- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
Виртуальная экскурсия «Царскосельский лицей»
Цель:
Познакомить учащихся с историей Царскосельского музея
Задачи:
Образовательные:
- Расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас;
- Формировать навыки работы с электронно – образовательными ресурсами (ЭОР);
- Вспомнить сказки А.С. Пушкина.
Развивающие:
- Развивать интерес детей к творчеству А.С. Пушкина;
- Способствовать пониманию того, что ЭОР, как и книга – источник знаний;
- Развивать интерес учащихся к художественной литературе.
Воспитательные:
- Обогащать духовный мир детей;
- Воспитывать бережное отношение к книге;
- Формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.
Участники:
4 группы продленного дня 1 – 4 классов.
Организаторы:
Гурская Елена Валерьевна, воспитатель 1 – х классов.
Шабалина Елена Борисовна, воспитатель 2 – х классов.
Куликова Любовь Михайловна, воспитатель 3 – х классов.
Кирьянова Елена Владимировна, воспитатель 4 – х классов.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сегодня мы побываем на виртуальной экскурсии по Царскосельскому лицею. Экскурсию будут проводить ученики 3 и 4 классов.
II. Виртуальная экскурсия.
1 слайд. Коллаж с портретом Пушкина, парком и корпусом лицея.
Первоклассники читают стихи:
Под Петербургом городок,
Где корпуса за корпусами
Наполнены звучаньем нот,
Мальчишескими голосами.
Минуты радости, невзгоды,
В Лицее начинали
Любить, отстаивать, свободу,
Творить и безмятежно жить.
Сердца стучали в унисон
И людям придавали силы,
Когда посмел Наполеон
Пойти войною на Россию,
А юный будущий поэт –
И засыпая, и вставая –
Познал поэзии секрет
И верности родному краю.
Его прекрасная душа
Уже тогда была мятежна,
И вся грядущая судьба
Была поэту неизбежна.
2 слайд. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография К. Шульца по риунку И. Мейера.
Лицей был открыт 19 октября 1811 года или 31 октября по старому стилю. Старый дворцовый флигель был перестроен и заново отделан. Открытие состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия , потекла обычная лицейская жизнь.
3 слайд. Джордж Доу - портрет императора Александра I. Лицейский флигель.
Решение разместить лицей было принято по приказу императора Александра 1. Зодчим лицея был Василий Стасов.
4 слайд. Фотография Лицея.
Так Лицей выглядит в наши дни.
5 слайд. Портрет В.Ф. Малиновского. Литография Лицея 1820 гг.
Первым директором Лицея был Малиновский Василий Федорович . С 1811 по 1814 года.
6 слайд. Репин И. Е. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911
Это актовый зал , где проходили переводные экзамены лицеистов. Он находился на 2- ом этаже. Экзамены проходили в присутствии многочисленной публики. Здесь впервые Пушкин увидел Державина. Державин был в восторге от стихов Пушкина.
7 слайд. Библиотека лицея.
Библиотека находилась на третьем этаже, в арке, соединяющей актовый зал с хорами дворцовой церкви. Здесь все было парадным. Стены выкрашены в голубоватый цвет, потолок расписан гирляндами, дубовый паркет навощен до зеркального блеска. Для читателей стояли ломберные столики и крашенные стулья с кожаными сиденьями. Книги хранились в большущих шкафах вдоль стен напротив окон.
8 слайд. Газетная комната.
Посидев а библиотеке Пушкин заходил в Газетную комнату. В этой небольшой комнате, со стенами расписанными под зеленый мрамор, стоял посередине круглый стол. На нем свежие газеты и журналы.
9 слайд. Учебные классы.
Учебные классы находились на третьем этаже и располагались в четырех комнатах. Самая большая из них физический класс – была в шесть окон, к нему примыкал физический кабинет с аппаратами и приборами. В классах воспитанников рассаживали по поведению и успехам. Последним в классе Пушкин никогда не сидел.
10 слайд. Коридор к спальням. Спальня лицеиста. Режим дня.
Спальни лицеистов находились на четвертом этаже : узкая железная кровать с бумазейным одеялом, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод. Комната Пушкина находилась под номером 14. А вот расписание занятий лицеистов.
11 слайд. Розовое поле. Камеронова галерея. Пруд. Памятник А.С. Пушкину.
Три раза в день лицеистов строили парами и водили в лицейский парк подальше от дворца на Розовое поле. Когда-то, при Екатерине II , здесь росли розы, но они перевелись. Весною, зимою, осенью, когда «августейшее семейство» не жило в Царском селе, парк принадлежал лицеистам.
А это Камеронова галерея с белыми стройными колоннами, в тени которых бронзовые бюсты: боги Олимпа, философы Древней Греции, поэты и императоры Древнего Рима…
А вот большой пруд, где любил сидеть один Пушкин, смотреть на белых лебедей, читать , мечтать, сочинять.
В лицейском садике 1900 году был поставлен памятник юному Пушкину.
В 1843 году Лицея не стало, заново восстановленный музей лицей открылся к 6 июня 1974 года, к 175-летию со дня рождения.
III. Викторина по сказкам А.С. Пушкина.
12 слайд. Портрет А.С. Пушкина.
Давайте вспомним творчество поэта, чьи молодые годы прошли в стенах Лицея, Александра Сергеевича Пушкина. Второклассники будут читать отрывки из его сказок, А вы должны дослушать до конца отрывок, и если узнаете сказку - поднять руку. За правильный ответ получите маленький приз.
13 слайд. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней,
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.
14 слайд. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
15 слайд. Сказка о рыбаке и рыбке.
Говорит старику старуха:
„Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.“
16 слайд. Сказка о попе и о работнике его Балде.
Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
„Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
17 слайд. Сказка о золотом петушке.
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется“.
IV. Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Закончим её словами Александра Сергеевича о лицее, которые нам прочтет третьеклассник.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Спасибо за внимание!