Конспект урока истории по теме «Князь Владимир и Крещение Руси» (6 класс )

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Материалы на конкурс

Номинация «Лучший урок обществоведческого цикла (история)»

 

Автор:

учитель истории Трапезникова Мая Андреевна

(педагогический стаж 7 лет)

 

Сценарий урока по теме

«Князь Владимир и Крещение Руси»

6 класс базовый уровень

программа  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века».

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Методическая разработка (сценарий) урока «Князь Владимир и Крещение Руси»

Тема урока: князь Владимир и Крещение Руси

Тип урока: изучение нового материала

Форма: комбинированный урок с элементами самостоятельной, познавательной деятельностью учащихся.

Цели урока:

Содержательные:

  1. Сформировать у  учащихся представления о Князе Владимире и процессе принятия Христианства;
  2. Познакомить учащихся с разнообразием исторических источников, позволяющих получить необходимую информацию по теме принятие христианства на Руси.
  3. Подвести к пониманию значений принятия христианства для развития Руси.

Развивающие:

  1. На примере работы с фрагментами Повести временных лет закрепить умение извлекать информацию из  исторического письменного источника;
  2. Используя фрагмент фильма «Сказание о Крещении Руси» создать условия для развития элементов информационной компетентности, на уровне извлечения фактов из вторичного источника и критичного отношения к нему;

Воспитательные:

  1. Расширение общекультурного кругозора школьников.


Содержание учебного материала

Основные знания: причины принятия христианства на Руси, дата Крещения, значение принятия христианства для дальнейшего развития Руси, роль князя Владимира в истории Руси.

Основные персоналии: князь Владимир I Святославович.

Основные даты: 980 – религиозная реформа Владимира, 988 – Крещение Руси.

Основные понятия: христианство.

Ход урока.

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя и ученика

комментарии

Опрос домашнего задания.

 

Закрепление ранее пройденного материала

В ходе опроса домашнего задания ряд учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам в письменной форме, по окончанию сдают их на проверку учителю. Оставшиеся учащиеся вовлечены в устный опрос домашнего задания.

Задание1. Восстановить династию Рюриковичей от Рюрика до князя Владимира

Задание 2. Мини тест по теме «Деятельность первых киевских князей»

Задание 3. Рассказать о приходе князя Владимира  к власти и его внутренней и внешней политики до принятия христианства.

 

Задание 1 и 2 дается выборочно нескольким учащимся по карточка для заполнения в письменной форме.

Задание 3 индивидуальные развернутые ответы учащихся

Изучение нового материала

 

Подведение учащихся к плану изучения темы «Князь Владимир и Крещение Руси».

 

1. Фронтальная беседа.

Обсуждение плана темы урока

Примерные вопросы для фронтальной беседы:

- с чего начинается изучения любого важного исторического события?

- что, как правило, предшествует событию?

- на основании  чего мы определяем важность того или иного события для истории государства?

«План: - Причины принятия христианства на Руси;

- Религиозная реформа 980 г.;

- Крещение Руси;

- Значения принятия христианства».

Сформулированный план записывается в тетрадь вместе с темой

Закрепление умений извлекать необходимую информацию из адаптированного  текста учебника

2. Работа с текстом параграфа № 5 учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс.

Задание: Прочитать фрагмент параграфа 5 и сформулировать причины принятия христианства на Руси.

Фрагмент параграфа читается вслух несколькими учащимися, остальные следят по тексту и отмечают основные положения, затем им предоставляется время, что бы самостоятельно сформулировать причины принятия христианства. По окончанию самостоятельной работы, проводиться фронтальная беседа по вопросу причин Крещения

«Причины принятия христианства на Руси:

-          необходимость укрепления власти князя;

-          необходимость сплотить разрозненные славянские племена;

-          укрепление международного авторитета Руси».

 

Сформировать представления о религиозной реформе Владимира I

3. Краткое сообщение учителя о проведении князем Владимиром религиозной реформы в 980 году Задача учащихся зафиксировать основные вехи реформы князя Владимира.

«980 г. – религиозная реформа Владимира I. Перун – главный бог».

отбор содержание и его объем определяется уровнем класса.

создать условия для развития элементов информационной компетентности, на уровне извлечения фактов из вторичного источника и критичного отношения к нему;

4.  Работа с фрагментом фильма «Сказание о Крещении Руси».

Ученикам перед началом просмотра кинофильма предоставляется несколько вопросов:

1. Кто и какую веру предлагал киевскому князю?

2. Почему князь Владимир выбрал православие?

Задача учеников просмотреть фильм и сформулировать ответы на вопросы.  Учитель по окончанию работы учащихся организует фронтальную беседу по вопросам к фильму. А тек же вопрос – насколько можно доверять фактом из вторичного источника?

1.закрепить умение извлекать информацию из  исторического письменного источника

2. сформулировать краткие выводы

3. осуществить начальный анализ документа

5. Работа с фрагментами исторического документа «Повести временных лет».

Работа осуществляется по группам. Каждая группа получает свой фрагмент текста и свой вопрос

Учащиеся самостоятельно читают свой фрагмент документ и формулируют ответ вопросы. Учитель при необходимости направляет их деятельность и помогает в отборе исторических фактов, для доказательства выражаемой точки зрения.

Задания  к документу:

1. Какие события предшествовали крещению Руси?

2. Как происходило крещение киевлян? О чем свидетельствуют описанные события?

3. Как восприняли крещение наши предки, свой ответ обоснуйте примерами из текста?

По окончанию самостоятельной работы учащиеся дают индивидуальный полный развернутый ответ на вопросы. Учитель корректирует и направляет наводящими вопросами ответы учеников, подводя их к правильным ответам.

В тетради фиксируется дата Крещения Руси «988 г. – принятие христианства на Руси князем Владимиром. Крещение Руси».

Группы формируются по принципу сильные, средние, слабые учащиеся. Специальная рассадка по группам не обязательна, так как задания можно выдать индивидуально.

 

Задание 1. для слабой группы учащихся – работа с двумя короткими фрагментами, задание только на извлечение готового материала из текста.

Задание 2 для средних учащихся – более большой фрагмент текста и задание на извлечение готового материала и формулировку некоторого вывод. Задание для сильной группы учащихся на извлечения не явной информации и  анализ содержания документа.

1. сформулировать значения принятия христианства

2.  развитие логического мышления

6. Мозговой штурм.  Тема игры – значения принятия христианства на Руси.

Учащиеся в течение нескольких минут предлагают всевозможные варианты ответа на вопрос как повлияло на дальнейшее развитие Руси и России принятие Владимиров христианства. Затем из всех предложенных вариантов в ходе беседы выбираются те значения, которые действительно имеют место быть. И они  фиксируются в тетрадь.

«Значения принятия христианства:

  • Появление письменности;
  • Развитие образования;
  • Появление храмового строительства;
  • Появление иконописи;
  • Развитие культуры в целом и изменения нравов;
  • Укрепление международного положения Руси;
  • Усиление власти киевского князя».

 

 

 

Список значений и его формулировки могут быть изменены в зависимости от предложенных учащимися идей и уровня обобщения.

Блок закрепление пройденного материала.

 

Первичное закрепление пройденного материала

Беседа по вопросам:

-          Зачем нужно было крестить Русь?

-          Когда и кем было принято христианство на Руси?

-          Что предшествовало Крещению?

-          Что принятие христианства дало будущей России?

 

Первичная рефлексия

Анализ результатов урока

Выставление оценок за работу на уроке и их комментирование

В зависимости от уровня класса допустимо комментирование и оценивание детей друг другом

домашние задания.

Вторичное закрепление пройденного материала

Объяснение домашнего задания - Параграф №5; вопросы 5 (письменно).

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока.

Используемые методы и технологии.

В ходе проведения данного урока ведущая роль отводится методам работы с текстом, сюда входят приемы комментированного чтения, анализа текста, задания на извлечение информации, работа как с адаптированным текстом учебника, так с текстом документа адаптированного по стилю к восприятию учащимися 6 класса.

Так как приоритетными целями в уроке являются развитие информационных умений, то устный метод используются реже, он представлен такими приемами как краткое сообщение учителя и сообщения учащихся по итогам работы с документами. Но в связи с тем, что главная задача учителя не дать готовые знания, а подвести учащихся к самостоятельному их получению, на протяжении всего урока включены беседы, в основном фронтальные.

В конце урока, для того что бы дать выход эмоциям и напряжению учащихся, для которых в 6 классе тяжело сидеть и работать все 45 минут урока, использована игровая технология, а именно мозговой штурм. Это позволяет учащимся немного расслабиться и отдохнуть перед итоговым обобщением и закреплением материала.

Средства обучения.

1.  Мультимедийный проектор, колонки, ноутбук (или интерактивная доска);

2.  Раздаточный материал фрагменты «Повести временных лет» с вопросами и заданиями;

3.  Учебник истории А.А. Данилов, Л.Г. Косулина по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс;

4.  Фрагмент фильма «Сказание о Крещении Руси» —(многосерийный телевизионный 3D фильм, который повествует об истории христианизации Руси от проповеди апостола Андрея (I в.) до ее крещения равноапостольным князем Владимиром (X в.).);

5.  Презентация к уроку с иллюстрациями к теме и заданиями на урок;

6.  При индивидуальном письменном опросе домашнего задания могут использоваться карточки с вопросами.