Классный час "Говорим правильно"

4 класс; классный час, посвященный развитию речи.

Учитель начальных классов Шабалина Е.Б.

ГБОУ СОШ 311 с углубленным изучением физики

Санкт-Петербург, 2013г.

Цели:

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Правильная речь - это важное свидетельство общей культуры личности, это один из способов обеспечения достоинства человека, его свободы и уверенности во время общения. Речь - это визитная карточка, по которой составляют впечатление о говорящем.

Правильность речи - соблюдение языковых норм русского литературного языка. А теперь проверим: как мы соблюдаем эти нормы.

  1. 1.      Орфоэпический тест.

 - Поставьте правильно ударения в словах, написанных на доске:

Шофер, фарфор, приговор. Ушел на многие лета. Дверь за ним не заперта.

Дети ставят ударения.

 - Проверить правильно ли мы поставили ударение нам поможет стихотворение Ф. Кривина «Песенка об орфоэпии»

Не зная орфоэпии

Но всем великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

 

Возил не шОфер, а шофЕр,

Не фАрфор, а фарфОр.

Был оглашен не прИговор –

Судебный приговОр.

Ушел шофер на многие

Не лЕта, а летА.

И дверь за ним не зАперта

Была, а запертА.

 

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

2. Определите род имен существительных, подобрав имена прилагательные:

рояль, повидло, мозоль, тюль, вуаль, картофель, лебедь, кенгуру, шампунь, плацкарт(а), манжет(а)

3. Образуйте форму множественного числа:

пара (ботинки, валенки, носки, сапога чулки, туфли, дела, места);

5 кг (апельсины, мандарины, томаты);

отряд (солдаты, гусары, минеры, саперы).

4. Образуйте форму повелительного наклонения.

Положить, класть, поехать, махать, скакать лечь.

5. Исправьте нарушения языковых норм:

Пирожок с повидлой, нет сапогов, юбка длиньше, узнать у библиотекарши, с отчетом за проделанную работу, двое подружек, с обеими государствами, возникнула мысль, три щипца, скучать по вам, ихний пример, двадцать двое суток (надо: двадцать два дня, так составные числительные не могут включать собирательные); не уйду, пока не убедюсь тебя победю; иметь важную роль, играть особое значение, ложи на место, из полтора метров материи, я одела шапку, новой шампунью.

6. Редактирование.

1) "Прождя два часа, мы разошлись"

2) "Возвращаясь домой, шел дождь".

3) "Прочитав произведение, меня одолели мысли".

4) Я скоро выздоровлю".

5) "Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны".

6) "Разгрузивши машины, они стали отдыхать".

7. Распределите синонимы любознателъный, пытливый, любопытный так, чтобы каждое значение соответствовало смыслу предложения.

Около подъезда толпились ... прохожие.

Моя сестра обладает ... умом.

… ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

8. Исправьте ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов.

1.  "На зеленых насаждениях появились первые листочки".

2.  "На траве, на листьях сверкали атмосферные осадки".

3.  "Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луга".

4. "В букете не должен превалировать красный цвет".

Беседа с учащимися.

- Какими качествами должен обладать хороший собеседник?

- Легко ли вы находите контакт с людьми?

- Какие трудности испытываете вы в речевом общении?

- Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

- По каким признакам можно судить о культуре человека?

- Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

- Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

Заключительное слово.

Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи:

Как вы понимаете смысл пословиц?

Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь об этом писал Н.М. Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".

Ученик читает стихотворение С. Островой:

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
Извини меня! -
Это значит:
Исключи меня из вины!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово
тебе
сотворит
добро.

Использованная литература.

  1. Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык "уходит", подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49.
  2. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя// Издательство «Первое сентября», 2002. – 256 с.: ил.
  3. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2002. №1. С.33-36.
  4. Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.
  5. Чуковский К.И. Живой как жизнь// Собрание сочинений в 2 т. М., 1990.
  6. http://festival.1september.ru/articles/529495/