Васильева Ирина Анатольевна

"Дорогу осилит идущий..."

(Ригведы)

"Viam supervadet vadens" (лат.)

Блог классного руководителя: 

http://irina2016-school311.blogspot.ru/

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ СТАНДАРТА ФГОС

   УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                И.А. ВАСИЛЬЕВА

 

 

В новых стандартах ФГОС обозначена важность формирования мира нравственных ценностей и инновационный характер обучения младших школьников. Это предполагает деятельное участие, объединение усилий всех участников процесса обучения. Школьники более не являются простыми исполнителями заданных действий, предполагается тесное сотрудничество. Роль педагога становится организующей, технологичной. Не удивительно, что выбор падает на проектную деятельность. Особенно во внеклассной работе.

В нашей гимназии, в воспитательной работе особо выделены темы преемственности поколений, исторической памяти, семейных ценностей. Проект «На фоне Пушкина снимается семейство» гармонично вписан в систему работы. Имя Пушкина выбрано не случайно: старшие дети поэта учились в Гимназии. Проект побуждал к совместному действию классного руководителя, родителей и учеников. Примечательно, что дети второклассники. В первом классе состоялся первый этап становления коллектива, со знакомством, с усвоением правил жизни в классе, правила общения. Второй класс преподал нам урок деятельного взаимодействия ребенка, его семьи и учителя.
Цель данного проекта заключалась в организации культурного досуга семьи в выходные дни, в побуждении к познавательной деятельности, обмену информации, в создании творческого отчета.
Поэтому был выбран творческий вид проекта, поскольку последний предполагает свободный, нетрадиционный подход к оформлению результатов. По комплексности (предметно-содержательная область) он является монопроектом, поскольку посвящен одной теме: места Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанные  с именем Пушкина. По затратам это кратковременный проект, длившийся чуть более месяца. Начало работы началось с постановки целей, задач, основного замысла и определения формы конечного продукта. Далее начались консультации и выдача рекомендаций будущим авторам.
Мы рассмотрели адреса путешествий по городу. Разбились на группы по интересам. Это  стало возможным после обсуждения маршрутов в семьях. Возник план изучения объектов:
1 Истоки жизни поэта связаны с няней. Мы отправились в Кобрино всем классом с родителями. Там семьи были мотивированны на продолжение путешествий. Были сделаны фотографии дома, быта, родителей и детей. Нам стали понятны народные истоки творчества поэта. В сочинениях получили отражение картины быта, незамысловатая утварь, чистота, уют, бережное отношение к миру детства. Строки сочинений легли в основу отчета по поездке.
2 Лицейские годы привлекли другую группу семей. Были сделаны фотографии в стенах учебного заведения. Всеми отмечен возвышенный дух, состязательность талантов Лицейского братства. В своих отзывах, отчетах родители благодарили за задание, заставившее собраться всю семью вместе. И столько освежить в памяти, столько узнать нового!
3 Зрелые годы поэта связаны с Мойкой д. 12 и литературным кафе Беранже. Отчеты, как репортажи с места события пестрели фотографиями, изображениями музейных экспонатов, портретами, стихами.
4 Черная речка – это одноименная станция метро с бюстом и место разыгравшейся трагедии. И горе и величие духа одновременно. Оборвалась жизнь таланта, как наказание слепой и жестокой жизни.
Группа возложила цветы в вестибюле метро и у обелиска.
5 Ещё одна группа семей изучила улицы, носящие имя поэта и его памятники. Семейные фото у зданий и монументов собрали многих домочадцев. Отчеты заставили задуматься, как много мест в нашем городе связаны с памятью поэта  и преображены его именем.
Материалы выбирались, редактировались, соединялись в отчетное выступление перед параллелью вторых классов. Всплеск интереса к литературному творчеству поэта был закреплен дополнительными уроками по внеклассному чтению, домашним семейным чтением, созданием выставки книг.
А в ней были собраны семейные реликвии, даже пережившие блокаду. Эти книги читали несколько поколений. Дети рассказывали о них, их представляли, приобщались к истории семьи.
По мере сбора материала, возникла идея, включить в число объектов для посещения. библиотеку им. А.С.Пушкина
Были изучены возможности библиотеки и решено провести подготовку к викторине по Пушкиниане, побывать в отделе редкой книги и там изучить тематику издательств, рассмотреть экспонаты библиотечного музея, изучить родословную поэта, познакомиться с «двойником» Пушкина, являющегося хранителем экспонатов и литературных сокровищ.
Мы были второклассниками и показалось уместным, включить в проект элементы прикладного творчества. По итогам поездок, викторины, чтения, дети с большим желанием, (дома и на уроках технологии), создавали поделки. Детям был предложен перечень: рисунки, лепка, вышивка, бисер, акварель, обложки к книгам…
В классе возникла выставка работ, дети фотографировались с поделками…
 Последняя идея, возникшая по проекту – это оставить на добрую память детям диск с литературной сказкой «О рыбаке и рыбке».
Откликнулась половина родителей класса. Никто не пожалел время на съемку, подготовку. Съемка велась в историческом классе Гимназии. Далее последовала заключительная стадия исследования всех материалов, определения вида конечного продукта. Это была презентация, пошагово отражающая нашу работу, отредактированы тексты для отчета детям, репетиции и защита презентации.
Анализ результатов проекта дал почувствовать удовлетворение продуктом. Были объявлены благодарности. Семьи – участники перечислены в титрах.
Возникло желание продолжить работу, но уже на новом уровне. Доля участия родителей была очень велика, возраст детей и навыки не позволяли быть более самостоятельными. Эта возможность появилась в четвертом классе. Мы получили задание для параллели: рассказать о близких людях, повлиявших на творчество Пушкина. Так мы открыли второй сезон Пушкинианы «Дети - родителям». Начался этап работы по определению тематического поля проекта, постановки целей и проблем. Теперь уже вместе с ребятами определили, как будет очерчен круг лиц, близких поэту. Сразу появились дети, решившие работать с родословной поэта. Идея того, что славное прошлое рода послужило вдохновением поэту, появилась сразу. Пушкин гордился предками, историей страны, величием её государей. Проектным замыслом послужила идея – ответить на заботу родителей, записавших сказку и подарить диск со своими ответными выступлениями.
Прочитав стихотворение поэта, мы поняли, как дороги ему имения, живописные места. Часть детей занялась изучением проблемы, при каких обстоятельствах, Пушкину доводилось оказываться в местах, дорогих сердцу.
Отдельная группа ребят взялась изучить лицейские годы в лицах: биографии друзей, наставников, педагогов. Жизнь поэта сложна, противоречива, но гений очевиден. Это признавалось даже врагами.
Девочки с большим желанием выбрали темы о музах поэта, его жене и детях.
Вместе разработали план поиска материала: библиотека, домашние книги, интернет ресурсы. Полезные сведения могут содержаться и в предисловиях книг, библиографических справочниках. Мы поучились вносить запросы в поисковую строку. Договорились, что тексты сопровождаются изображениями.
Были сверстаны печатные материалы – книга с иллюстрациями
.
Составлен уголок внеклассного
чтения, где собраны книжные источники информации, энциклопедии, справочники и наш «Самиздат». Эти материалы доступны для чтения в любое время.
Возникла идея создание галереи в лицах. Созданы три стенда, сопровождающие наши отчеты.
 Следующей стадией был отбор для выступления. Оно запланировано как отчет каждого ученика. Началось редактирование текстов. Согласно замыслу и времени. Заключительные штрихи, украсившие экспозицию – это постер, повешенный над книжной выставкой, статуэтка поэта и красная роза.
Отчет прошел на одном дыхании. Уровень подготовленности был высок. Дети были единодушны в оценке и самооценке.
Далее заключительный этапподготовка к съемке, где сложным оказалось сжатие информации под формат съёмок. Выбрали самое яркое и эмоциональное. Многие справились с первого дубля. Фильм монтировали взрослые.
По беседам с детьми стало очевидным то, что два проекта очень гармоничны и смотрятся как единое целое:
 НАША ПУШКИНИАНА!

                                                       

г. Санкт-Петербург

 

Январь 2013 год

                        

Классный сетевой проект

Проект Моя Родина Россия

Дорожная карта урока

скрин 

 

Тема:Жизнь Отечеству – честь никому!
Мы изучаем периоды развития  нашей страны. Нам необходимы обобщения и выводы.
Мотивация:
Сегодня мы работаем в парах, советуемся, договариваемся.
 Вам предстоит рассмотреть большие временные периоды и восстановить порядок событий с помощью цифр.
 На дорожной карте нарушена последовательность. Восстановите её. Готовность покажите.
На интерактивной доске предложения с нарушенной последовательностью.(Дано время)
Самопроверка. Восстановим ход событий..
Чтение вслух с исправлениями на  И/А  доске.
1 Племена славян стали объединяться в союзы для ведения хозяйства и отпора общим врагам.
Каким было это время?
2 Преодоление раздробленности и междоусобиц. А это?( иго)
3 Образование  Княжеской Руси под властью Москвы.( осв. От ига и новые подданные)
 4 Россия - Царство. Возглавляется династией. Первый царь?
5 Рождение Империи при Петре Первом. Расширение границ до Балтики.( сев.война)
6 Укрепление Империи (выход к Чёрному морю). Рост международного авторитета.( Елизавета дочь Петра и Екатерина2)
Выводы:
Дети работают с дорожной картой

Дадим характеристику  процессу  становления  страны.
Подчеркните опорные слова, которые помогут сделать вывод. Постройте речевое высказывание.  
( Единое Государство, расширение границ, Империя, Рост международного авторитета.)
ВЫВОД:
Государство развивается, крепнет его авторитет.
Вопрос: Создание и развитие Государства процесс стихийный ( самостоятельный) или рукотворный (вдохновением ,трудами и талантами)?( Обсуждается в парах и подчёркивают ответ)
ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: Государство развивается трудами и талантами людей.
2  Актуализация.
ТЕМА  урока Сегодня мы поговорим о людях, чьи таланты и подвиги прославили Россию, послужили её Чести  и Общему благу.
Глоссарий: ( Познакомьтесь  с понятиями урока. Как вы понимаете значение терминов?)
Честь воина,  учёного, гражданина - моральная оценка человека обществом.
Общее благо – совокупность общих интересов и ценностей, разделяемых всеми гражданами страны.
Нашему вниманию представлены Лучшие сыны Отечества:
( слайд 3)
1) Ломоносов Мих. Вас.
2) Суворов Ал. Вас.
3) Ушаков Фёд. Фёд.
Нам предстоит составить их автобиографические портреты и оценить  заслуги.
Формируем 3 рабочие группы( по колонкам) Распределяет учитель , ученики записывают  фамилию ученого, полководца…
3 ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ
На листе с вам нужно выбрать факты , которые относятся к биографиям.
Прочтите, Попробуйте выполнять, сможете ли это сделать?
ВЫВОД: Не хватает знаний. Нужно обратиться к источникам -учебнику .
4) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Следует ли читать всем сначала?
Поработайте с источниками, подчеркните, обсудите в паре и отметьте галочками факты биографии  М.В. Ломоносова , А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.
Готовность пары показать.
5) ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
(слайды 4,5,6 с верными ответами)
Ответственная группа отвечает, класс слушает.
1 группа сверяет  отмеченные сведения по слайду и по цепочке строит речевые высказывания о славных делах Ломоносова.
2 группа сверяет сведения и отвечает про Суворова А.В.
6) ФИЗМИНУТКА( дирижирование под музыку Семеновского полка)
3 группа сверяет сведения и строит высказывания по Ушакову Ф.Ф.
7) ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
(слайд 7)
 Что объединяет этих великих людей?
Продолжите фразу, включив термины глоссария: ( впишите)
 Людей   ЧЕСТИ….. объединяет беззаветное служение Родине на общее благо.:
Без них невозможны успехи
Как развивалась Россия на рубеже 18-19 веков?
Найти строки в учебнике. Как трактуют выводы авторы? Передай своими словами.
Сколько потребовалось времени, чтобы построить страну от истоков до империи?( ВЕКА!)
Добавь свои впечатления от трудов и подвигов Соотечественников.

9) РЕФЛЕКСИЯ : попробуем выразить своё отношение к пройденному материалу в задании творческого характера.
( слайд 9) Алгоритм синквейна.
Составление синквейна. Он посвящён великому соотечественнику.
( дети делают записи на листе)
По 1-2 с каждой колонки зачитываются.
10) ИТОГ :  Подумай, что сегодня лучше удалось? Напротив заданий поставьте + и ?
Какими рекомендациями ты воспользуешься? Кто закрасил цветом графу, посчитав + и ?
 8) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: рассказывать о деятельности соотечественников.
Посмотреть фильм, опубликованный в блоге и рассказать самые яркие впечатления об этих замечательных людях.
 Есть распечатки биографий в кл. библиотечке.,  материалы стенда, пользуйтесь.
10.  Напутственные  слова Суворова А.В. по ролику.

11)  Спасибо  за работу. Поблагодарим наших гостей за внимание ( наклон головы)

Комбинированный урок.

фестиваль