В декабре 2016 года одиннадцатиклассники уже в третий раз будут писать выпускное сочинение. Традиционно перед началом учебного года Совет по сочинению при Минобрнауки объявляет тематические направления, в соответствии с которыми и будут разрабатываться конкретные темы. На этот раз эти направления сформулированы в виде понятийных «двойчаток»:

  1. «Разум и чувство»
  2. «Честь и бесчестие»
  3. «Победа и поражение»
  4. «Опыт и ошибки»
  5. «Дружба и вражда»

Как видно, отношения между членами каждой пары разнообразны, перед нами не обязательно антонимы («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»). Исследованию этих отношений, выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, можно посвятить предэкзаменационное время.

Важно, что «двойчатка» создает определенную разность потенциалов, а значит служит стимулом для возникновения электрического разряда мысли. Этим она отличается и от проблемного вопроса, уже сформулированного за ученика, и от темы-понятия, строящейся вокруг одного семантического центра.

Напомним, что темы сочинений по предложенным направлениям будут сформулированы так, чтобы их можно было раскрыть с опорой на литературный материал. Поэтому к экзамену неплохо перечитать книги, в которых затрагиваются вопросы, связанные с перечисленными в направлениях понятиями. Это вовсе не обязательно произведения из школьной программы. Интереснее всего получаются сочинения, в которых ученик берет ту книгу, которая его действительно затронула – независимо от наличия в программе.

 

Источник: http://slovesnik.org/novosti/itogovoe-sochinenie-ob-yavleny-napravleniya-tem-na-etot-god.html

Темы для итогового сочинения

Разум и чувство 
1. Почему сложные решения рекомендуют принимать “с холодной головой”? 
2. Когда “ум с сердцем не в ладу”? (Грибоедов) 
3. Есть совесть – есть и стыд. 
4. Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель) 
5. Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому. 

Честь и бесчестие 
1. В чем различие между честью и честностью? 
2. Как вы понимаете слова честь и бесчестие? 
3. Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают. 
4. Что значит идти дорогой чести? 
5. Береги платье снову, а честь смолоду. 

Победа и поражение 
1. Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? 
2. Чтобы выиграть “войну” иногда нужно проиграть “бой” (Н. Бонапарт). 
3. Победа над страхом придаёт нам силы. (В. Гюго) 
4. Победы можно быстро добиться, трудно ее закрепить (Ранке). 
5. Самая главная победа – победа над собой. 

Опыт и ошибки 
1. Почему нужно анализировать свои ошибки? 
2. Согласны ли вы с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта? 
3. Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту? 
4. Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”? 
5. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? 

Дружба и вражда 
1. Какие качества раскрывает в человеке дружба? 
2. Друг и приятель – в чем разница? 
3. С другом друг бранится – недруг веселится. 
4. Человек часто сам себе злейший враг (Цицерон). 
5. Согласны ли в с тем, что друг познается в беде?

Примерный список литературы  

Разум и чувство 
— И.С. Тургенев «Отцы и дети», 
— И.А. Бунин «Чистый понедельник», 
— А.М. Горький «Старуха Изергиль», 
— Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот» 

Честь и бесчестие 
— А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель» 
— Джек Лондон «Белый клык», 
— Л.Н. Толстой «Война и мир», 
— В.В. Быков «Сотников» 

Победа и поражение 
— Э. Хемингуэй «Старик и море», 
— Б.Л. Васильев «В списках не значился», 
— Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», 
— В.П. Астафьев «Царь-рыба» 

Опыт и ошибки 
— Джек Лондон «Мартин Иден», 
— А.П. Чехов «Ионыч», 
— М.А. Шолохов «Тихий Дон», 
— Генри Марш «Не навреди» 

Дружба и вражда 
— М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 
— Э.М. Ремарк «Три товарища», 
— Даниель Дефо «Робинзон Крузо», 
— В.А. Каверин «Два капитана»