Внеклассное занятие, проведённое во 2«А» классе средней школы

№ 311 с углублённым изучением физики

«Как сохранить улыбку красивой »

 

Учитель высшей категории Холодок Г. Л.

 

Цель: 1.Формирование умений аргументировать свою точку зрения.

           2. Развивать умения учащихся вести рассуждения.

           3. Воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание и               бережное отношение к своему здоровью.

           4. Сформировать у детей понятие о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент. «Сотвори солнце в себе» (Этюд для души)

Учитель:

- Отгадайте загадку

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все……..(солнце)

Учитель:

- В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит, и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё  больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Он отдаёт тепло всем- всем.

2. Беседа по теме.

Работа над пословицей « В здоровом теле - здоровый дух»

- Как вы её понимаете?

-Кто мне скажет, что означает слово здоровье?

 Здоровье - состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы.

-Чему мы учимся на уроках здоровья?

- Да. На уроках здоровья мы учимся любить свой  организм, заботиться о нём.

- А какая у нас сегодня  тема?

Ответ на этот вопрос спрятан в загадке:

 Послушайте её внимательно и постарайтесь найти ответ:

«Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими, не отдавая этого?»

(Улыбка)                                                                                                           

-Сегодня мы проводим занятие по теме: «Как сохранить улыбку красивой?»

-Посмотрите на фотографии, на которых люди улыбаются.

-Давайте и мы улыбнёмся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? ( Зубы)

Правильно, у человека зубы вырастают два раза. Первые-  временные, их ещё называют  молочными зубами, их 20. Вторые постоянные, их от 28 до 32. Молочные зубы играют важную роль в развитии  постоянных.

- Как вы думаете почему? ( Они сохраняют пространство  для них, направляют рост постоянных зубов.)

Временные зубы меняются  на постоянные. А что происходит, когда временный зуб выпадает? На его месте  вырастает  постоянный. Этот постоянный зуб будет служить всю жизнь. Смена зубов- естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

 В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка, взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они» (Они - это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.)

-А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

3. Практическое занятие.

Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный. Чем отличаются

молочные зубы от постоянных?

1.Постоянные больше по размеру.

2.Временные бело-голубого цвета.

Это отличие. А сходство спрятано в нутрии. Оказывается строение постоянных и молочных зубов одинаковое. Давайте рассмотрим схему внутреннего строения зуба и назовём его части. Зуб состоит из трех составных частей:

Коронка-часть зуба, которая видна в полости рта;

Корень-часть зуба, которая  располагается в челюсти;

Шейка- часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

-И так, мы знаем  как устроены наши зубы. Как вы думаете, для чего нужны эти знания?

-О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь? Дырка в зубе- всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам.

 (У детей макет зубика, вырезанный из бумаги.  Дети показывают и называют части зуба.)  Что нужно сделать, чтобы зубная боль не попала в замок? ( Закрасить дырочку, как будто заделать вход.)

-Что нужно делать, если возникла зубная боль? (Идти к врачу.)

4. Оздоровительная минутка.

 Люди с самого рождения жить не могут без движенья.

1.Руку опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.

2.Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их замок над головой.

3.Представте, что ваше тело - как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.

4. «Нет!»- Решили они - мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно, сильно.

5.Медленно опустите руки и улыбнитесь!

5.Повторение пройденного.

-Назовите главных помощников, сохранения зубов здоровыми.  (Зубные пасты, щётки.)Выходят дети-персонажи исполнения данной сценки.

Я – Тюбик. Я стану твоим верным товарищем на всю жизнь: куда бы ты ни поехал, я всегда буду с тобой.

И я, Зубная щётка, пригожусь тебе.

Щётка – это от слова считать. Значит, надо писать « счётка» - она считает зубы.

- Да, нет, она чистит зубы. Мы поможем  держать зубы в чистоте.

-Чтобы они были здоровыми снаружи и внутри.

Тюбик. Вы здесь не правы, ребята: зубы больные только снаружи, но вот внутри они совсем даже не белые. Говорю это вам как специалист. Уж кому - кому, а мне, Тюбику, все известно о зубах. С ними я соприкасаюсь каждый день, вернее, два раза в день. Я даже похудел, заботясь о них.

Зубная щётка. От разрушения зубы защищает эмаль. Она состоит из очень твердого вещества. И всё-таки, если за зубами ухаживать неправильно, в них образуются дырки - КАРИЕС. Большая дырка в зубе - всегда больно.

« Я прошу вас взять в руки зубную щётку и повторять все движения за мной .»

1.Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения зубной щётки – верху вниз.

2.Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движение щётки снизу вверх.

3.Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперед назад.

4.Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5.Не забудь почистить язык.

   МОЛОДЦЫ!

6. Разучивание стихотворения.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое;

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

7. Толкование нового слова.

-А что это за слово такое чудное?- СТОМАТОЛОГ?

-Если перевести его с латинского языка, на котором говорили древние римляне,- это зубовед.

  Вы, наверное, знаете, что по- другому стоматолог называется «зубной доктор» или, как когда- то говорили наши бабушки, «дантист». Стоматолог не только «ведает» зубами и лечит их, но и объясняет, как сделать так, чтобы избежать болезни.

8. Это полезно запомнить!

 ПАМЯТКА ( у всех учащихся)

1.Ешьте фрукты и овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.

2.Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.

3.Меняйте зубную щётку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.

4.Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.

9. Найти правильный ответ.

1.Я чищу зубы два раза в день.

2.Я перекусываю фруктами и овощами.

3.Я часто ем сладкое.

4.Я не грызу ручки и карандаши.

5.До еды я не мою руки.

6.После еды я полощу рот.

9 Физическая минутка. (Частушки)

Появляется старшеклассник в роли стоматолога-доктора.

Стоматолог-доктор

Вам мальчишки и девчушки,

Приготовил я частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет

Говорите:

  -Нет! Нет! Нет!

Не грызите лист капустный,

Он совсем - совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Говорите:

-Нет! Нет! Нет!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

 

11.  Закрепление.

Мы научились правильно чистить зубы, а теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. Ответы мы запишем на цветных листочках, вырезанных в форме зубика.  (У детей полоски с ответами; учащиеся выкладывают ответы по порядку.)

- Сколько раз мы чистим зубы в день?

Мы чистим зубы дважды в день

- И делать это нам…(не лень)

- С помощью каких предметов мы чистим зубы?

Три минуты щёткой с пастой.

-Какие зубы надо чистить?

Чистим зубы все подряд.

- Как начинается чистка зубов?

Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.

- А зачем внутри?

Вычищаем всех бактерий.

- А в заключении?

И язык почистим.

- Что ещё осталось нам сделать?

Рот осталось сполоснуть.

12.  Итог занятия.

- Давайте подытожим: верно ли поступаем, правильный ли путь выбрали?

- У вас на столах лежат картинки с изображение девочки. Лицо у неё какое- то безликое, чего - то не хватает ей. (Улыбки)

Давайте оживём это лицо. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку. (Звучит песня «Улыбка»)

Учитель прикрепляет рисунки детей. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе.

  Если только рассмеяться,

  То настанут чудеса-

  От улыбок проясняться

  И глаза, и небеса.

  Ну-ка взрослые, и дети,

  Улыбнитесь поскорей,

  Чтобы стало на планете

   И светлее, и теплей.

Литература

 

  1. Г.Юдин «Главное чудо света», М., «Педагогика», 1991г.
  2. «Ослепительная улыбка на всю жизнь», Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы»., Медиа Сфера, М., 1996г.
  3. «Советы Бобра Суперзуба», Пособие для школьников.
  4. С.Афонькин «Когда, зачем, почему?», Петрозаводск, «Карелия», 1993г.
  5. Г.Зайцев «Твои первые уроки здоровья», С-Пб ,компания «Балтрус», 1995г.
  1. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», М. «Вако», 2004г.

 

Научить ребёнка быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя

знания и умения в согласии с законами природы и бытия - основная цель занятий по охране                               здоровья . Поэтому, в своей работе ориентируюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становления его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ведь изучая себя, особенности своего организма, ребенок психологически готовится к тому, что - бы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

В системе занятий по охране здоровья данное занятие уже не первое, поэтому он строится таким образом, чтобы дети, уходя с занятия, испытывали чувства удовлетворения, лёгкости и радости и желание прийти на занятие снова.

При составлении данного внеклассного мероприятия учитывались возрастные особенности младших школьников, а также уровень подготовленности ребят к восприятию данного материала. Достаточно разнообразный материал, большой по объёму, решил вопрос о применении ИКТ на этом внеклассном занятии.