Открытое занятие, проведённое совместно с родителями в 3 «А» классе ГБОУ СОШ № 311 с углублённым изучением физики учителем высшей категории Г.Л.Холодок

Март 2012 уч. год

Урок: "Вода – чудо природы"

Девиз урока:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое...»                                

(французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери)

Цель урока: обобщить знания учащихся о том, что вода - это уникальное природное соединение.

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся о широком распространении воды в природе, её свойствах, значении и охране воды, её роли в природе, в жизни людей.

Воспитательные: активировать познавательную деятельность, развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, выделять главное, самостоятельно работать на уроке; сделать урок сотворчеством учителя и ученика.

Развивающие:
1. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся; развитие познавательного интереса к предмету.

2. Продолжить расширение и углубление представлений учащихся о неживой природе на основе изучения сведений о воде, ее роли в природе, в жизни людей.

План открытого урока

  1. I.       Организационный момент

Объясняются тема, задачи урока, девиз.

      II. Вступительное слово учителя

        Здравствуйте. Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

        Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

 

                                     ( Вода)

Ни умыться, не напиться без воды
Листику не распуститься без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

- Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на поверхности земли в природе. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой и не случайно большинство городов, сел, деревень возникало вокруг рек, озер, морей. Вода – одно из первых природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, и которое на всем её протяжении становится незаметным и незаменимым спутником человека.

Человек начинает свой день, прогоняя остатки сна под освежающей струей холодной воды, пьет её и готовит пищу, вдыхает её вместе с воздухом, отдыхает у воды и пользуется ею как одним из наиболее удобных и эстетических путей передвижения. И вода становится настолько привычной, что её перестают замечать и ценить. Но стоит только хотя бы на несколько часов отключить воду, как сразу,  же возникает масса неудобств потому, что вода у нас используется где? (Ответы детей)

Вода - чудо природы. Ведь чудо - это явление, непонятное человеческому разуму. Между тем о природе воды наука знает сейчас достаточно. Но, говорим же, мы «чудо искусств», «чудо техника»! Эти чудеса созданы руками человека. Вода - чудо, созданное природой, а весь облик нашей планеты - чудо, созданное водой, так как наша Земля дочь Солнца и Воды.

- Докажите, что вода действительно «Чудо природы». - Скажите о ней несколько необычных слов, примеры народной мудрости.

III. Сообщение учеников из каждой группы

«Где кончается вода, там кончается и земля».

«Человек, запомни навсегда: «Символ жизни на Земле - вода!»

 «Вода - кровь земли».

Учитель:

Действительно, некоторые люди называют воду «кровью земли». Именно из-за воды не раз проливалась настоящая кровь. В дореволюционной Армении жители одного селения перехватили воду горного ручья и отвели ее на свои поля. Когда крестьяне соседнего села обнаружили, что у них исчезла вода, то пошли с кольями и вилами в руках на тех, кто отвел ручей.

В годы Великой Отечественной войны наши моряки - десантники заняли небольшой клочок земли на Керченском полуострове в Крыму. А колодец с пресной водой находился между советскими моряками и фашистскими захватчиками. Стоял зной. Людей мучила жажда. Среди краснофлотцев было много раненых. И тогда отважная девушка-моряк Катюша Михайлова встала во весь рост и, взяв ведро, на виду у противника направилась к колодцу. И ни одного выстрела не раздалось с той стороны, пока девушка-воин, набрав ведро воды, тихо шла к своим, боясь расплескать хотя бы каплю драгоценной влаги. Ее подвиг удивил даже врагов.

Велика роль воды в жизни на Земле. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. При потере 4% воды у человека повышается температура, учащается сердцебиение, головная боль. Потерявший 10% воды от веса тела человек ничего не понимает, не способен передвигаться. А если потеря воды 12% - погибает.

Сегодня мы поговорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и о новых интересных открытиях ученых, о правильном использовании, охране воды и других вопросах.

Существует пословица: «Вода - кровь земли». Ученые считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою,

А, в сущности,  просто вода…

Бережная ширь океана

И тихая заводь пруда, –

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это только вода.

Воды на Земле больше, чем достаточно - как пресной, так и тем более соленой. Однако, пресная вода распределена на суше неравномерно. Это ошибка природы. Но не будем упрекать природу: она сделала свое дело - создала воду, нам остается сделать свое - распределить воду по своему усмотрению. Словом, Земля представляет собой шар, окутанный водяными парами и обладающий оболочкой, обильно смоченной и пропитанной водой.

Работа в группах (составление диаграмм)

1 группа 

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

 

2 группа 

Тело человека почти на 2/3 состоит из воды.

 

 

3 группа 

Вода составляет 4/5 растения.

- Как доказать, что вода находится в растениях, почве?

Учитель демонстрирует опыт.

Опыт 1 

В сухую пробирку учитель опускает насколько кусочков свежей древесины.

При нагревании над пламенем спиртовки на стенках пробирки образуются мелкие капельки воды.

Учащиеся формулируют выводы: вода содержится в растениях.

Опыт 2

В сухую пробирку учитель опускает несколько комочков влажной почвы. При нагревании пробирки с почвой на ее стенках образуются мелкие капельки воды.

Учащиеся формулируют вывод: вода содержится в почве.

Вывод: Вода есть на поверхности земли и под землей, в воздухе, в растениях, в животных, в человеке – вода есть везде.

Вопросы-суждения по теме «Свойства воды» (группы задают друг другу вопросы - суждения и отвечают).

1. Каким образом можно доказать, что вода прозрачная?

2. Как доказать, что вода является хорошим растворителем веществ?

3. Как доказать, что вода обладает свойством текучести?

4. Почему зимой рыба и растения не погибают в глубоких водоемах?

5. Как доказать, что лед и снег тают при 0 С?

6. Почему ученые считают, что вода обладает самыми удивительным и необычным свойством - это ее «бессмертие»?

Опыты «Свойства воды»

(Учитель просит продемонстрировать опыты, после окончания работы подводятся итоги)

Задания

1 группа - доказать прозрачность воды.

2 группа - доказать, что вода текуча.

3 группа - доказать способность воды растворять вещества.

Учащиеся должны ответить, что для доказательства прозрачности нужно в стакан налить воды и опустить на дно камушек. Если бы вода была не прозрачной, камушка не было бы видно. Поскольку камушек виден, вода прозрачна.

Опыт 1

 (Мутная вода в стакане, воронка, бумажный фильтр, чистый стакан)

- Что произошло с водой? Какая она стала?

Вывод. Так можно очистить от мути воду. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка — бумажный фильтр.

- Можно использовать и такое сооружение для очистки воды. (Рисунок)

- Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Не случайно в родниках всегда вода чистая, прозрачная. Люди давно заметили свойство песка очищать воду от разных примесей и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

- А вот на больших предприятиях используют огромные очистные сооружения, т. к. им требуется  много воды.

- Можно ли в домашних условиях использовать фильтры?

Опыт 2

Чтобы доказать текучесть воды, нужно взять два стакана и в один из них налить воды, затем перелить эту воду из одного стакана в другой. На столе стакан с водой, пластмассовая пластинка, стакан пустой.

- Наливаем воду на пластинку. Что произошло с водой? Переливаем воду в пустой стакан.

Вывод. Вода – текуча.

3. Чтобы доказать способность воды растворять вещества, нужно в стакан с водой положить немного поваренной соли, размешать смесь стеклянной палочкой. Смочить фильтр чистой водой и вылить в воронку содержимое стакана в другой стакан.

Опыт 3

- Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром. Попробуй воду на вкус в первом и втором стаканах. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала солёной, во втором — сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно.

Учитель в стакан с водой кладет измельчённого мела. Мел оседает на дно. Он хорошо виден.

Вывод. Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом — мутная. Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода — растворитель.

Опыт 3

- Какие виды осадков бывают в природе? (На столе 1 стакан пустой, 1 стакан с водой, детское

ведерко, бутылка)

Берем стакан с водой. Переливаем его в пустой стакан.

Переливаем в детское ведерко.

Переливаем в бутылку.

     - Что произошло? Почему?

Вывод. Вода принимает форму сосуда. Вода не имеет своей формы, а приобретает форму предмета, в который налита.

Опыт 4  

На столе стакан с водой, пластмассовая пластинка, стакан пустой.

- Наливаем воду на пластинку. Что произошло с водой? Переливаем воду в пустой стакан.

Вывод. Вода - текучая

Вывод. Вода находится в жидком, твердом и газообразном состояниях.

Вода – бесцветная, прозрачная жидкость, не имеет формы, цвета, запаха, текучая, вода — растворитель. Вода находится в жидком, твердом и газообразном состояниях (запись на экране).

IV. Проверка знаний

Письменный тест «Состояние воды»

(Учитель раздает каждому ученику карточку с тестом)

-  Выберите правильные ответы и укажите их буквы.

Состояние воды может переходить из:

а) твердого в жидкое;

б) жидкого в газообразное;

в) газообразного в жидкое;

г) жидкого в твердое;

д) твердого в газообразное

 

IV. Проверка знаний

Письменный тест «Состояние воды»

(Учитель раздает каждому ученику карточку с тестом)

Учитель: выберите правильные ответы и укажите их буквы. Состояние воды может переходить из:

а) твердого в жидкое;

б) жидкого в газообразное;

в) газообразного в жидкое;

г) жидкого в твердое;

д) твердого в газообразное.

Ответ: а, б, в, г.

Вывод: вода бывает в твердом, жидком и газообразном состояниях, (консультанты оценивают ответы и выдают жетоны).

Способность воды расширяться при замерзании спасает планету от обледенения. Если бы лед был тяжелее воды и опускался на дно - жизнь бы в водоемах была бы невозможна.

Игра «Водный словарик»

- На предыдущем уроке вам было дано домашнее задание, используя словари найти слова, начинающиеся с «гидро». Подведем итоги. Кто знает больше таких слов?

(Представители групп соревнуются, называя слова, начинающиеся с «гидро» и кратко комментируют их.)

Водный словарик

1. Гидростанция.

2. Гидромонитор.

3. Гидросамолет.

4. Гидропоилка.

5. Гидродомкрат.

6. Гидропровод.

7. Гидропривод.

8. Гидропресс.

9. Гидронасос.

10. Гидрогеолог.

11 .Гидротехник.

- Не все свойства воды пока изучены. И наверняка понадобятся новые странички для нашего словаря, чтобы занести туда новые слова с тем же самым началом.

V. Заключительное слово учителя

Урок хотелось бы закончить словами Антуана де Сент - Экзюпери: Мы начинили урок с девиза (зачитывает).

Я хочу продолжить слова французского писателя о воде.

Вода, нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь!

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.

Ты самое большое богатство на свете!

VI. Подведение итогов

- А как вы думаете, много ли нужно воды?

- А хватит ли ее, если мы не будем беречь ее?

- Что для этого нужно делать?

Представьте, что наша планета стала вот такой. (У учителя в руках глобус, на нем «пятна грязи» - кусочки бумаги разной формы)

- Что это за пятна? Это – загрязнители. Давайте очистим наше голубое пространство. Что для этого нужно делать? (Не выбрасывать мусор, не мыть машины, очищать отходы заводов и фабрик и т. д.)

 (Учитель после каждого слова «очищает» нашу планету от «пятен грязи»)

А теперь, посмотрите, какая будет наша планета, если мы будем ее беречь (глобус стал «чистым»).

 

VII. Заключительная беседа о воде. Итог урока.

- Очень многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде (выставка рисунков и книг). Озёра называют голубыми глазами Земли.

Вот здесь мы взяли слова – высказывания великих людей (на плакатах)

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

А.де Сент-Экзюпери. Земля людей.

Вода - начало всех начал.

Гиппократ

Вода – это жизнь.
Без воды – земля пустырь.

(На доске прикреплены таблички с пословицами о воде)

Была бы водица, а зелень народится.
Под лежачий камень вода не течёт.

Умный человек, как родник.
Много воды - много травы.

- Закончить урок я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане.
И ванне и в бане - всегда и везде
Вечная слава - воде!