Проектно-исследовательская работа на уроках английского языка

Выступление на городском семинаре

 

«Панорама опыта – проектная деятельность как основа внедрения ФГОС общего образования при интеграции урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку в школе» (Федорова Г.А.)

 

 

Проектно-исследовательские работы и использование ИКТ на уроках англ.яз. это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования и уровнем развития учащихся. Подрастающее поколение нужно готовить к жизни в быстро меняющемся информационном пространстве. Компьютер – активное средство развития, он расширяет возможности познавательной деятельности, возможности реализации потенциала учащихся.

 

Использование ИКТ – это не только веяние времени, не только возможность разнообразить виды учебной деятельности, не только мощное средство мотивации, но и просто требование к выполнению программы, по которой мы работаем. Школа 311 – школа с углубленным изучением физики и, частично, информатики. Поэтому проектно-исследовательские работы обязательно сопровождаются электронными презентациями, даже в начальных классах.

 

В связи с этим существует 3 основные направления в работе над проектами:

1. Проектные работы по программе УМК

2. Проектные работы, связанные со спецификой школы

3. Работы в рамках международных проектов

 

Во всех классах на уроках обобщения и систематизации знаний учащиеся выполняют проектные и творческие работы, компьютерные презентации представляют и защищают пeред учащимися класса. Это развивает творческие, исследовательские способности, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые полезны в жизни.

Следует добавить, что это предусмотрено программой – в учебниках всех параллелей есть задания по созданию проектных работ по всем темам – школа, увлечения, экология. Вот только небольшой перечень заданий в учебнике для 11 класса:

1. «Образ мышления» Цитаты известных ученых – Эйнштейна, Менделя, Нильса Бора, Леонардо да Винчи и др. о том, как следует искать решения научных проблем. Задание – обосновать их суждения, опираясь на опыт их жизни и их открытия.

2. «Верить или нет?» НЛО, научные и псевдонаучные открытия – найти сведения, доказательства тех или иных загадочных явлений

3. «Будущее твоего города» - найти информацию о планах развития города

4. «Увлечения» - презентация самых необычных увлечений

5. «Образ жизни людей твоего региона»

 

Учащиеся с удовольствием и энтузиазмом выполняют такие задания, некоторые из них достойны того, чтобы и в дальнейшем использовать их на уроках английского языка.

 

Второе направление – проектные работы, связанные с углубленным изучением предметов – физики и информатики. Учащиеся, начиная с 7 класса, изучают биографии и научно-исследовательскую деятельность великих ученых-физиков и математиков. Особое внимание уделяется ученым из англоязычных стран. Эти работы преследуют 2 цели. Во-первых, ребята знакомятся с миром физики и физиков, во-вторых, начинают осваивать научную лексику, которая очень пригодится им в дальнейшем. На старших ступенях работы посвящены отдельным научным достижениям в области физики и математики. Есть работы, в которых отражен творческий процесс самих учащихся, например, работа над созданием робота учащегося 11 класса Андрея Свечинского, который в группе с ребятами стал победителем всемирной олимпиады по робототехнике. Или работа учащихся 11 класса по математике «Пифагоровы числа-тройки».

 

Возникает вопрос – почему эти проектные работы выполняются на английском языке? А связано это с третьим направлением – международные проекты. Проект сотрудничества с итальянской школой начат сравнительно недавно, но уже многое удалось сделать. Не случайно выбрана школа с политехническим уклоном, цель нашего с ними сотрудничества не только культурный обмен, но и обмен в области физики, математики, информатики. Вот здесь и пригодится тот запас лексики, который учащиеся осваивают в процессе выполнения проектно-исследовательских работ. В процессе подготовки к поездке в Италию было выполнено несколько работ с презентациями по таким темам как «Италия и итальянцы в нашем городе», «Архитекторы Италии и С-Петербург», «Наш район Купчино», «Наша школа», чтобы познакомить итальянских ребят с городом, районом и школой, куда они приедут в сентябре. В прошлом году нашей школе исполнилось 45 лет, к юбилею была подготовлена презентация «История школы» на англ. языке, которая очень пригодилась в Италии. В программе международного проекта предусмотрены видеоконференции, олимпиады онлайн по физике и математике. И так как связь не всегда качественная, бывают сбои, то ребята готовят заранее презентации по некоторым проблемам и задачам, которыми они хотят поделиться. И конечно, по окончании визита сделаны презентации о результатах визита, но предстоит сделать еще очень многое. В планах – проекты экскурсионные по нашему городу, проектные работы к уроку литературы (часть проектов уже есть), а также использование презентаций о достижениях великих физиков и математиков России.

Еще один проект был с турецкой школой, которая предложила свой вариант нахождения пифагоровых чисел. Мы получили презентацию их проекта (на английском языке), обсудили его на видеоконференции, затем наши ребята под руководством учителей математики развили их идею, оформили свою презентацию и отправили в Турцию.

 

Главный результат выполнения проектно-исследовательских работ – их практическое применение, это является мощным стимулом для учащихся не только работать над проектами, но и изучать иностранный язык.