Конспект урока  по окружающему миру, проведённого в 3 «А» классе

ГБОУ СОШ № 311 с  углублённым изучением физики

 

Учитель: Холодок Галина Леонидовна

 

Предмет: окружающий мир, 3 класс, УМК  «ПНШ»

Тема урока: «Термометр»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для выявления  назначения,  устройства, видов термометра.

Задачи:

Образовательные:

– актуализировать знания  устройства  жидкостного термометра;

– сформировать умения  грамотно читать и записывать показания температуры,  ориентироваться в окружающем мире, используя данные прогноза погоды.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

– формировать коммуникативные умения (работать и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения)

- формировать умения аккуратно пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Развивающие:

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме, работать с научным текстом), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать, делать выводы по  результатам простых опытов),;

- развивать умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые метапредметные результаты:

1) Формирование личностных УУД: адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

2) Формирование регулятивных УУД : целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно; планирование – составление плана действий( с помощью учителя);  самоконтроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка(самооценка) - осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;

3) Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для  выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме;выполнение логических действий - сравнение данных с целью определения общих признаков фонетический анализ и синтез, распознавание объектов, наделённых «выведенными» существенными признаками; построение логической цепи; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.

4) Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание понятное для окружающих; адекватно использовать средства общения при решении коммуникативных задач, работая в группе, в паре.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Познавательные УУД:   умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

  1. Регулятивные УУД:  умение  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.           

 

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О.Н. Федотова) рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс №1 , термометры для демонстрации и проведения практической работы, проектор, компьютер.

 

Содержание и технология урока:

 

1. Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок.

 

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет придела,

Так скорей друзья за дело.

 

- Что  интересного заметили? (Отвечают, что  интересного заметили,  говорят о своём   настроении)

 

2. Мотивирование к учебной деятельности

А. Задания для групп

Вставьте пропущенные буквы в словах. Если затрудняетесь, пропустите слово и подчеркните его красным карандашом.

На заре развития науки  ученые судили о ………………………… тела по непосредственному ощущению. И длилось это довольно продолжительное время – до тех самых пор, пока однажды ……………………………….. в 1597 году взял стеклянную трубку с припаянным к ней небольшим стеклянным шариком, немного подогрел шарик, и открытый конец трубки поместил в сосуд с водой. Это был первый термометр. Термометр – это прибор для измерения температуры различных тел. Термометр состоит из стеклянной трубочки, заполненной …………………………...., которая очень ядовита и опасна для жизни или спиртом. Трубочка прикрепляется к пластинке, на которой нанесены деления. Это ………………………………. термометра. Шкала посередине разделена цифрой ….. . При этом значении вода замерзает. А вот температуру кипящей воды обозначили +100 градусов. Деления, идущие вниз, обозначают знаком …….., а вот деления, идущие вверх знаком ………. И говорят: «выше нуля или ниже нуля». Кружочек вверху это ………………...

С – латинская буква, обозначает фамилию ученого, который открыл и изобрел шкалу термометра - ……………………..… ..

Деление, обозначенное цифрой 0, - граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше нуля, показывают количество градусов тепла, ниже нуля - число градусов холода. 
Термометр состоит из ……….. с нанесенными на нее делениями, стеклянной трубочки. Чтобы точно описать изменение температуры, используют показания шкалы термометра. Внутри стеклянной трубочки находится ртуть или спирт, подкрашенный в красный цвет.

 

Б. - Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный? Где и как можно получить информацию об изучаемом объекте?

(В ходе  коллективного обсуждения дети должны назвать основные методы):

  • Подумать самостоятельно
  • Спросить у другого человека
  • Посмотреть в книгах
  • Посмотреть по телевизору
  • Получить информацию у компьютера
  • Понаблюдать
  • Провести эксперимент

Дети предлагают различные способы: спросить у другого человека, посмотреть интересующий материал в сети Интернет и т.д.

- Как вы думаете,  чем мы сегодня будем заниматься? (Исследовать)

- Чтобы начать исследование, что мы должны сделать вначале? (определиться с темой).

В. - Найдите новый параграф, его заголовок  и определите тему урока.

Рассматривание оглавления  учебника – рассматривание и определение места сегодняшнего урока в данной главе учебника.

- Обозначим цель урока, т. е. чему должны научиться, исходя из темы урока.

Г. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Постановка учебной задачи

Что мы сегодня будем узнавать и  исследовать на уроке?

План

1.Что такое температура?

2.Что такое термометр?

3. Изучить устройство и принцип действия термометра

4. Знать правила для безопасного пользования термометром.

5. Научиться читать и записывать показания термометра.

6. Изобретатели термометров

7. Выявить назначение разных видов термометра.

 

- Проведите  опыт, который поможет тебе ответить на этот вопрос.

- Исследуйте воду в трёх сосудах. (ОПЫТ №1) Работа с учебником стр. 63

В ходе исследования дети приходят к выводу, что жидкость (вода) в трех сосудах одинаковая по цвету, прозрачности, вкусу.

- Определите, одинаковые ли ощущения испытали вы, когда дотрагивались до воды.
Дети: В первом сосуде вода горячая, мы ощутили сильное тепло. Во втором сосуде вода холодная, мы ощутили холод. В третьем сосуде вода тёплая,  мы ощутили слабое тепло.
- Что ещё можно сказать о воде в этих сосудах?

- Определите,  в какой ёмкости холодная вода, а в какой горячая? Определите из двух стаканов холодную и прохладную воду.

Дети: Вода в этих сосудах нагрета по-разному.

- С помощью,  каких органов чувств вы определили, тёплая вода или холодная? (Каждая команда рассказывают то, что написано в тексте, относящееся к данной карточке). - Все ли слова текста вы смогли восстановить?

Дети: Нет. Нам неизвестно, кто изобрел первый термометр.

- Где мы можем с вами ее найти?

Дети предлагают различные способы: прочитать в книге, спросить у другого человека, посмотреть интересующий материал в сети Интернет и т.д.
- Что такое температура? Работа со словарем

Температура, физ., степень нагревания вещества, измеряемого особым прибором.

- А можно определить точно степень нагретости воды, воздуха, тела или почвы? И с помощью чего это можно сделать? (Проблемная ситуация)

-Не всегда можно довериться своим ощущениям, как же быть?

4.  Открытие нового знания

- Температуру чего мы измеряем с помощью термометра?

- Посмотрите на изображения разных термометров.  (Учебник стр.64)

Беседа о видах термометров (Слайд 7)

В зависимости от назначения термометры бывают: воздушные.

- Как вы думаете, для чего они необходимы? (для измерения температуры воздуха в комнате или на улице),

медицинские - Для чего они необходимы?  (для измерения температуры тела человека или животных)

водные – Как они используются? (для измерения температуры воды), почвенный - для измерения температуры почвы.

- Ребята, у всех этих термометров не все шкалы одинаковые.

Медицинский термометр. На его шкале нанесена температура до 420 тепла и 340 тепла. Почему? Да потому что при температуре тела 420 тепла (у человека жар). При такой температуре человек погибает, поэтому на термометре не выносят больше деления тепла.

Комнатный термометр.

У него шкала деления ограничена +400 (500) тепла и 100 холода, потому что в комнате обычно не бывает теплее 400 и холоднее 100 .

Водный термометр. Имеет шкалу с деление от 00 до 1000 тепла и более, потому что при 00 вода замерзает и превращается в снег или лёд, а при 1000 тепла она закипает и превращается в пар.

Воздушный термометр. Обычно имеет шкалу от 500 тепла до 500 холода. Почему?

Потому что в нашей местности холоднее и жарче не бывает и нам хватает этой шкалы.

- Что общее в устройстве всех термометров?

- Стеклянная трубка,  как правило,  заполнена подкрашенной специальной жидкостью.

- Знаете ли вы, как называется маленькое деление шкалы?

- Что необычного заметили на самой шкале ещё?

- Чтобы понять эту запись, проделаем опыт, описание которого дано в учебнике.

- Что вы заметили?

- Какой вывод о принципе действия термометра можно сделать?

- Какую температуру можно измерить с помощью термометра? - Как бы вы ответили на вопрос  Почемучки  в учебнике? (стр.64 учебника)

Чтение по учебнику стр.65 (шведский учёный - естествоиспытатель Андерс Цельсий 1742год – портрет;  чтение по учебнику стр.65)

- Знаете ли вы правила обращения с медицинским термометром? Определяя температуру термометр  нужно держать на уровне глаз, а водный  остаётся в воде.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”.

Б. Записать на доске +5,  -6

- Укажите верную запись стр.67 учебника.  - Где теплее?

- Прочитайте по-разному +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰

В.  Физическая минутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

 

Г. Показ медицинского термометра. Что вам известно? Рассмотрите шкалу медицинского термометра, что заметили?  (Чтение стр. 67 учебника)

Подвести итог: В трубке – ртуть, её пары летучи и ядовиты для организма. (ТБ). У человека не может быть т. ниже 34 и выше 41. У животных своя температура.

- Какое животное может выдержать температуру  до 110 градусов? (Самые  морозостойкие среди животных - утки и гуси.  Они выносят температуру до 110 градусов мороза. Опыты, проводившиеся норвежскими учеными, показали, что они выносят температуру до минус 110 градусов, в то время как белые медведи и тюлени выдерживают только до 80 градусов ниже нуля. 
КОШКА - может выдержать температуру минус 110 градусов по Цельсию. Таким образом, самые стойкие - 3представителя животного мира)

Д. Самостоятельная работа в рабочей тетради стр.24,25 № 33,34 (по выбору)

- Почему важно одеваться по температуре воздуха?

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А. Записать  температуру. Запишите эти значения на листах бумаги: 5° ниже нуля, 10° тепла, 3° мороза, 20° выше нуля, +5, +6.

Б. Обвести в кружок красным цветом самую тёплую температуру, а синим цветом – холодную. Взаимопроверка по группам.

В. Запишите по стихотворению значения температур. Дети читают цепочкой.

а) Жарко. Зной. Плюс двадцать пять!
В воду тянет понырять.
И под солнцем на песочке,
На горячем загорать.

Д. +25 оС или двадцать пять градусов выше нуля, или двадцать пять градусов тепла.

б) Осень. Слякоть. Гололёд.
То ли снег, то ль дождь идёт.
Не отважишься гулять.
Значит - около нуля.

Д. 0 оС.

в) Вот мороз так уж мороз!
Пруд до донышка промёрз.
На коньках бегу кататься,
Хоть сегодня минус двадцать.

Д. -20 оС или двадцать градусов ниже нуля, или двадцать градусов холода.

7. Обобщение полученных знаний

- Обратимся к поставленным задачам в начале урока.

- Все ли учебные задачи решены?

- Решение,   каких задач у вас вызвали затруднения?

- Почему?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

8. Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

-Умею хорошо определять и записывать показания термометра.

-Умею не очень хорошо, определять и записывать показания термометра, мне требуется помощь взрослых.

- Умею определять, записывать показания термометра и могу научить брата, сестру, др.

9. Домашнее задание (по выбору)

1. Задание №35 в печатной тетради.

2. С помощью словаря объяснить, почему прибор называется «термометр».

3. Уч.  стр. 63-67

- На сегодняшнем уроке вы очень хорошо работали. Наиболее активными были…..

- Для того, чтобы вы лучше усвоили материал о термометрах, вам необходимо прочитать текст параграфа, пересказать его и ответить на вопросы. Ознакомиться с правилами пользования термометром.

4. Измерить утром и вечером температуру собственного тела.

5. Измерить температуру воздуха в помещении и на улице.

6. Узнать что-либо о Цельсии и о других изобретателях шкал.

 

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Оценка содержания урока

интересно

 

познавательно

 

полезно

 

продуктивно

 

занимательно

Оценка деятельности на уроке:

 

удивился

 

загорелся

 

загорелся

 

принял решение

 

задумался

 

Оценка внутреннего состояния на уроке:

 

взволнованное

 

удовлетворенное

 

позитивное

 

отличное

 

 

 

11. Итог урока

Рассказ учителя

Главная часть любого из них - стеклянная трубочка, наполненная жидкостью, и пластинка с делениями. Её называют шкалой. Шкалу изобрёл шведский учёный-естествоиспытатель Андерс Цельсия почти 300 лет тому назад, в 1742 году.

Принцип работы термометра основан на способности жидкостей сжиматься при охлаждении и расширяться при нагревании. Свойство расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении имеют и другие жидкости: спирт и ртуть. Поэтому человек стал использовать эти жидкости в приборах, измеряющих температуру тел. Если расширенную часть трубочки, заполненную спиртом, поместить в тающий лёд, то столбик с жидкостью вначале будет опускаться, а потом остановится. Это место на шкале отмечают точкой и ставят число 0 (ноль).

Затем расширенную часть трубочки опускают в кипящую воду. Жидкость расширяется, быстро поднимается вверх и останавливается. Это место также отмечают на шкале точкой и ставят число 100.

Расстояние от 0 до 100 делят на сто частей. Одну такую часть своей шкалы Цельсий назвал градусом. Следовательно, по Цельсию, температура тающего льда или замерзающей воды равна 0 градусов. А температура кипения воды - 100 градусов выше ноля.

По шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчёт градусов тепла ведут от ноля вверх, а холода - от ноля вниз. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число холода - со знаком «- ». Вместо слова «градус» ставят маленький кружочек. Например, плюс пять градусов тепла запишут так: + 50. А пять градусов холода так: -50.

 

- Послушайте стихотворение. Вам необходимо запомнить, какова температура тела здорового человека.

 

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:

Где моя температура? Почему я не горю?

Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть –  читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру и  меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу и  про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Остановись на «тридцать семь»!»

Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!

Пылают щёки (от стыда!)…

Ты нездоров, мой мальчик? Да…

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле –  Тридцать шесть и пять!

 

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Какая температура здорового человека?

- Какова температура больного человека?

- С помощью какого прибора измеряют температуру?

- Что такое термометр?

-  Кто изобрел шкалу  термометра? (Цельций)

- О каких видах термометров мы сегодня говорили?

- На сегодняшнем уроке вы очень хорошо работали. Наиболее активными были…..

- Для того, чтобы вы лучше усвоили материал о термометрах, вам необходимо прочитать текст параграфа, пересказать его и ответить на вопросы.

 

1группа – измерить температуру воздуха в классной комнате;

2 группа – измерить температуру тела одного члена группы;

3 группа – измерить температуру воды в стакане;

4 группа – температуру на улице

 

Каждая группа должна выбрать самостоятельно тот вид термометра, который требуется для выполнения поставленной задачи.

В ходе работы самостоятельно выводят правила работы с термометром

 

Правила пользования термометром.
1) При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.
2) Уличный термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.
3) Температуру по водному термометру отсчитывают, не вынимая термометра из воды.
Правила читают все дети, а один ученик демонстрирует их перед классом.

 

12. Рефлексия.

Сможете ли вы сейчас вставить пропущенные слова, которые вы подчеркнули, работая в группах. Сделайте это.

Отметь на карточке методы исследования, которые ты сегодня использовал на уроке.

Что вам понравилось на уроке? Сможете ли вы объяснить другим людям то, что узнали сегодня? Осталось ли вам что-либо не понятным?

 

 

 

 

 

 

 

Что мы сегодня будем узнавать и  исследовать на уроке?

План

1.Что такое температура?

2.Что такое термометр?

3. Изучить устройство и принцип действия термометра

4. Знать правила для безопасного пользования термометром.

5. Научиться читать и записывать показания термометра.

6. Изобретатели термометров.

7. Выявить назначение разных видов термометра.

 

5° ниже нуля -

10° тепла -

3° мороза -

20° выше нуля -

+5 -

+6 -

Обвести в кружок красным цветом самую тёплую температуру, а синим цветом – холодную.

 

 

Правила пользования термометром.

1) При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.
2) Уличный термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.
3) Температуру по водному термометру отсчитывают, не вынимая термометра из воды.

 

 

Карточка самооценки

Оценка содержания урока

интересно

 

 

познавательно

 

полезно

 

продуктивно

 

занимательно

Оценка деятельности на уроке:

 

удивился

 

загорелся

 

загорелся

 

принял решение

 

задумался

 

Оценка внутреннего состояния на уроке:

 

взволнованное

 

удовлетворенное

 

позитивное

 

отличное