Материалы
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ОРФОГРАММ". ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГОВОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.
- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
- Обновлено 08 Май 2016
Урок с использованием технологии диалоговой взаимопомощи
Предмет: Русский язык
Тема: Повторение изученных орфограмм.
Класс: 4
Оборудование: Карточки с правилами
Листы ответов
Презентация к уроку
Блокноты для самоконтроля
1. Орг. момент
Приветствие
2. Орфографическая разминка
Игра «Исчезающее слово» – (работа на обороте Листа ответов)
На экране слова: дырокол, учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка.
Запишите слово с…
1) Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)
2) Сложное слово с соединительной гласной (дырокол)
3) Безударной гласной в корне слова (побежал)
4) Мягким знаком после шипящего (мощь)
5) Парной согласной в корне слова (пробежка)
6) Разделительным мягким знаком (ущелье)
Какое слово осталось? Проверяем: слова исчезают с экрана в нужном порядке. Остается слово УЧИТЕЛЬ
Сейчас вы проверяли свою орф. зоркость – умение обнаруживать орфограмму в слове. А когда опасное место в слове обнаружено, что необходимо? Правильно написать орфограмму. Поэтому сегодня мы с вами вновь проводим урок повторения орф. правил. А слово, которое осталось на доске – не случайно. Сегодня каждый из вас выступит в роли учителя и будет помогать ребятам запоминать трудные правила.
3 Повторение инструкции
На экране инструкция.
Работать будете в шестерках (18 человек).
Остальные работают отдельно.
Чтение инструкции.
Инструкция
- Прочитай свою карточку.
- Найди и заполни свою карточку в листе ответов.
- Вставь буквы в слова, проверь себя.
- Перескажи свою карточку соседу.
- Проверь, как твой сосед заполнил лист ответов.
- Продиктуй слова соседу, проверь и оцени его.
- Выслушай соседа и заполни лист ответов.
- Запиши под диктовку соседа слова в свой лист.
- Пересядь по схеме «ручейка».
- Повтори пункты 4 - 9
Напоминание: «Каждый сегодня – учитель.»
4.Работа в парах.
КАРТОЧКИ
(по одной у каждого ученика, работающего в парах (в шестерках);
весь комплект у учеников, работающих индивидуально;
раздел «Проверь себя» предварительно загибается назад)
1. Прочитай и выучи правило: |
2. Примени правило – вставь букву |
3. Проверь себя: |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Орфограммами являются гласные звуки [а] и [и], которые находятся в слабой позиции – без ударения. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы нужная гласная оказалась под ударением. |
Зап…сал Подстр….лить Л….сток |
ЗапИсал (пишет, записка) ПодстрЕлить (стрелы, стрелка, выстреливать) Листок (лист, листик, листья) |
1. Прочитай и выучи правило: |
2. Примени правило – вставь букву |
3. Проверь себя: |
Парная глухая согласная в корне слова Орфограммой являются глухие согласные звуки в слабой позиции - в конце слов или перед гласными.Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного слышался гласный. |
Завя…ка Ре….кий (лес) Шлан…. |
ЗавяЗка (завязал, завязочка) РеДкий (редок, реденький) ШланГ (шланги) |
1. Прочитай и выучи правило: |
2. Примени правило – вставь, если надо, букву |
3. Проверь себя: |
Непроизносимая согласная в корне слова В месте стечения согласных звуков – [СН], [ЗН], [СТВ] могут встречаться непроизносимый согласный [д], [т], [в] ,[л] Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный был слышен. |
Со….нце Капус…ный Чудес…ный |
СоЛнце (соЛнышко, соЛнечный) КапусТный (капусТа) ЧудеСНый (чудеСА, чудеСЕН) |
1. Прочитай и выучи правило: |
2. Примени правило – вставь, если надо, букву |
3. Проверь себя: |
Удвоенная согласная Слова с удвоенными согласными надо запоминать или проверять по словарю. Иногда удвоенные согласные встречаются на стыке частей слова (приставки и корня, корня и суффикса) |
Рас….вет Окон…ый Суб…ота |
РаССвет ОкоННый СуББота |
1. Прочитай и выучи правило: |
2. Примени правило – вставь, если надо, букву |
3. Проверь себя: |
Разделительный Ъ и Ь Разделительный Ь или Ъ знак пишутся, если после согласного звука слышится звук [й] «Ь» пишется в корне слов послесогласной перед гласными: е, ё, ю, я, и «Ъ» пишется после приставок на согласную перед гласными: е, ё, ю, я. |
Об…ём Л…ют Ул…и Раз…яснил |
ОбЪём (заём, приём) ЛЬют УлЬи РазЪяснил |
1. Прочитай и выучи правило: |
2. Примени правило – вставь, если надо, букву |
3. Проверь себя: |
Мягкий знак на конце существительных после шипящих. В конце существительных, оканчивающихся на шипящий звук [ж], [ ш], [ч’], [щ’] – «Ь» пишется у существительныхженского рода «Ь» не пишется у существительныхмужского рода ! Слышу шипящий на конце – определяю род |
Плащ….. Тиш….. Обруч….. Рож……
|
Плащ – м. р ТишЬ – ж. р Обруч – м. р РожЬ – ж. р
|
1. Прочитай и выучи правило: |
2. Примени правило – вставь букву |
3. Проверь себя: |
Гласные после шипящих ЧА-ЩА пиши с буквой А ЧУ-ЩУ пиши с буквой У ЖИ-ШИ пиши с буквой И (смело – только под ударением!) |
Круж…ть Молч…ть Закруч…. |
КружИть МолчАть ЗакручУ |
1. Прочитай и выучи правило: |
2. Примени правило – вставь букву |
3. Проверь себя: |
Соединительная гласная в сложных словах В сложных словах, то есть в словахс двумя корнями, между корнями пишутся соединительные гласные О или Е
|
Верт….летный Хлеб….печка Син…..глазый |
ВертОлетный
ХлебОпечка
СинЕглазый |
ЛИСТ ОТВЕТОВ (у каждого ученика)
№ |
ПРАВИЛО |
ПРИМЕРЫ |
Оценка |
1 |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Орфограммами являются гласные звуки[ ] и [ ], которые находятся в слабой позиции – ………………………....Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы нужная гласная оказалась ………………….. |
|
|
2 |
Парная глухая согласная в корне слова Орфограммой являются глухие согласные звуки в слабой позиции - в конце слов или перед …………………….. согласными. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного ……………………………... |
|
|
3 |
Непроизносимая согласная в корне слова В месте стечения согласных звуков – [СН], [ЗН], [СТВ] может встречаться непроизносимый согласный [ ], [ ], [ ] ,[ ]. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный ……………………….. |
|
|
4 |
Разделительный Ъ и Ь Разделительный Ь или Ъ знак пишутся, если после согласного звука слышится звук [… ] «Ь» пишется в ………………… послесогласной перед гласными: е, ё, ю, я, и «Ъ» пишется ………………….. на согласную перед гласными: е, ё, ю, я. |
|
|
5 |
Удвоенная согласная Слова с удвоенными согласными надо ………………. или ………………………………. Иногда удвоенные согласные встречаются на стыке ……………………. (приставки и корня, корня и суффикса) |
|
|
6 |
Мягкий знак на конце существительных после шипящих. В конце существительных, оканчивающихся на ……………………………. [ж], [ ш], [ч’], [щ’]– «Ь» пишется у существительных……………... рода «Ь» не пишется у существительных…………… рода ! Слышу шипящий на конце – ………………….. |
|
|
7 |
Гласные после шипящих ЧА-ЩА пиши с буквой ……. ЧУ-ЩУ пиши с буквой ……. ЖИ-ШИ пиши с буквой …….. (смело – только …………………………!) |
|
|
8 |
Соединительная гласная в сложных словах В сложных словах, то есть в словах с……………………………, между корнями пишутся соединительные гласные …… или …….
|
|
|
Инструкция для детей, работающих индивидуально:
(Дети, работающие индивидуально заполняют все 6 карточек и лист ответов.)
Инструкция для индивидуальной работы
1. Прочитай первое правило, найди его в листе ответов и заполни пропуски.
2. Вставь буквы в слова на карточке, проверь себя.
3. Выполни то же самое последовательно для всех остальных орфограмм.
4. Придумай свои примеры (по три слова) на каждое правило, запиши в лист ответов.
5. Повтори все правила.
5. Взаимоконтроль и самооценка.
Отметить правила, которые вам показались наиболее сложными. (значок в кружке)
Задать друг другу вопросы по всем правилам, начиная с самых сложных
Оценить свои знания и умения. Красный, желтый, зеленый цвет – в кружочки.
6. Контроль Тест по всем правилам (6 вопросов)
1. Найди слово, в котором пишется разделительный Ь:
- Под…ём
- По…езд
- Прол…ю
.2. Найди слово с орфограммой – Безударная гласная в корне слова:
- Полет
- полетел
- летчик
3. Как проверить парную согласную в слове «Сказка»:
- рассказ
- сказки
- сказание
4. В каком слове есть непроизносимая согласная:
- Ненас…ный
- Чудес…ный
- Интерес…ный
5. В каком слове есть соединительная гласная:
- городок
- волнорез
- полевой
6. В конце какого слова необходим мягкий знак?:
- Глуш?
- Обруч?
- Плющ?
Проверка
7. Итог урока
Кому понравилось? Чьи «ученики» не делали ошибок? Кто стал знать орфограммы лучше?
8. Д/з Составить орф. диктант из 6 слов на наши правила.