Межрегиональный семинар «Системно- деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»

Г. Чебоксары                                                                                                                        28.10. 16г.

 

  1. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Чтобы ребёнок осознанно  сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
  2. Задумывалась ли я, учитель с большим стажем о важности данной проблемы? Нет. Решение пришло позже. Многое приходится осуществлять в процессе работы по данной проблеме.
  3. Знакомство с профессиями в своём классе я начала в 2010– 2011 учебном году.  В 2011 – 2012 году эту работу я продолжила. Дети моего класса познакомились с 15 различными профессиями: кондитер, моряк дальнего плавания, лётчик, воспитатель детского сада, архитектор, геолог, журналист, врач, полярник, швея, актёр театра, почтальон, учитель, музыкальный руководитель в д/с .

 

  1. Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл.

 

 

  1. В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.

 

  1. Профориентационная  работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей  по профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей».

 

 

  1. Вопрос «Кем быть?»  является жизненно важным. Ответ на него   оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

 

  1. Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение  к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.

 

 

  1. Цель учителя начальных классов – развить интересы и способности школьников. Задачи профориентационной деятельности в начальной школе таковы:
  • познакомить с разнообразием мира профессий;
  • дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
  • формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;
  • развивать интеллектуальные и твор¬ческие возможности;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

 

  1. Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Первым этапом этой работы становится профинформация, когда учащиеся знакомятся с профессиями людей, чей труд они наблюдают изо дня в день. Цель этого этапа — развитие познавательных способностей на основе разных впечатлений о мире профессий, формирование добросовестного отношения к труду.

 

  1. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры, музыки учащиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей их важность и значимость. Дети получают возможность проявить себя в той или иной роли, проявить самостоятельность, творческое воображение. Очень часто профориентационная работа выходит за рамки урока.

 

  1. Разнообразная внеурочная деятельность младших школьников в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить нашим детям широкий спектр кружков, секций, творческих объединений для   реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время, т.е. организовать соответствующее пространство для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

 

 

  1. Внеклассную  работу по профориентации учащихся начинаю  с первого класса, а в следующих классах продолжаю. Планирую и провожу занятия, используя разнообразные формы, такие как:
  • беседы;
  • игровые занятия;
  • экскурсии;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • встречи с людьми интересных профессий;
  • участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений;
  • семейные праздники;
  • защита проектов и др.
  •  
  1. Мне, учителю   начальных классов,   на уроках и во внеурочное время приходится вести работу в следующих направлениях:
  • показывать учащимся роль труда в жизни человека;
  • привлекать  учащихся к выполнению социально значимых дел;
  • проводить встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями, моими знакомыми, моими выпускниками);
  • вовлекать  учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская);
  • знакомить  учащихся с миром профессий;
  • учить  работе по формированию «Портфолио» («Портфеля достижений»).

 

  1. У учащихся начальных классов только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно-полезная деятельность, в которой участвуют дети (а это может быть уход за растениями, изготовление поделок и игрушек, ремонт книг и др.), оказывает определяющее влияние на формирование их интереса. Когда дети видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовольствие. Для учащихся начальных классов необходимы и важны наглядность и смена видов деятельности, очень важен отбор материала, соответствующий возрасту и интересам ребенка, поэтому цель профориентационной работы в первом и четвёртом   классе будет несколько различаться.

 

  1. Так, в первом классе целью работы может быть расширение знаний о трудовой деятельности, формирование культуры труда, знакомство с профессиями родителей. А в четвёртом   классе, например, знакомство с классификацией профессий, расширение знаний о профессиях нашего города.

 

  1. В результате данной работы учащиеся начальных классов должны:
  •  знать и понимать роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;
  • назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;владеть способами познавательной деятельности:
  • сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений;
  • оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;
  • планировать свою деятельность и контролировать ее;
  • соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.

Во время выступления используется презентация «Встреча с людьми различных профессий»