Тема: Причастный оборот

Тип урока: урок закрепления и обобщения  знаний

Базовый учебник: М.М.Разумовская « Русский язык.6 класс»

Цель:

Деятельностная: закрепить  понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми.

Содержательная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного  по алгоритму на основе текста, индивидуальная дифференцированная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Предметные задачи:

Метапредметные задачи:

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, развивать навыки работы в паре.

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и составления текста.

Личностные: продолжить формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Прививать интерес и бережное отношение к литературному языку и литературе.

Технологии: деятельностного и дифференцированного подхода, критического мышления, смыслового чтения.

Оборудование:

Раздаточные материалы для каждого учащегося: карточки с заданиями. Презентация.

Формы и методы диагностики метапредметных результатов:

1) оценивание учителем и самооценка сформированности УУД при работе с разными типами упражнений на этапе применение на практике знаний и умений;

2) самооценка на этапе подведения итогов;

3) наблюдение учителя за работой учеников в группе.

План урока:

1.Организационный момент. –1 минута.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. –5 минут.

3.Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы –1 минуты.

4.Закрепление  материала. Работа по теме.–10 минут.

5.Физкультурная пауза. –1 минуты.

7.Применение на практике знаний и умений. –20 минут.

8.Рефлексия (подведение итогов урока). – 5 минут.

9.Информация о домашнем задании. –1 минута.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к

уроку, выявление отсутствующих, организация внимания.

-Сегодня писать будем на карточке №1 (см. приложение 1)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

 

Метод.рекомендации: привлечение внимания к раздаточному материалу, с которым учащиеся будут работать на уроке

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

- Начнем урок с небольшой игры-разминки.

Вопросы «Верю - не верю» (см.приложение 1)

Учитель помогает формулировать определение (если есть необходимость).

Далее учащиеся формулируют тему урока самостоятельно.

 

Все учащиеся, отвечая на вопросы, кивают головой.

Если возникают разногласия, то вопрос обсуждается в классе. Учащиеся формулируют правило обособления оборота. Записывают  тему урока.

Регулятивные: умение применять знания в соответствии с целями задания;

Познавательные: обобщение и систематизация изученного ранее по теме «Причастный оборот»

 

Метод.рекомендации: использование элементов технологии критического мышления помогает быстро и качественно обобщить полученные ранее знания.

3.Целеполагание и мотивация.

Учитель  просит сформулировать цель урока учеников самостоятельно.

Учащимся предлагается прослушать увертюру Исаака Дунаевского из  фильма «Дети капитана Гранта».

В ходе беседы выясняется, символом чего являются алые паруса,  называется автор одноименного произведения.

- Сегодня герои феерии «Алые паруса» помогут нам освоить учебный материал.

Цель: повторить и закрепить понятие «причастный оборот», правильно ставить знаки препинания при обороте. А также, где и зачем используют причастный оборот.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно

формулирование целей деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Метод.рекомендации: на данном этапе важно, чтобы сами учащиеся определили цель и задачи урока. Перед учащимися ставится задача: научиться ставить знаки препинания при причастном обороте и понять, где и для чего используют обороты.

Для  закрепления знаний привлекается не абстрактный материал, а основой становятся герои  литературного произведения. Такой материал помогает решать воспитательные задачи и  понять, как причастные обороты используются на практике.

4.Закрепление  материала. Работа по теме.

Работа с карточкой № 1. (см.приложение 1)

Учащимся нужно прочитать текст с пропущенными словами (причастиями). Для того чтобы вставить причастия предлагается несколько подсказок разного уровня.

Первый вариант: самостоятельно без подсказок. Это высший пилотаж.

Второй вариант: с подсказкой, но разного уровня. (см.приложение 2)

1 уровень – сложный

2 уровень – средний

3 уровень – базовый

 Этап проверки. Читаем вслух только причастия.

-Прочитайте текст целиком. Почему его трудно читать?

-Расставьте  пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты.

Определяем: является ли этот отрывок текстом и почему, а также тему, основную мысль, стиль и тип речи.

Выясняем: какова роль  причастий и причастных оборотов в  художественном стиле, и где они чаще всего используются.

 

Учащиеся должны самостоятельно решить, как они будут работать: без подсказки, с подсказкой какого уровня.

На любом уровне можно попросить другую подсказку.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке.

 

 

Учащиеся, на данном этапе, проверяют, только правильно ли подобраны и написаны причастия.

-Читать текст трудно, так как нет знаков препинания.

Работа в парах над пунктуацией и выразительным чтением причастных оборотов.

 Делам  вывод, что в художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально воздействовать на читателя. Причастия  чаще всего используют в книжной письменной речи.

Предметные:

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к систематизации изучаемого предметного содержания.

Метапредметные:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию самостоятельно и с помощью вопросов. Регулятивные: 

формировать ситуацию саморегуляции, умение оценивать свои знания. Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Познавательные: формирование умения самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Метод.рекомендации: форма работы - восстановление деформированного текста на основе полученных знаний. Дифференцированный  подход к повторению материала способствует не только усвоению учебного материала, но и  помогает учащемуся определить уровень своих знаний, самостоятельно выбрать путь решения проблемы. Данный литературный материал дает возможность проанализировать текст, повторить его признаки, средства художественной выразительности, увидеть, какова роль причастных оборотов в речи.

5.Физкультурная пауза

-Немного передохнём.

Физ.минутку проводит заранее подготовленный ученик.

Коммуникативные: умение слушать и слышать своих товарищей.

6.Применение на практике знаний и умений

Работа над созданием собственного текста-описания художественного стиля с использованием причастий и причастных оборотов.

1.На карточке № 2 иллюстрация, на которой изображены герои фильма «Алые паруса» (Встреча Ассоль и Грея) (см.приложение 3).

Рассматриваем иллюстрацию, обсуждаем вместе.

Работа в паре, записываем опорные слова в таблицу (см.приложение 3).

2.Написание сочинения.

Формулировка цели письменной работы: где, как и для чего уместно использовать причастия и причастные обороты.

 Учащимся предлагается сделать выбор:

-самостоятельно работать, пользуясь  планом, который есть на карточке №2

-получить развернутый  план-подсказку для сочинения; (см. приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, с помощью наводящих вопросов, рассматривают иллюстрацию. Работа в паре: ученикам нужно предварительно обсудить какое опорное слово они будут заносить в таблицу, а потом это слово записать в нужную графу. Фронтальная проверка. Обсуждение. Учащиеся формулируют цель работы, а далее выбирают способ работы над сочинением. Если в ходе работы они понимают, что нужна подсказка, получают её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

Формируем умения определять стиль  речи, выделять опорные слова для создания текста,

составлять план, подбирать языковые средства.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Регулятивные: формирование умения составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли на письме.

Личностные: формирование сознания того, что знание языка показатель важнейшей культуры человека.

Метод.рекомендации: использование технологии смыслового чтения – преобразование информации, полученной путем рассматривания и анализа иллюстрации, в таблицу, план и текст – дает широкие возможности в работе над развитием речи учащихся.

7.Рефлексия (подведение итогов урока).

Читаем готовые сочинения.

Подводим итог урока.

Учащимся оценить свою работу на уроке с помощью таблицы (см. приложение 1)

Учащиеся, с помощью учителя, корректируют свои сочинения.

Заполнение таблицы.

Предметные: производить самодиагностику результатов изученной темы.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки.

Метод.рекомендации: после проверки теста разобрать все пункты, которые были выполнены неправильно. Выставление отметок зависит от активности учащихся, с учетом устной и письменной работы.

8.Информация о домашнем задании

-Предположите, какое домашнее задание у вас будет.

Не все успевают  написать и откорректировать сочинение на уроке. Поэтому, тем, кто не успел, доделать работу дома.

Откорректировать сочинение.

Познавательные: умение находить информацию и преобразовать ее в таблицу, схему, текст.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.

Метод.рекомендации: важно задание озвучить до звонка. Желательно, чтобы это сделали сами дети. Записать  в дневник.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2008. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Русский язык. Краткий курс. 7 класс,Т. М. Воителева. Издательство: «Дрофа» 1997
  3. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др;  М: Просвещение, 2013
  4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс». М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2010 г

Издательский дом «Первое сентября»:

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

Методические материалы:

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://nsportal.ru/  Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Приложение 1

Карточка № 1

Фамилия, имя класс

 

Тема урока:

 

тип задания

Справился сам (без подсказок)

Справился сам, воспользовавшись подсказкой №

Справился с работой только после совместной проверки.

Работа с текстом

 

 

 

 

 

Творческое задание в паре

 

 

 

 

 

Итоговая отметка за урок

 Ставлю себе отметку ……, так как я сегодня на уроке ….

 

 

 

Вопросы «Верю - не верю»

  1. Верите ли вы, что у каждого причастия есть определяемое слово?
  2. Верите ли вы, что определяемое слово входит в состав причастного оборота?
  3. Верите ли вы, что если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то надо ставить запятые?

Задание № 1. Работа с текстом. Допишите  пропущенные причастия. Работаем карандашом.

Струя пены                                               кормой корабля прошла через океан белой чертой.

 Грэй лёг у костра и смотрел на                                         огонь воду.

Неизвестный парусник  только что                                                  порт  двигался вдоль берега. Розовые тени скользили по белизне мачт, всё было белым, кроме                                       парусов цвета глубокой радости. Грэй                                          с берега долго наблюдал за ним.

 (по А.Грину)

Приложение 2

Подсказка № 1

Отбрасывать -  (страдательное причастие настоящего времени в форме ед.ч., Р.п., ж.р.)

Отражать - (действительное причастие прошедшего времени в форме ед.ч., В.п., ж.р.)

Покинуть - (действительное причастие прошедшего времени в форме ед.ч., И.п., м.р.)

Раскинуть - (страдательное причастие прошедшего времени в форме мн.ч., Р.п.)

Смотреть - (действительное причастие прошедшего времени в форме ед.ч., И.п., м.р.)

Подсказка № 2

Отбрасывать -  основа глагола + ем + ая

Отражать – основа глагола + вш + ую

Покинуть – основа глагола + вш + ий

Раскинуть – основа глагола + т + ых

Смотреть – основа глагола + вш + ий

Подсказка № 3

Отбрасываемый, отражавший, покинувший, раскинутый, смотревший

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Карточка № 2


Ассоль и Грэй – главные герои произведения А.Грина «Алые паруса».

 

Глагол

Существительное (определяемое слово)

Причастие

Зависимые слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2. Творческое задание. Работа в парах.

 

 

 

Справка

А.Грин закончил писать феерию «Алые паруса» в 1922 году. В  1961 году  советский кинорежиссер Александр Птушко снял фильм по мотивам этого произведения.

Феерия – праздник, сказка

План работы над сочинением:

1.Вступление.

2.Основная часть. Описание.

3.Заключение. Свое отношение к героям, к символу надежды

 

 

 

 

 

Приложение 4

Подсказка. План работы над сочинением

1.Вступление. (2-4 предложения)

В 1916 году А.Грин начал писать свою феерию «Алые паруса.». Работал над ней 6 лет. А в 1961 году  советский кинорежиссер Александр Птушко снял фильм по мотивам этого произведения.

2.Основная часть. Описание.

На переднем плане иллюстрации изображены….

На иллюстрации запечатлен момент встречи…….., главных героев произведения А.Грина «….». Они ….

На заднем плане мы видим……

Это символ…..

3. Заключение. Свое отношение к героям, к символу надежды.

Я думаю…

Мне кажется, что….