Методическая разработка урока по теме « Закон Архимеда .Решениезадач по теме давление, сила Архимеда»

Методическая разработка урока по теме  

« Закон  Архимеда .Решениезадач по теме давление, сила Архимеда» 

 

Пояснительная записка.Данный урок проводится в7 классе (УМК КабардинО.Ф.и др.)и является уроком открытия нового знания. Структура урока соответствует технологии деятельностного метода обучения, которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов [2].Применение данной технологии создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей, обеспечивает комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя на уроке 

Цель: создавать условия. совершенствовать знания, умения, навыки при составлении.оформлении и решении задач на расчет давления.силы Архимеда 

Задачи:  

1)организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения наблюдать за объектами, сделанными человеком; 

2)способствовать расширению представлений учащихся о зависимости человека от природы, его воздействия на неё; 

3)способствовать формированию коммуникативных, позитивных и регулятивных ууд. 

4)формировать умение строить и использовать алгоритм  составления решения и оформление задач; 

5)формировать универсальные учебные действия: 

  • личностные: формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; 

  • регулятивные: умение определять цель учебной деятельности,самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, вносить необходимые коррективы; 

  • познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, выполнять действия по алгоритму; 

  • коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, учитывать мнение других людей, организовывать взаимодействие в паре. 

Тип  урока -Урок изучения и закрепления знаний. 

Форма проведения Урок 

Организационные формы обучения : фронтальная работа, самостоятельная работа,  работа в парах, коллективная работа. 

Оборудование:  

  • учебник  для 7 класса «Физика» О.Ф. Кабардин,   ; 

  • рабочая тетрадь к учебнику; 

  • Приборы из комплекта по механике; 

  • сигнальные карточки красного и зеленого цвета; 

 

Разрыв страницы 

 

ЭТАПЫ УРОКА 

 

Этапы урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Планируемые результаты 

Формы и методы диагностики 

Предметные 

Метапредметные 

Личностные 

1. Актуализация знаний 

Организует актуализацию изученных способов действий. 

Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

Выполняют самостоятельно задания на изученные способы действий. Осознают свою область «знания», сами определяют, что необходимо повторить, чтобы освоить новые способы  действий. 

Умение приводить эксперимент составлять таблицу. Используя табличные данные формулироватьновые задачирешать и оформлять их по алгоритму. 

Регулятивные (Р): 

самостоятельное оценивание правильности выполнения задания, внесение необходимых корректив. 

Познавательные (П):умение ориентироваться в своей системе знаний. 

Коммуникативные (К):умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 

Формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. 

Прием «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать» 

2. Целеполагание 

Предлагает проблемную ситуацию. Задает наводящие вопросы. 

Подводит учащихся к определению цели и темы урока. 

Пробуют разгадать «загадку». 

Осознают проблемную ситуацию. 

Формулируют цель и тему урока. 

 

(Р) определение цели учебной деятельности 

(П) анализ условия,поиск способа решения задачи 

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений 

Формирование познавательного интереса к изучению нового 

 

3. Открытие нового знания 

Организует работу по «открытию» алгоритма составления и оформления задач по результатам полученным при работе с приборами.  

Отвечают на вопросы. Составляют и проговаривают план действий. Формулируют алгоритм. 

Знание алгоритма составления и оформления задач по результатам полученным при работе с приборами.  

(Р) прогнозирование результата и определение средств решения проблемы 

(П) структурирование знаний 

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений 

Формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. 

 

4. Первичное закрепление 

Организует усвоение учащимися нового способа действия. 

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма у доски и в парах. 

Умениесоставлять и оформлять задачи  по результатам полученным при работе с приборами.  

(Р) умение проговаривать последовательность действий 

(П) выполнение действий по алгоритму 

(К) умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, организовывать взаимодействие в паре 

Формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. 

Взаимоконтроль при выполнении заданий в парах 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу 

Организует проверку знаний. При необходимости осуществляет коррекцию. Подводит итоги самостоятельной работы 

Самостоятельно выполняют задания по вариантам. Осуществляют самопроверку по образцу. Следуют своему маршруту при решении задач. 

Умение составлять и оформлять задачи  по результатам полученным при работе с приборами.  

(Р) умение находить и исправлять свои ошибки; определение степени успешности выполненной работы 

(П) выполнение действий по алгоритму 

Формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. 

Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценка  

6. Включение в систему знаний 

Предлагает задание, содержащее изученный ранее материал. 

Самостоятельно выполняют задание, используя подсказки.  

Обсуждают решение в парах. Делают выводы о возможных способах решения задачи. 

Знание о других способах проведения эксперимента 

(Р) прогнозирование результата 

(П) построение логической цепи рассуждений 

(К) умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, организовывать взаимодействие в паре 

Формирование познавательного интереса к изучению нового 

Взаимоконтроль при выполнении заданий в парах 

7. Рефлексия 

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Организует обсуждение и запись домашнего задания 

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. 

 

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 

Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности 

Вопросы для рефлексии 

Самооценка  

 

 

 

 

 

 

 

Разрыв страницы 

 


ХОД УРОКА 

1 этап. Актуализация знаний 

 «Скиапарелли» был запущен вместе с орбитальным модулем в составе аппарата «Экзомарс-2016» с площадки № 200/39 космодрома Байконур 14 марта 2016 года в 9:31:42 UTC. 16 октября «Скиапарелли» отделился от TGO при подлёте к Марсу и спустя 3 дня вошёл в атмосферу планеты. 

Во время спуска чего связь с аппаратом прервалась,  

- Ребята,давайте проанализируем, из-за чего связь с аппаратом прервалась,какиедействия нам нужнонаучиться выполнять чтобы предотвратить катастрофу? (Проводить измерения ,составлять задачи,решать задачи и оформлять так,чтобы было понятно всем работающим по этой проблеме.) 

и прочитайте задание №1:learningapps.orgДавление в жидкостях и газах. 

 

Выполните задания а) – д) по порядку, записывая решение в нужный столбик таблицы 

 

Знаю 

Повторить 

Хочу узнать 

 

 

 

 

  • Если задание не вызывает трудностей, то его следует поместить в столбик «Знаю». 

  • Если задание вам знакомо, но вызывает трудности при решении, то его следует записать в столбик «Повторить». В этом случае вы можете обратиться к учителю за помощью. 

  • Если вы впервые сталкиваетесь с таким заданием, то выписываете его в столбик «Хочу узнать». 

- Проверим правильность выполнения заданий (слайд).  

- Какие задания оказались в столбике «Хочу знать»? При необходимости учащиеся комментируют решение задания, вызвавшего затруднения. 

 

На данном этапе происходит включение учащихся в учебную деятельность. Использованный прием «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать» позволяет ученику определить, что необходимо сначала повторить, прежде чем переходить к освоению новой темы 

 

2 этап. Целеполагание. 

- Перейдем к заданию №2. Ребята, давайте проанализируем, из-за чего связь с аппаратом прервалась, какие действия нам нужно научиться выполнять чтобы предотвратить катастрофу? (Проводить измерения ,составлять задачи,решать задачи и оформлять так,чтобы было понятно всем работающим по этой проблеме.)С моделируем ситуацию-гирька массой 100г(аппарат для изучения Марса вода-моделирует атмосферу Марса)Какие величины аппарата и атмосферы можно измерить с помощью приборов?(динамометр измеряет вес тела,силу тяжести,,геометрические размеры бруска) 

Измерить и сделать таблицу. 

Вес в воздухе 

Вес в воде  

 

 

 

 

- Что у вас получилось? Почему? 

Учащиеся называют свои вариантыответов. 

- Какие величины, используя полученные данные о аппарате и атмосфере, можно рассчитать, необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос: как не допустить катастрофы? (выталкивающую силу,,действующую на аппарат. 

- В чем заключается трудность?Нужносоставлять задачи,решать задачи и оформлять так,чтобы было понятно всем работающим по этой проблемеобосновать, как вы получили ответ.  

- Поэтому, как вы думаете, какова цель этого урока?  

Нужносоставлять задачи,решать задачи и оформлять так,чтобы было понятно всем работающим по этой проблемеобосновать, как вы получили ответ.  

 

- Сформулируйте тему урока и впишите ее в рабочий лист.  

(« Закон  Архимеда .Решение задач по теме давление, сила Архимеда) 

 

На этапе целеполагания создаётся проблемная ситуация. Учащиеся в процессе самостоятельного выполнения задания обнаруживают, что не знают способа решения задачи. Коллективная проверка результатов, выявление затруднений при выполнении задания приводит к пониманию того, что необходимо создать новый алгоритм действия. 

 

3 этап. Открытие нового знания. 

- Итакчтобы найти силу Архимеда. Что для этого будем делать? 

 (Определим вес тела в воздухе и вес тела в воде 

Подробное решение проговаривается и выписывается на доске. Учащиеся записывают его на рабочем листе. 

 

После разбора конкретного примера, какой ваш план действий дальше?  

Несколько учащихся произносят алгоритм.смотри образец. 

На данном этапе  

 

4 этап. Первичное закрепление. 

Учащиеся решают типовые задания в тетради:  

  • ФигураРешение с проговариванием алгоритма у доски.                       

Дано:                             Решение:                                          

Рввозд=                            Fарх=Рввозд-Рв вод 

Рв вод=                                  

ФигураНайти:                      Fарх   = 

Fарх=                             Ответ: Fарх= 

  • Решение с проговариванием алгоритма по очереди в парах.  

На данном этапе урока работа ведется фронтально и в парах. Таким образом, каждый ученик имеет возможность проговорить алгоритм. 

 

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. №634 №633 №635№532 

                                                                        д\з№530№531№636 

- Выполните задание  

ФигураДано:                             Решение:                                          

 

ФигураНайти:   р=                                                   Ответ:  

 

 

 

                        

                        

Дано:                             Решение:                                          

ФигураF=                                    

ФигураНайти:                          

                                       Ответ:  

 

 

 

 

 

- После завершения работы возьмите образец и проверьте свое решение. В случае неправильного ответа, попробуйте самостоятельноопределить, что привело к ошибке, и исправить ее. Если это не удается сделать, обратитесь к учителю.  


- Оцените свое решение (прием «Светофор»), закрасив соответствующий круг, и перейдите к следующему заданию. 

 

- Подведем итоги самостоятельной работы.  

(Никто не отметил красный круг. Алгоритм вам понятен.А если ошибки были допущены, товы смогли найти ихи исправить)   

 

Учитель имеет возможность сразу увидеть как учащиеся справились с заданием, соотнести полученные результаты с поставленной целью. 

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. 

6 этап. Включение в систему знаний. 

- Придумайте другиезадачи из задания №2. 

Подсказки: 

а) Объясните, почему   

……………………………………………………………………………………………………... 

………………………… 

д) Сделайте вывод………………………………………………………………………………… 

……………………………………………………………………………………………………... 

 

 

7 этап. Рефлексия. 

- Подведем итоги урока. Ответьте, пожалуйста, на вопросы в конце рабочего листа: 

На уроке я поставил цель ……………………………………………………………………... 

Достиг я поставленной цели? ………………………………………………………………… 

Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить их) ……………………. 

 

[Символ] Оцените свою деятельность на уроке, закрасьте соответствующий круг («Светофор»). 

Красный - Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться. 

Жёлтый -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали. 

Зелёный -  Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно. 

Домашнее задание 

 

Использованная литература 

  1. Физика. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Ф.Кабардин. – М.: Мнемозина, 2013. 

  1. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000..», 2010. 

  1. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб. КАРО, 2013. 

  1. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2014.