конспект урока"Образование и культура в XVIIвеке"

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 311

с углубленным изучением физики

Белградская д.14, кор.2.

774-32-25

 

тема: « Образование и культура в XVIIвеке»

7класс

 

Выполнила учитель

истории и   обществознания

ГБОУ СОШ  311

Шигина Т.В.

Санкт - Петербург

2012 – 2013 уч. г.

 

Тема: «Образование и культура вXVII веке»

( 7 класс, технология естественного обучения)

Цель:

привлечь внимание учащихся к причинам усиления интереса к образованию и науке в 17 веке, подвести учащихся к пониманию актуальности знаний по искусству  17 века, обеспечение усвоения знаний об особенностях   культуры 17 века, ее главных достижений в области образования, науки, литературы и искусства; воспитание чувства  прекрасного, коммуникативных способностей, умения работать в группах различного состава, чувства товарищества, умения слышать оппонента; развитие познавательного интереса через примеры, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, развитие навыков работы с текстом, развитие ассоциативного мышления.

Оборудование: Оборудование: компьютер,  мультимедиапроектор, презентация, лист опорного конспекта и листы заданий по группам.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: методы  технологии естественного обучения  с  личностно-ориентированным через чтение и письмо, мозгового штурма, метод проектов.

 

Ход урока:

1 этап:

Введение в тему. Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит познакомиться с достижениями культуры 17 века. Вы будете работать в группах, каждая группа будет знакомиться с одним из направлений культуры и составлять кластер по данному направлению, а затем мы ваши кластеры  соединим,  в один общий, большой кластер «Культура 17 века».  В итоге у вас будет представление не только о достижениях в области того направления культуры, над которым работала ваша группа, но и о культуре 17 века в целом.

Сейчас мы с вами поработаем в парах, каждый из вас  видит на столе вопросы по теме: «Образование и культура в XVII веке», вы должны на них ответить (лист №1), после чего, вы приглашаете меня  и я выслушиваю ваши ответы.

1.Как церковь способствовала развитию российского просвещения?

Обучение грамоте велось "мастерами" из лиц духовного звания, обучали детей, начиная с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтиря. Стали устраиваться школы, в основном при монастырях.

Усилению европейского духовного влияния содействовала в оп­ределенной мере и церковная реформа патриарха Никона, по которой унификация церковных книг и обрядов была проведена по греческому образцу. Русская культура при внешних заимствовани­ях оберегалась от западно-христианского воздействия. Система об­разования курировалась православной церковью. Славяно-греко-ла­тинская академия, созданная при Федоре Алексеевиче, действовала как центр русского православия, русской культуры.

2.Какова роль руководителей государства в развитии   образования?

Несомненно, что разрыв в уровне развития России и передовых западных держав осознавался первыми Романовыми. Уже в преобразо­ваниях Алексея Михайловича можно повсюду видеть заимствования за­падного опыта. По словам В.О. Ключевского, в XVII веке «прави­тельство стало обращаться к иноземцам для удовлетворения наиболее насущных потребностей. Царь Алексей изучал польский язык, его детей обучал латыни и польскому языку приглашенный в Москву писатель и мыслитель Симеон Полоцкий; при дворе в моде была одежда западного покроя.

  1. 1. Как увеличение территории государства сказалось на развитии образования?

После увеличения территорий, стали приглашать учителей из Речи Посполитой.    Расширению культурных связей со странами  способствовало вхождение Украины в состав России. Присоединение Сибири вели к расширению культурных связей между народами нашей страны.

  1. 2. Какова динамика увеличения количества учебных заведений? Для каких категорий населения они создавались?

В 1680 г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом - греческий. Сначала в училище преподавали 30 учителей, а через пять лет - уже более 200. В 1687 г. тоже на Никольской улице была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия. В нее перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины. Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XVII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, среди которых были и светские. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.

1. Какова роль руководителей государства в развитии русской науки?

Несомненно, что разрыв в уровне развития России и передовых западных держав осознавался первыми Романовыми. Уже в преобразо­ваниях Алексея Михайловича можно повсюду видеть заимствования за­падного опыта. По словам В.О. Ключевского, в XVII веке «прави­тельство стало обращаться к иноземцам для удовлетворения наиболее насущных потребностей, касавшихся обороны страны, военного дела, в чем особо больно чувствовалась отста­лость». Правительство опиралось на иностранцев в организации полков нового строя, в развитии русской артиллерии, в первых попытках кораблестроения, промышленности. Приглашались тех­ники, купцы, ремесленники. Голландские мастера помогали в органи­зации пушечного завода в Москве.

2. Как увеличение территории государства сказалось на развитии научных знаний?

 

1. На каком уровне развития находилась российская наука по сравнению с европейскими государствами данного периода?

Анализируя состояние России в XVII веке, исследователи обыч­но указывают на ее отсталость от европейских государств. При этом под отсталостью России понимается, прежде всего, ее экономическое, техническое, отставание от передовых евро­пейских стран в первую очередь от тех, которые встали на путь капиталистического развития, где бурно росла промышленность, складывались свободные рыночные отношения, шло формирование бур­жуазии.

2. Для чего  применялись познания в астрономии?

Познания в астрономии применялись в точном определении  дней  переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников.

1. Какой казачий атаман открыл в конце XVI века для русских людей путь в Сибирь?

В конце XVI веке Ермак Тимофеевич  открыл путь в Сибирь.

2. Экспедиция под чьим руководством в 1639 году обеспечила России выход к Тихому океану?

Первый выход русских к Тихому океану (экспедиция И.Ю. Москвитина 1639 – 1641 гг.)

1. В каком году был открыт пролив между Азией и Америкой Семеном Дежневым?

В 1648 году   он  предпринял  плавание вдоль  берегов Чукотки, первым открыл  пролив между Азией и Америкой.

2. В каком году был образован Сибирский приказ?

С присоединением Сибири был образован Сибирский приказ, Федор Иоаннович, 1589 г.

1. Какие изменения произошли в русском фольклоре? С чем это связано?

К XVII в. относятся первые записи фольклора - произведений устного народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидений казаков и др.

2. Оказывала ли влияние иностранная литература на отечественную?

Получила распространение и переводная литература, которая проникала в Россию в основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в сборниках "Великое зерцало" и "Римские деяния", куда входили поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы - высшая знать. Переводилась также бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить "Повесть о Бове королевиче", истоком которой послужил французский рыцарский роман. В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события.

1. Когда был издан первый Букварь и с чьим именем связано это событие?

Букварь Кариона Истомина. Издан в Москве в 1694 г. Это самый замечательный учебник XVI-XVIII вв., резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая самим педагогическим приемом обучения     Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.

2.Как называлась первая русская газета?

Вести - Куранты

Газета начала постоянно выходить в Москвев 1621 году  (хотя отдельные выпуски появлялись ещё в июне 1600 года) для информирования царя Михаила Федоровича и боярскойдумы и продолжала издаваться вплоть до начала XVIII века, пока в 1702 году не превратилась в печатные ведомости. Газета была рукописной и готовилась дьяка Посольского приказа в нескольких экземплярах специально для царя и его приближённых, Источником информации служили в основном иностранные газеты (регулярно выписывались Посольским приказом с 1631), а также сообщения иностранных корреспондентов Газета выходила без постоянного названия, но в «Переписной книге царя Алексея Михайловича» (1676) названа «куранты о всяких вестях». Предполагают, что слово «куранты» не позже 1649 года стало обозначать столбцы с вестями, так как это слово входило в название нескольких голландских газет XVII века. Окончательно выпуск «Курантов» был упорядочен в 1660—1670 годах боярином Посольского приказа А.Л. Ордин - Нащекин .Редакционный коллектив (переводчики, правщики, переписчики) назывался «курантельщики».

1. Какой архитектурный стиль отличает пышность и обилие украшений?

Этот стиль носит название «московское» или нарышкинское борокко. Сущность новых исканий - дивное узорочье, как определили этот стиль сами современники.

2. Какие новые тенденции становятся характерными для русской архитектуры 17 века?

В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий - дивное узорочье, как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее - западных форм.
Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним декором и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, галереи, и все это соединялось переходами, составляя ансамбль.

1 чем проявилось совершенствование традиций деревянного зодчества?

В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура. Менее связанное с потребностями и вкусами высшей феодальной знати и менее подверженное официальной церковной регламентации, деревянное зодчество воплотило в себе красочность и богатство народных талантов, характерное для XVII в. стремление к «узоречью». Религиозная идея отступала на задний план в архитектурном решении деревянных храмовых построек, уступая место живой игре форм и объемов, декоративным украшениям. Не строгую аскетическую идею, а мирскую жизнерадостность выражали живописные и нарядные храмы XVII в.

2.Чем было вызвано появление стиля «московского» борокко?

Наряду со старыми, традиционными формами в русском зодчестве появляются и новые. Архитектура второй половины XVII в. отличается большей декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля - четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчеркнутая устремленность здания вверх. Образцами московского барокко стали церковь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиевого монастыря, а также многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря.

1. Как назывался портрет в живописи XVII века?

портретный - парсунная живопись

2. Каковы особенности русского искусства в 17 веке?

Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно, ее, как и другие виды искусства, также затронул процесс обмирщения. Происходят становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный - парсунная живопись.

1. Как европейская живопись повлияла  на формирование новой школы  русской иконописи?

Способствовали изменениям и необычайно расширившиеся связи страны с Западной Европой, а также с украинскими и белорусскими землями Расширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских, исторических сюжетов, использование в качестве «образцов» западноевропейских гравюр, позволяли художникам творить с меньшей оглядкой на традиции, искать новые пути в искусстве. Иконописцы оказались на перепутье. Начало 17 века ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них получило название «Годуновской» школы.  Другое направление принято называть «Строгановской» школой. Большинство икон этого стиля связанны с заказами именитого купеческого рода, Строгановых. Строгановская школа – это искусство иконной миниатюры.

2. Становление портретной живописи светского характера

Развивается бытовой жанр, портретный - парсунная живопись Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626- 1686) - русский живописец и гравер. Произведения Симона Ушакова - парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным изображениям характер живых лиц. На его иконах - реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.      80-90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I - Н. К. Нарышкиной. Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.
В живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышению интереса к человеческой личности.

1. Развитие народного «балаганного» театра.

Театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные  дни скоморохами  и лицедеями  для толпы,  главным героям был Петрушка, который  говорил народным языком со всеми его грубостями и резкостями.

2.Основным персонажем театрализованных представлений на ярмарках  был:

Петрушка

1.Когда был открыт и с чьим именем связан «придворный» театр?

1672г.при дворе  Алексея Михайловича, пастор Грегори.

2.В чем проявилась борьба властей против «бесовских  игр» народа.

Факт существования народной кукольной комедии становится очевидным, благодаря многочисленным запретам на народные увеселения, существовавшим не только в то время, когда скоморохи разыгрывали кукольный спектакль, но и много позже. Известно, что в 1628 году вышел запрет патриарха Филарета, а в 1636 году он еще раз подтвердил свое запрещение. А в 1648 году появляется народная запретительная грамота. В 1649 году, несмотря на предыдущие акты, “Память” констатирует умножение “бесовских игр”. В 1654 г. митрополит Иона вновь требует запрещения скоморошества.    Здесь, видимо, нет противоречия, так как государство в данном случае пыталось противопоставить скоморошеству, народному сатирическому театру — театр официальный, профессиональный, служащий интересам государственной власти и правящей церкви.

Следующим  этапом  вы поворачиваетесь и работаете  вчетвером,  используя учебник, доп.литературу, и ответы на свои вопросы, составляете кластер (лист№2)., к доске направляется представитель от группы, который расскажет свою часть кластера.

Итак приступим  к разбивке на рабочие группы:

1 группа.  Образование. 2 группа. Научные знания. 3 группа. Русские первопроходцы.

4 группа. Литература. 5 группа. Архитектура. 6 группа: Живопись. 7 группа: Театр (3мин)

2 этап: Обратите   внимание на доску, вы видите  вопрос, (он  высвечивается на экране: /3 слайд/   «Какие новшества появились в 17 веке  в русской культуре?»,

Сейчас я предлагаю внимательно меня послушать  и осмыслить поставленный вопрос. Это окажет помощь в выполнении задания.  (Затем идёт демонстрация самой  презентации) (4 мин)

3 этап: Ученики работают в парах (отвечают на вопросы)

4 этап:  работают в группах. Развитие умения работать с текстом, делать выводы, умения слушать собеседника, оппонировать.  Дети изучают  содержание  своего вопроса и составляют на листах кластер.  (Ознакомление с текстом учебника и его иллюстрациями, составление кластеров.)

5 этап: Учитель:

Выполнение заданий подходит к концу,  и я предлагаю тем группам, у которых задание выполнено, направить к доске своего представителя, который распакует свою часть кластера.     Один учащийся  от каждой группы на доске распаковывает свою часть кластера, а группа тем временем готовится озвучить его действия.    Учащиеся слушают представителей от каждой группы, которые по очереди в соответствии с планом кратко представляют своё направление культуры 17 века.

Учитель: Все прекрасно справились с работой,  и настает время подвести итоги, в качестве  оценки нашей с вами сегодняшней работы, я предлагаю продолжить ее на следующем уроке. Напоминаю центральный вопрос нашей темы: «Какие новшества появились в 17 веке  в русской культуре?».

Вы к следующему уроку можете углубить полученные знания в этой области, выполнив индивидуальные проекты, можете предложить собственную формулировку проектной задачи.