте вопросы, которые помогут нам лучше понять это стихотворение (запись вопросов, предложенных детьми,  на доске)

- Что такое «топ-топ» и «прыг-скок»?

- Что за предметы «трам-там-там» и «ду - ду»?

- Что общего у всех этих предметов?

- Какое настроение создаётся, прочитав это стихотворение?

- Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, которые вы сами сформулировали.

- Всё ли расшифровали в этом стихотворении?

 

(Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок»-это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пёс и котёнок».

- А вы как думаете? (Расшифровать созданные поэтом образы можно по-разному)

-А что за предметы «дзинь-дзинь» и «тик-так»?

- Маша и Миша поняли одинаково?

- А вы как поняли?

- Маша говорит, что «трам-трам-там» и «ду-ду» - это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд ( показ. игрушки)

- А у вас какое мнение?

- Давайте проверим это (игра на дудочке, на барабане) - несколько учащихся пробуют играть.

- Какие это предметы? (живые и неживые)

- Что общего у всех этих зашифрованных живых и неживых предметов?

 

(Все эти предметы - звучащие или обладающие голосом)

 

-  Почему поэт их так называет? (Звучащие образы воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни)

 

Динамическая пауза    

 

Любит барабанить

Тара барабанить барабан.

Если он устанет,

Сразу перестанет

Тарабанить барабан

 

- Давайте попытаемся ответить на последний вопрос?

- Как изменилась без них жизнь дачи?

- Обратите внимание на слова, выделенные голубым цветом. (Выделены слова: покинули, пусто, тишь, полумрак, уснувшем и грустней)

- Прочитайте ещё раз выделенные слова.

- Какой приём использовал автор? (контраста)

- О чём говорят выделенные слова?

Выделенные слова помогают осознать, что сначала было людно на даче, шумно и весело, а потом стало пусто, тихо и скучно.

 

Игра  «Узнай звучание» - (динамическая пауза) -  Звучащие музыкальные инструменты (барабан, поезд, звонок, литавры) – звукозапись

 

6.Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла».

 

Музыка П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

 

- Какие ассоциации возникают?

- Найдите в «Музейном доме» картину Мстислава Добужинского «Кукла»

- Ребята! Мы уже не первый раз совершаем поход в «Музейный дом»

 

Мстислав Валерианович Добужинский - живописец, график, художник театра.

( Презентация- кадр №4)

Поставьте вопросы, на которые нам необходимо ответить, чтобы проанализировать эту картину. (Запись вопросов на доске)

- За окном разгар лета или наступающая осень? (использование лупы и рамочки)

(Блёклые, словно выцветшие желтовато- коричневые цвета рядом с зелёными цветами говорят о наступающей осени.

- Как вы думаете, в доме есть, кто-нибудь, кроме куклы?

- Посмотрите, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (Отсутствие штор, крючок-запор на окне обостряют ощущение заброшенности и пустоты в доме)

- Рассмотрите куклу  (использование лупы)

- Возьмите рамку. Выдели на картине фрагмент, который является  на ваш взгляд главным.

- Каково переживание художника?

- Какое создаётся впечатление: тишины и заброшенности или шума и детского веселья?

(Одинокая кукла в неудобной позе; пустой уголок двора, видный в окно и цветовая гамма- всё указывает на то, что все уехали , всё создаёт впечатление пустоты и заброшенности.)

- Какими переживаниями с нами хочет поделится художник.

 

7. Обобщение темы.

 

- Вернитесь ещё раз к стихотворению Овсея Дриза «Кончилось лето».

- Каким переживанием  делится с нами художник Добужинский?

- Прочитать названия темы

- В стихотворении и картине отображены сходные темы и похожие переживания?

(Стихотворение называется «Кончилось лето», а акварель называется «Кукла», поэтому мы можем сказать, что у произведений разные темы, но в них воплощены сходные переживания).

 

8.Итог урока.

 

- С какими произведениями вы познакомились?

- Кто их автор?

- Вам понравилось искать общие впечатления от стихотворения и картины.

 

Прочитать на стр.46. Что предлагает «Учёный Кот»? (Сначала посмотреть картину в «Музейном Доме», а потом прочитать стихотворение).

-Получился ли наш урок таким, каким мы его хотели видеть?

- Кому мы должны сказать особое «спасибо»?

 

Оцените свою работу на уроке (использование карточки для самоанализа)

 

9.Домашнее задание.

 

Я предлагаю вам 3 варианта домашнего задания. А вы выберите то, с которым вы справитесь.

 

1. Можно  выучить стихотворение.

2. Понравилось ли вам стихотворение? Вы можете познакомиться более подробно с творчеством Овсея Дриза, прочитать стихотворения, которые есть у нас в «Хрестоматии».

- Посмотрите, на какой странице они находятся и как называются? (стр.142,144 «На что похож павлиний хвост», «Как я плаваю»)

3.

 

10. Рефлексия

 

- Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать, с каким настроением вы уходите с урока?

- Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

- Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке литературного чтения?

 

Учитель:

 

На мир взгляни разумным оком,

Не так, как прежде ты глядел.

Мир – это море. Плыть желаешь?

Построй корабль из добрых дел.