Выступление на семинаре в Нижнем Новгороде  по теме «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей учащихся»

24 марта 2016 года

 

Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят,

— Он из души их достает.

Л. Болеславский

 

На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования.

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Но, необходимо помнить, что успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Я определяю следующие виды развития ребёнка:

  • соблюдение принципа "права на ошибку";
  • переход к учету динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми успехами того же ученика, а не сравнение друг с другом;
  • оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
  • познание явлений и законов природы и общества на уровне сущностей.

Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями.

Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Получается, что все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…. Наше время – это время перемен.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия   и постепенно могут потерять способность к творчеству.

В. А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца. Важно помнить, что решающим условием развития творческой личности является ежедневная работа учителя с учеником с учетом его интересов и способностей.

 

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети,

Трудно с ними – ну и пусть!

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни,

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они!