- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
Конспект
открытого урока литературного чтения, проведённого во 2 «А» классе
в ГОУ№311 средней общеобразовательной школы
с углублённым изучением физики
учителем высшей категории Г.Л.Холодок
10.02.2011г.
Тема урока : О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла»
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи:
- формировать представление о том, что такое точка зрения;
- учить пользоваться этим представлением: различать разные точки зрения в произведении искусства и в высказываниях своих одноклассников;
- учить осознавать особенности своей собственной позиции;
- совершенствовать умения работать с иллюстрациями, сравнивать тему и переживания героев в стихотворении и иллюстрации;
- развивать мышление, умение анализировать, обобщать;
- учить выражать свои мысли, чувства, отвечать на поставленные вопросы;
- выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев произведения.
Оборудование урока
1.Мультимедийная техника
2.Презентация к уроку
3.Звукозапись «Звучащие предметы», П.И.Чайковский «Болезнь куклы»
4.Портрет Учёного Кота
5.Игрушки: кот, кукла, дудочка, звонок, поезд, барабан.
6.Лупа, рамочки, памятка «Как работать в паре», карточка для самоанализа.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Создание психологической комфортности на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно.
- Какой сегодня день?
- А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же, и солнышко заглянуло.
- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы смотрите на солнце? (Тепло, свет, покой, лето, цветы, игры…)
- А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я очень хочу, чтобы он получился таким же светлым, теплым и ярким, как наше солнышко.
- А каким видите наш урок вы?
- Что ждёте от него вы? (интересным, запоминающимся, необычным, удачным, познавательным)
-Я знала, что вы так скажите, и написала эти слова на лучиках нашего солнышка.
(Презентация – кадр№1)
3. Проверка домашнего задания
- А вот и гость! (игрушка «Кота»)
- Как вы думаете, почему он сегодня является нашим гостем?
- Кто из вас с удовольствием готовил домашнее задание?
- Какой же кот сухопутный или морской?
- Какая же любовь победила?
- Кот предлагает выполнить ещё одно задание.
4. Формирование темы урока.
Откройте учебники на стр.43 и прочитайте задание, которое предлагает Учёный Кот.
Выделите главные слова. (Прочитать стихотворение Овсея Дриза и посмотреть картину Мстислава Добужинского.)
- Сформулируйте тему урока.
- О чём пойдёт разговор?
(Презентация-кадр№2)
5.Работа над стихотворением Овсея Дриза «Кончилось лето».
- Прочитайте название стихотворения
- Кто автор?
- Знаком ли вам автор стихотворения?
а) Краткие сведения об авторе стихотворения
Овсей Овсеевич Дриз - поэт. Учился в Киевском художественном училище. Служил в пограничных войсках. Автор многих поэтических сборников. Овсей Дриз много писал для детей. Стихи его переведены на многие языки.
(Презентация – кадр №3 – портрет писателя и иллюстрации его произведений).
б)Работа со стихотворением
- Какое время года? (кончилось лето) - на пороге между окончанием лета и началом осени.
(Презентация – кадр №4 - загадка о временах года и иллюстрации ко всем временам года)
- Прочитай стихотворение про себя.
- Сформулируйте вопросы, которые помогут нам лучше понять это стихотворение (запись вопросов, предложенных детьми, на доске)
- Что такое «топ-топ» и «прыг-скок»?
- Что за предметы «трам-там-там» и «ду - ду»?
- Что общего у всех этих предметов?
- Какое настроение создаётся, прочитав это стихотворение?
- Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, которые вы сами сформулировали.
- Всё ли расшифровали в этом стихотворении?
(Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок»-это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пёс и котёнок».
- А вы как думаете? (Расшифровать созданные поэтом образы можно по-разному)
-А что за предметы «дзинь-дзинь» и «тик-так»?
- Маша и Миша поняли одинаково?
- А вы как поняли?
- Маша говорит, что «трам-трам-там» и «ду-ду» - это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд ( показ. игрушки)
- А у вас какое мнение?
- Давайте проверим это (игра на дудочке, на барабане) - несколько учащихся пробуют играть.
- Какие это предметы? (живые и неживые)
- Что общего у всех этих зашифрованных живых и неживых предметов?
(Все эти предметы - звучащие или обладающие голосом)
- Почему поэт их так называет? (Звучащие образы воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни)
Динамическая пауза
Любит барабанить
Тара барабанить барабан.
Если он устанет,
Сразу перестанет
Тарабанить барабан
- Давайте попытаемся ответить на последний вопрос?
- Как изменилась без них жизнь дачи?
- Обратите внимание на слова, выделенные голубым цветом. (Выделены слова: покинули, пусто, тишь, полумрак, уснувшем и грустней)
- Прочитайте ещё раз выделенные слова.
- Какой приём использовал автор? (контраста)
- О чём говорят выделенные слова?
Выделенные слова помогают осознать, что сначала было людно на даче, шумно и весело, а потом стало пусто, тихо и скучно.
Игра «Узнай звучание» - (динамическая пауза) - Звучащие музыкальные инструменты (барабан, поезд, звонок, литавры) – звукозапись
6.Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла».
Музыка П.И.Чайковского «Болезнь куклы»
- Какие ассоциации возникают?
- Найдите в «Музейном доме» картину Мстислава Добужинского «Кукла»
- Ребята! Мы уже не первый раз совершаем поход в «Музейный дом»
Мстислав Валерианович Добужинский - живописец, график, художник театра.
( Презентация- кадр №4)
Поставьте вопросы, на которые нам необходимо ответить, чтобы проанализировать эту картину. (Запись вопросов на доске)
- За окном разгар лета или наступающая осень? (использование лупы и рамочки)
(Блёклые, словно выцветшие желтовато- коричневые цвета рядом с зелёными цветами говорят о наступающей осени.
- Как вы думаете, в доме есть, кто-нибудь, кроме куклы?
- Посмотрите, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (Отсутствие штор, крючок-запор на окне обостряют ощущение заброшенности и пустоты в доме)
- Рассмотрите куклу (использование лупы)
- Возьмите рамку. Выдели на картине фрагмент, который является на ваш взгляд главным.
- Каково переживание художника?
- Какое создаётся впечатление: тишины и заброшенности или шума и детского веселья?
(Одинокая кукла в неудобной позе; пустой уголок двора, видный в окно и цветовая гамма- всё указывает на то, что все уехали , всё создаёт впечатление пустоты и заброшенности.)
- Какими переживаниями с нами хочет поделится художник.
7. Обобщение темы.
- Вернитесь ещё раз к стихотворению Овсея Дриза «Кончилось лето».
- Каким переживанием делится с нами художник Добужинский?
- Прочитать названия темы
- В стихотворении и картине отображены сходные темы и похожие переживания?
(Стихотворение называется «Кончилось лето», а акварель называется «Кукла», поэтому мы можем сказать, что у произведений разные темы, но в них воплощены сходные переживания).
8.Итог урока.
- С какими произведениями вы познакомились?
- Кто их автор?
- Вам понравилось искать общие впечатления от стихотворения и картины.
Прочитать на стр.46. Что предлагает «Учёный Кот»? (Сначала посмотреть картину в «Музейном Доме», а потом прочитать стихотворение).
-Получился ли наш урок таким, каким мы его хотели видеть?
- Кому мы должны сказать особое «спасибо»?
Оцените свою работу на уроке (использование карточки для самоанализа)
9.Домашнее задание.
Я предлагаю вам 3 варианта домашнего задания. А вы выберите то, с которым вы справитесь.
1. Можно выучить стихотворение.
2. Понравилось ли вам стихотворение? Вы можете познакомиться более подробно с творчеством Овсея Дриза, прочитать стихотворения, которые есть у нас в «Хрестоматии».
- Посмотрите, на какой странице они находятся и как называются? (стр.142,144 «На что похож павлиний хвост», «Как я плаваю»)
3.
10. Рефлексия
- Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать, с каким настроением вы уходите с урока?
- Какое «открытие» сделали для себя сегодня?
- Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке литературного чтения?
Учитель:
На мир взгляни разумным оком,
Не так, как прежде ты глядел.
Мир – это море. Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел.