Тетерева Ирина Витальевна

 

учитель  биологии

образование:  высшее

педагогический стаж:  35 лет

квалификационная категория:   высшая

награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ

1

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.


Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над звонкой чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

На международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух  словах – БИОСФЕРА  В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет.

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая техноцивилизацию, вошла в противоречие с  законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное.

Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей  изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут  исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей  во взаимоотношении с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизму.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует  тот факт, что нынешний  ХХI век объявлен «столетием окружающей среды». А это значит, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование,  и культуру.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой  информации и даже  стихийного воспитания.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна; состояние экологии  отражает  тот уровень культуры, носителем которого является общество. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой  лежат жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте вечных общечеловеческих  ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности - задача воспитания.

Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости  в детской среде и числа молодых людей, ставшими  жертвами наркоалкогольного и криминального бизнеса, - это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений  с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, самоограничении, созидании.

Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Экологическое воспитание  представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

Содержание термина «экология» понимается так широко, что оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому,  к природе.

Весь окружающий детей мир разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики, техники, мир вещей, слов, мимики, жестов, и наконец, мир самого ребенка.

Школа, урок берет на себя основную нагрузку по экологическому воспитанию учащихся, приобщая их  к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства  отзывчивости  и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.

Хочется привести слова первого президента Римского клуба А.Печчеи:

«Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей».

Отсюда наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры является перевод их сознания в другую ипостась - из  природопотребительской в природосберегающую.

И суть состоит в том, чтобы довести до сознания воспитанников мысль о том, что человек часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности.

В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья - ее образ и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной значимой  для всех ее членов деятельности, режим, культура питания и отдыха.

Практика экологического образования в школе показывает, что основной упор в нем делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. И задача учителя и состоит в том, чтобы использовать различные современные технологии для повышения интереса к изучению проблем экологии.

На своих уроках я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы он позволил подвести учащихся к творческому решению поставленных на уроке познавательных задач и обеспечивать высокий интерес учащихся при изучении биологии.

Познавательный интерес является важным компонентом  эмоционального отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности процесса.

Познавательный интерес – это глубокий  внутренний мотив учения, который вызывает чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса,  повышает работоспособность.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых дней его жизни, а формирование представлений о предмете, устанавливается связью  между знаниями об окружающей среде, развивается интерес к изучению природы с первых уроков естествознания в пятом классе. Я очень люблю эти уроки. Дети пришли  после начальной школы с большим желанием узнать много нового и принесли знания, которыми хотят поделиться. У меня каждый урок с ними – это восторг от их энергии. Поэтому я стараюсь каждый урок сделать интересным, познавательным. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при  объяснении материала  литературную страничку.

Например, при объяснении материала по теме «Вселенная» мы высказываем слова восхищения  Солнцу – источнику света и тепла:

Позволь отдать тебе поклон,

Великое светило,

За то, что в этот год теплом

Ты нас не обделило,

И  в том, что нива не пуста,

Что небывало рожь густа,

И тянет медом с луга,-

Твоя, конечно, доброта…

Но и моя заслуга.

При изучении курса биологии в 6, 7 ,8 классах стараюсь больше уделять внимания  практической части урока (работа с гербариями, коллекциями,  живым материалом на лабораторных занятиях), провожу экскурсии  в Ботанический сад; в 10-11 классах провожу обобщающие уроки в зоологическом музее. Наш город предоставляет такие возможности.

Музей  Гигиены помогает нам провести занятия по курсу  анатомии, физиологии и гигиены человека, по вопросам истории развития медицины, о влиянии курения и алкоголя на организм; при изучении темы « Иммунитет» - опираюсь на материал музея  «СПИД и его профилактика».

Данные уроки дают большой воспитательный и познавательный эффект. После данных уроков очень важно узнать мнение детей, их отношение к изученному материалу. Поэтому контрольно-обобщающие уроки  я люблю проводить по двум направлениям: «Я узнал, что….»,  «Меня удивило…».

Экологические проблемы современности, их значение для сохранения и развития здоровья людей обуславливают необходимость  создания комплексного научного направления – Экология человека.

Лично для меня эта наука представляет большой интерес. Поэтому со старшеклассниками я веду элективный курс «Экология человека».

ЧЕЛОВЕК – единственное на земле существо, которое стало сознательно и целеустремленно изменять и подчинять себе окружающую среду. С расширением сферы хозяйственной и производственной деятельности необычайно раздвинулись границы его обитания. Новые производственные и природные условия нередко оказывали и оказывают неблагоприятное влияние на здоровье настоящего и будущего поколения людей.

Примером тому может служить катастрофа в Чернобыле, трагедия  Аральского моря, загрязнения почвы, воды, воздуха бытовыми отходами.

Наибольший интерес у учащихся  вызывают темы:

«Экологически опасные факторы»,

« Радиоэкология человека»,

«Стресс и здоровье человека»,

«Биологический возраст человека».

Достижения экологии и наши не пропали даром. Мы делаем сообщения, выпускаем информационные бюллетени, проводим уроки здоровья и, конечно, делаем выводы.

Наука  экология показывает нам,

Что в мире все завязано по 4 углам:

Растения, животные, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек.

Земля в круг  солнца вертится,

И жизнь идет по кругу,

А «стол» наш тем и держится,

Что мы «едим» друг друга.

Чтоб в мире не было беды,

Не рви больших кусков,

Ты – царь природы,

И один из четырех углов!

В экологическом образовании наиболее полно осуществляются прогрессивные направления образовательного процесса:

  • соединение различных форм постижения мира, прежде всего науки и искусства;
  • развитие гуманистических  качеств  личности;
  • формирование сознательного и ответственного отношения к миру, понимания своей включенности во все природные и социоприродные процессы.
  • обращенность к различным планам человеческой личности: ее познавательной, эмоциональной, трудовой, волевой и т.д.

Все это позволит в диалоге с учащимися развивать мыслительную,  познавательную и творческую деятельность. Все дает свои результаты - у детей появляется интерес, стремление, азарт.

Учитель высшей категории ГОУ №311

Тетерева Ирина Витальевна.

Эволюция. Контрольный тест.

"

Основы селекции и биотехнологии

Вариант 1

  1. Коллекция семян культурных растений, собранная Н.И. Вавиловым из центров их многообразия и происхождения, имеет большое значение для развития

1) цитологии                           2) систематики

3) эволюционного учения     4) селекции

  1. Какой метод исследования используют в селекции?

1) исторический         2) центрифугирования

3) генеалогический    4) инбридинг

  1. Как называется отрасль хозяйства, которая получает различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов?
  1. бионика  2) биотехнология  3) микология  4) растениеводство
  1. Искусственный перенос наследственной информации из ДНК одного вида в ДНК другого вида лежит в основе
  1. искусственного мутагенеза
  2. генной инженерии
  3. микробиологического синтеза
  4. клеточной инженерии
  1. Растения, выращенные из черенков.
  1. лучше выживают в неблагоприятных условиях
  2. генетически сходны с материнским организмом
  3. имеют признаки двух родителей
  4. неспособны к половому размножению
  1. При     каком     размножении дочерний организм отличается от двух  родительских организмов?

1)   половом    2)   фрагментации    3) вегетативном    4) партеногенезе

  1. Все многообразие современных  пород животных и сортов растений сформировалось под влиянием
  1. модификационной изменчивости
  2. стабилизирующего отбора
  3. искусственного отбора
  4. биологического прогресса
  1. Близкородственное скрещивание в селекции животных применяют для
  1. получения гомозиготного потомства
  2. проявления вредных мутаций
  3. получения новых видов
  4. увеличения числа гетерозиготных особей
  1. Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как у них
  1. клетки не делятся митозом
  2. в клетках не происходит репликация ДНК
  3. гаметы различаются по размеру
  4. нарушена конъюгация хромосом в мейозе
  1. Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём

1) полиплоидизации        2) внутривидовой гибридизации

3) массового отбора         4) искусственного мутагенеза

  1. Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
  1. получению чистой линии
  2. проявлению эффекта гетерозиса
  3. получению межвидовых гибридов
  4. усилению мутагенеза

12.         Отбор, производимый по генотипу, называется:

1) естественным   2) бессознательным   3) индивидуальным

4) методическим

  1. Знание центров происхождения культурных растений используется селекционерами при

1)создании средств химической защиты от вредителей

2) определении числа мутантных генов у сорта

3) подборе исходного материала для получения нового сорта

4) изучении дрейфа аллельных генов в популяции

14. Значение биотехнологии для развития селекции состоит в том, что благодаря ей можно получать

  1. возбудителей заболеваний            2)антибиотики

3)межвидовые гибриды растений      4)минеральные соли

15.В селекции животных применяют

1)искусственный мутагенез       3)полиплоидию

  1. движущий отбор                4)межпородную гибридизацию

16.  Клонированием организмов занимается

1)клеточная инженерия              2)генетика

3)эволюционная биология          4)микробиология

  1. Побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев ранней весной проводят, чтобы

1)защитить дерево от морозов

2)уменьшить газообмен

3)улучшить сокодвижение

4)защитить дерево от солнечных ожогов

  1. Появление сходных мутаций у генетически близких видов и родов  подтверждается законом

1)независимого наследования признаков

2)гомологических рядов наследственной изменчивости

3)единообразия гибридов первого поколения

4)расщепления признаков

  1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при её  выращивании?

1)небольшую потребность в воде и удобрениях

2)большую потребность во влаге и освещённости

3)засухоустойчивость и тенелюбивость

4)быстрый рост на рыхлых песчаных почвах

 

  1. Верны ли следующие суждения о методах селекции?

А. Близкородственное скрещивание как метод селекции позволяет получить гетерозиготные гибриды повышенной жизнеспособности.

Б. Методы биотехнологии применяют для получения необходимых человеку веществ с использованием живых        организмов и биологических процессов в производстве.

1)верно    только А                2) верно только Б

3) верны оба суждения         4) оба суждения неверны

В1. Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового сорта

А) гибридизация

Б) искусственный отбор

В) отбор родительских форм

Г) размножение гибридных особей

С1. Хвост японского петуха достигает 10 м. Поясните, как эта порода была выведена человеком? Почему такие птицы не встречаются в природе?

С2. В результате межвидового скрещивания рыб белуги и севрюги получается межвидовой гибрид – бестер. Эта рыба отличается ценными пищевыми свойствами, повышенной жизнеспособностью. Однако бестеры, как и все межвидовые гибриды животных, не дают потомства. Объясните, почему они бесплодны. Возможно ли преодолеть их бесплодие?

Основы селекции и биотехнологии

Вариант 2

  1. Метод гибридизации  соматических клеток применяют в
  1. гистологии
  2. клеточной инженерии
  3. микробиологическом синтезе
  4. эмбриологии
  1. Какой метод используют селекционеры для получения новых комбинаций нуклеотидов в молекуле ДНК?
  1. микробиологический синтез
  2. генную инженерию
  3. клеточную инженерию
  4. гибридизацию клеток
  1. Клеточная и генная инженерия – это направления
  1. цитологии  2) биотехнологии   3)селекции

4) микробиологии

  1. Клевер высевают в качестве предшественника зерновых культур, так как  почва обогащается
  1. фосфорными и калийными солями
  2. органическими веществами
  3. микроэлементами
  4. соединениями азота
  1. При выращивании растений рыхлят почву для
  1. улучшения минерального питания
  2. усиления притока воздуха
  3. активизации испарения
  4. обогащения почвы гумусом
  1. «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости» – это закон
  1. биогенетический
  2. сцепленного наследования
  3. гомологических рядов
  4. независимого наследования
  1. Чтобы у кукурузы быстрее образовались придаточные корни, человек
  1. прикрывает всходы тёмным укрывным материалом
  2. удаляет верхушки главного надземного побега
  3. проводит перекрёстное опыление растений
  4. окучивает растения
  1. В результате близкородственного скрещивания увеличивается число особей с наследственными заболеваниями в связи с переходом
  1. доминантных генов в гомозиготное состояние
  2. доминантных генов в гетерозиготное состояние
  3. рецессивных генов в гетерозиготное состояние
  4. рецессивных генов в гомозиготное состояние
  1. По какому признаку можно отличить штаммы определенного вида плесневого гриба?
  1. продуктивность синтеза белков
  2. способ полового размножения
  3. наличие гиф
  4. особенности митоза
  1. В селекции растений при вегетативном размножении в потомстве
  1. усиливается генотипическая изменчивость
  2. наблюдается гетерозис
  3. сохраняются признаки родителя
  4. проявляются новые мутации
  1. Известны сорта риса и кукурузы, имеющие зерно чёрной окраски. У какого растения можно получить подобный сорт согласно закону гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова?

1) рожь  2) подсолнечник  3) горох    4) морковь

  1. Начальный этап в селекции животных –
  1. близкородственное скрещивание
  2. получение мутаций
  3. гибридизация
  4. одомашнивание
  1. Выращивание тканей вне организма – пример метода

1) культуры клеток          2) микроскопирования

3) центрифугирования    4) генной инженерии

  1. Для преодоления бесплодия межвидового редечно-капустного гибрида Г.Д. Карпеченко использовал метод
  1. полиплоидии
  2. массового отбора
  3. гетерозиса
  4. культуры ткани
  1. У самоопыляющихся растений наблюдается повышение

1)гомозиготности        3) гетерозисного эффекта

2)  гетерозиготности      4)жизнестойкости

 

  1. При искусственном отборе у организмов формируются признаки, полезные

1) человеку   2)виду   3) биогеоценозу    4) породе

  1. Чем характеризуется гетерозис?
  1. превосходством гибридов по ряду свойств над родительскими формами
  2. подавлением действия генов одного из родителей генами другого родителя
  3. кратным увеличением числа хромосом
  4. наследованием признаком  родительских форм
  1. Искусственно выведенную человеком группу животных называют

1) породой  2)видом   3) популяцией   4) сортом

  1. Полиплоидия применяется в селекции

1) домашних животных      2) культурных растений

3) шляпочных грибов           4) плесневых грибов

  1. Верны ли следующие суждения о методах селекции?

А. Близкородственное скрещивание как метод селекции позволяет получить гетерозиготные гибриды повышенной жизнеспособности.

Б. Методы биотехнологии применяют для получения необходимых человеку веществ с использованием живых организмов и биологических процессов в производстве.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

В1. Установите правильную последовательность этапов работы селекционера при создании  новой породы животных

А) скрещивание производителей для создания  новой породы

Б) скрещивание потомков и индивидуальный отбор по породным признакам

В) методический отбор особей среди полученного потомства от исходных форм

Г) индивидуальный подбор родительских форм для скрещивания

С1. В плодах ряда растений отсутствуют семена (апельсины, мандарины). Что лежит в основе получения таких сортов и как сохраняется этот признак?

С2.В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?

 

Интегрированный урок технологии и биологии  по теме "Гигиена зрения"

 

Тема урока: Гигиена зрения.

Цель урока: Изучить строение глаза и научиться заботиться о здоровье глаз.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. ознакомить учащихся со строением глаза;
  3. познакомить с ролью гигиены зрения в формировании общей картины окружающего мира.
  4. Развивающие:
  5. развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно;
  6. развивать уверенность в себе.
  7. Воспитательные:
  8. формировать гигиенические навыки ухода за органами зрения;
  9. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
  10. овладевать приёмами гимнастики для глаз.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок технологии и биологии  с использованием  ИКТ, ЦОР.

Оборудование:  стенды «Гимнастика для глаз», «Правила бережного отношения к зрению» , компьютер, интерактивная доска, зеркала.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проектные.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя технологии

Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашей соседке по парте? (Добрые, карие, голубые, грустные, весёлые, задумчивые…).

Тема нашего сегодняшнего урока «Гигиена зрения». Вы прочитали тему на доске и у вас возник вопрос: «А для чего это надо?» Давайте подумаем.

На уроках истории вы изучаете, как развивалось человечество с доисторических времен до наших дней.

Вопросы для беседы.

  1. Изменилась ли нагрузка на зрение с течением времени?
  2. Нагрузка на зрение увеличилась или уменьшилась?
  3. Какие факторы увеличивают нагрузку на зрение?
  4. Устают ли у вас глаза?
  5. Как вы ощущаете усталость глаз?

Как вы думаете, какая  цель сегодняшнего занятия.

Цель нашего сегодняшнего занятия заключается в том, чтобы немного узнать, как видят наши глаза, а главное, научиться заботиться о здоровье глаз.  (Говорят учащиеся)

Учитель биологии:

Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются в школе на уроках биологии и технологии, но более углублённое представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.

II. Изучение нового материала

Учитель биологии: Строение, функции, значение зрительного анализатора. (Презентация)

Люди говорят: Не в бровь, а в глаз. Глаза – зеркало души. Беречь как зеницу ока. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах?

По разным источникам, человек получает от 70% до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. (Слайд 2)

Оглянитесь, на вас смотрят …«Глазные пятна» есть даже у простейших организмов.

Глаз стрекозы  состоит из 30 000 простых линз. (Слайд 3)

Гаттерия-имеет «теменной глаз», который различает  свет  и темноту.

Диаметр глаза кальмара 40 см. (Слайд 4)

Строение органа зрения. (Слайд 5-8)

Что мы узнали о строении глаза?

На глаз взгляни, в глазу она

Белым бела и всем видна.

Коль не узнал, пусть даст намек

Яйца куриного белок.  (Белочная оболочка – склера)

Она прозрачна как слеза.

Легка как сон, что юным снится.

Снаружи в мир обращена,

Умытая слезою …………………..(Роговица)

Он – «открытое окно» –

Свет пропускает, а

В нем – темно. (Зрачок) (Слайд 9)

То «худеет», то «толстеет»,

То «привстанет», то «присядет» -

Так при переводе взгляда

Кривизну он изменяет:

Видим близко, видим вдаль.

Сам прозрачен, как хрусталь. (Хрусталик)

«Тощие», числом несметны

На сетчатке …………………

Ловят сумеречный свет,

В потемках выручалочки. (Палочки)

На сетчатке меньше их,

Но пусть их славит лира:

Они щедро дарят нам

Многоцветье мира. (Колбочки) (Слайд 10)

III. Закрепление изученных знаний

Выполнение теста на компьютере, используется цифровой образовательный ресурс. Внешнее строение глаза. Внутреннее строение глаза. (Слайды 11-12)

IV. Практическая работа

Взять двумя руками зеркало и расположить его перед собой так, чтобы было видно лицо, особенно его верхнюю часть Расстояние от зеркала до глаз 25 - 30 см.              1.  Рассматривая видимую часть своих глаз, мы видим:

  1. переднюю  часть  глазных  яблок  и  прозрачную  роговицу,  которая изгибается поверх каждого глазного яблока, как часовое стекло;
  2. белые глазные яблоки;
  3. зрачки в виде круглых черных отверстий,
  4. окружающую зрачки радужную  оболочку,  которая придаст глазам цвет;
  5. брови, веки, влажность глаз.

То, что скрыто за видимой частью органа зрения - внутреннее строение, мышцы, зрительные нервы, зрительные центры мозга нельзя увидеть снаружи.

Таким образом, глаз  оказывается подобным айсбергу - видима только его седьмая часть, а шесть седьмых скрыто под поверхностью воды, то есть лица.

2.        Давайте   понаблюдаем   в   движении   видимую   часть   своих   глаз.
Присмотритесь внимательнее и вы увидите:

  1. глаза не бывают неподвижными. Они постоянно движутся – легко плавно или резко, скачками. Они просто не могут действовать по другому. Разве что усилием воли вам удастся заставить их на минуту замереть;
  2. веки легко моргают подобно перышку или крыльям мотылька, а в момент усталости становятся тяжелыми, как свинец.
  3. Как только  изменяется  освещение, зрачки  невольно расширятся или сузятся;   Это происходит мгновенно, если глаза чувствительны к свету или постепенно при их меньшей чувствительности.
  4. Попробуйте  установить   зрительный   контакт  со   своим  зеркальным отражением. Дайте ему встретиться с вами глазами - и изменится ваш собственный взгляд. Выражение глаз отражает то, что им   приходится видеть. Посмотрите в глаза отражения критически, неодобрительно и ответный взгляд станет еще более строгим и закрытым.
  5. Теперь   посмотрите   открыто,   дружелюбно,   с   интересом.   Покажите глазам   в  зеркале,  как  сильно   их  недостатки  обусловлены   внешним стрессом.

Посочувствуйте их усталости, проявите готовность сделать для них что-нибудь хорошее и вы увидите, что глаза вновь  смотрят открыто и полны ожидания.  Посмотрите в них с сочувствием, пониманием, теплотой.

Так происходит диалог с собственными глазами, в ходе которого можно немало узнать о них и с удивлением заметить, как много можно сказать себе.

 

Отступление.

Мы с вами на уроках постоянно непроизвольно о6щаемся глазами.        Вспомните, какой у меня бывает взгляд, когда работа выполнена на отлично. Когда мы кого-нибудь поздравляем с успехом, какие я вижу лучистые, радостные глаза у вас. А если мы хотим узнать, правду ли говорит человек, то стараемся загляну ему в глаза.    Глаза - зеркало души.     Выполняя упражнения с зеркалом, наши глазки работали. Да и вся наша повседневная жизнь заставляет глаза проделывать слишком однообразную работу. Поэтому особенно важно научить их расслабляться и отдыхать.        Расслабление и отдых.

  1. Похлопывающий массаж
  2. Подтягивание и растяжка
  3. Пальминг

 

Если первые два этапа названиями чем-то напоминают уроки физкультуры, то название третьего этапа - пальминг - новое и незнакомое.

Пальминг - это простой и эффективный способ снятия напряжения глаз. Его придумал американский окулист доктор Уильям Бейтс. (раlm (англ) - ладонь).  Смысл этого способа состоит в том, чтобы как можно полнее изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить в темноту. Дать им отдохнуть. А делается это при помощи ладоней.                                                                                                         1.        Похлопывающий массаж.

  1. потрите   ладони  друг   о   друга.   Расслабьте   их,   совершая   такие движения, как будто вы моете руки. Вытяните пальцы, как если бы вы снимали перчатки;
  2. представьте себе, что напряжение и усталость налипли вокруг глаз, как засохшая глина. Вообразите себе как можно ярче и красочней толщину, цвет и твердость этой глиняной корки;
  3. легко похлопайте кончиками пальцев вокруг глаз, по краям глазниц, по переносице - в том месте, где находились бы очки, а так же сбоку по вискам.

2.        Потягивание и растяжка.

  1. свободно потянитесь и зевните. Вытяните ноги и немного подержите их вытянутыми на весу;
  2. поднимите левую руку с вытянутыми к потолку пальцами, как будто хотите потрогать его кончиками пальцев. Вы чувствуете, как с левой стороны «расправляются» ребра;
  3. проделайте это же правой рукой;
  4. расслабьтесь и посидите спокойно.

3.        Пальминг,

потрите ладони одна о другую, чтобы руки согрелись и наполнились энергией;

  1. закройте глаза. Легко прикройте их ладонями так, чтобы пальцы перекрещивались  на лбу, а края ладоней касались скул. Каждая ладонь образует купол над глазом. Свет в глаза попадать не должен;
  2. обопритесь локтями о стол;
  3. с закрытыми глазами постарайтесь увидеть такой черный цвет, как будто разлили черную тушь. Густой черный цвет, глубокий, как цвет черного бархата;
  4. дыхание должно быть ровным и спокойным;
  5. полностью отдайтесь этому процессу в течение  10  -20 вдохов -выдохов;
  6. продолжайте   держать   глаза   закрытыми,   заканчивая   упражнение, уберите ладони  с  глаз  и дайте глазам  почувствовать  свет сквозь закрытые веки;
  7. 12. потянитесь, как будто вы на минуту заснули. Моргая, оглянитесь
    вокруг.                                                                                                                      Вопросы для беседы.
  8. Уменьшилось ли напряжение в глазах после отдыха?
  9. Освежили ли глаза, проделанные упражнения?
  10. Изменились ли в чем-то ваши зрительные ощущения?
  11. Когда в течение дня можно выбрать время, чтобы выполнить расслабление
    и отдых?                                                                                                                                                            Наши с вами глазки отдохнули.

Точечный массаж. Точечный массаж стимулирует кровообращение в области глаз, воздействует на чувствительную кожу вокруг них, и эта область приобретает здоровый вид. Так как согласно китайской медицине глаза посредством энергетических линий связаны с другими органами – кожей, почками, печенью, желудком, точечный массаж оказывает благотворное влияние и на эти органы.

А теперь выполнение гимнастики для глаз

«Сквозь пальцы»

  1. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы.
  2. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном.
  3. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми

Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  7. Частое моргание глазами.

Каждое упражнение следует повторять не менее 5-6 раз в каждом направлении.

Вопросы:

1. Во время выполнения упражнений наши глаза работали или отдыхали?

2.  Что теперь необходимо сделать, чтобы глаза отдохнули?

Теперь необходимо сделать пальминг.

Питание и зрение.

Хотя масса глаз и мозга составляет всего около 2% от общей массы тела, им уже в спокойном состоянии требуется более 25% всей энергии получаемой в процессе пищеварения. То есть для нашего зрения очень важно то, как питается человек.

В семечках подсолнечника необходимые для глаз витамины содержатся практически в идеальной форме и оптимальном сочетании.

Горсть семечек в день - то же самое, что курс витаминов для глаз, при том что предпочтительнее использовать естественные витамины, а не синтетические.

Проследите  за тем,  чтобы  семечки  были  экологически  чистыми.

Полезный для зрения витаминный салат.

Набор продуктов: 1 морковь, I яблоко, 1 лимон, 2 столовые ложки очищенных семечек подсолнуха, 2 столовые ложки подсолнечного масла (холодной выжимки) или сметаны, 1 столовая ложка мёда.

Способ приготовления.

Яблоко и морковь потереть на крупной терке. Выжать сок из лимона, смешать его с маслом (сметаной), семечками, мёдом и смесью тертой моркови и яблока.

Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли на долго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Моё задание такое
Составить памятку о гигиене глаз
И повторить её советую не раз.

Сейчас много передач по радио и телевидению, где даются самые разные советы. Откроешь газеты и там встретишь много советов на все случаи жизни. Одни советы дельные и нужные, другие вводят людей в заблуждение и ошибочны.

Сейчас мы будем работать с советами и цель нашей работы будет заключаться в том чтобы научиться ориентироваться в море советов. Каждому столу раздаются советы, написанные на карточках. Задача:    выбрать одним вредные и другим полезные советы.

Полезные советы

Вредные советы

Освещение        должно         создавать ощущение удобства

Заниматься   рукоделием   при  плохом освещении

Делать на глаза компрессы  из трав ромашки и мяты

Читать в движущемся транспорте

Кататься     на    лыжах     без     резких остановок и прыжков

Натужаться    и    поднимать   тяжелый груз

Беречь глаза от травм

При воспалении век и засорении глаз лечиться самостоятельно

Употреблять в пищу морковку

Смотреть на солнце и сварку

Промывать глаза чайной заваркой

При езде на мотоцикле не надевать защитные очки

Беречь    глаза   от   попадания    мыла, уксуса, марганцовки

Смотреть телевизор и одновременно делать уроки

Для работы нужен достаточный свет, а для отдыха значительно меньше

Употреблять однообразную пищу.

Учащиеся составляют памятку «Гигиена глаз». Зачитывают результаты.

V. Подведение итогов занятия.                                                                                                        Подводя итоги по физиологическому обоснованию правил гигиены глаза, учитель биологии выступает с заключительным словом:

Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай:
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.

Учитель технологии:

Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз.

В начале занятия  мы  с нами  поставили  цель немного узнать,  как видят наши глаза и научиться заботиться о них. Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?      (говорят учащиеся) Мы узнали, что орган зрения - это не только видимая часть глаз. Научились давать глазам отдохнуть, узнали для чего и как делаются упражнения для глаз, узнали о значимости питания для здоровья человека и для зрения, получили навыки ориентирования в море советов.                                                                             Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами!  Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И Вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»

VI. Рефлексия.

1.  было интересно…

2.  было трудно…

3.  теперь я могу…

4.  я научилась…

5.  меня удивило…

6.  мне захотелось…

VII. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

  1. Научить маму, бабушку, любого члена семьи выполнять пальминг.
  2. Приготовить витаминный салат для зрения и принести отзыв.