Организационная информация

Тема урока

Фортуна правит миром

Предмет

Музыка

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Черныш Татьяна Сергеевна, учитель музыки

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ № 311

Методическая информация

Тип урока

 

Изучение нового материала.

Методическая разработка урока с использованием ИКТ и приемов развития критического мышления (корзина идей, синквейн)

 

Цель урока

 

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, на примере кантаты  Карла Орфа «Carmina burana».

Стадии  урока

 

Стадия вызова: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, в связи с изучаемым материалом.

Стадия осмысления:   расширение кругозора и формирование интереса к изучаемой теме.

Стадия рефлексии:  помочь учащимся самостоятельно  обобщить изучаемый материал.

 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе урока/занятия

Знать понятия: Сценическая кантата.

Уметь

Применять полученные знания в творческой деятельности.

Необходимое оборудование и материалы

Музыкальный материал:

Карл Орф «Кармина бурана»

ТСО:

Компьютер, проектор, экран.

Подробный конспект урока

Стадия вызова

Слайд 1.

Она часто одушевляется в разговорной речи, она может «осчастливить», «наградить», от неё можно получить хороший «удар», её можно «встретить» и даже «обмануть». С ней можно «играть» и «шутить», в неё, конце концов, можно «верить» или «не верить», можно быть её «жертвой» и, что гораздо приятнее, быть её «баловнем», она может быть «справедливой», «несправедливой» и, конечно, неповторимо «ироничной».

Давайте подумаем, о чем идет речь? (варианты ответов учащихся выслушиваются, обсуждаются).

Правильный ответ: СУДЬБА!

Слайд 2

Многие желают заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Хотелось ли вам сделать это? (Обсуждение)

Мистика окутывает всё, связанное с предсказанием судьбы, ибо будущее любого человека таинственно и чудно.

«Может ты проживешь долго, но на 37-м году возраста берегись белого человека белой лошади или белой головы», - нагадала цыганка …. (Кому?  ) (предположения учащихся)

 

На 37-ом году жизни поэта Пушкина убивает белокурый Дантес в белоснежном мундире, приехавший на белом коне.

 

 

Стадия осмысления

 

3 слайд

Великое множество сбывшихся пророчеств и предсказаний навели мысль человека на существование заведомо предопределённой программы жизни – судьбы. В сознании человечества это понятие накрепко прижилось, здравствует и имеет давнюю и богатую историю.

 

За определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием «СУДЬБА»

Работаем самостоятельно! (Учащиеся зачитывают свои ответы)

 

Слайд 4.

В мифах Древней Греции была богиня Фортуна.

  • Фортуна – богиня счастья, случая, удачи. Её изображали с рогом изобилия, как  «кормчего человеческой жизни», иногда на шаре, или колесе (символ изменчивости счастья) с повязкой на глазах.

Слайд 5

Слезы катятся из глаз,

арфы плачут струны.

Посвящаю свой рассказ

колесу Фортуны.

 

( Из поэзии вагантов)

Нам сегодня представится  возможность познакомиться с музыкой, навеянной  романтикой эпохи Средневековья..

Музыка в Средневековье играла важную роль в духовной жизни общества.

Она входила в число Семи свободных искусств, и центрами обучения музыки поначалу были монастыри, а XII в. – соборы и университеты. В раннем Средневековье развивается как духовная, так и светская музыка. Первая представлена церковной музыкой, вторая – народным творчеством странствующих музыкантов – вагантов.

 

Слайд 6

Ваганты - бродячие клирики, странствующие студенты и школяры в Германии, Франции, Англии и Северной Италии в XI – XIII вв. Ваганты слагали вольнодумные стихи на латинском языке, направленные против папства и духовенства. Помимо стихов сатирического характера слагали лирические стихи, прославлявшие удовольствия и радости жизни

( любовь, азартные игры и т.п.).

Слайд 7

«Carmina burana» - так назывался

сборник средневековых поэтических размышлений о судьбе, о природе и о любви. И хотя  стихи звучали на латыни, она не была строгой, а скорее фривольной и разнообразной, какой и должна быть истинная народная поэзия.

Слайд 8

В монастыре в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII – XIII вв. Авторы песен – странствующие поэты и музыканты (ваганты).

В середине XIX века рукописный сборник  был издан под названием «Carmina burana» - «Баварские песни».

Слайд 9

В середине 20 века немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург Карл Орф приобрёл широкую известность как автор крупных сценических произведений синтетического плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии и  пантомимы.

Слайд 10

Кантата «Carmina burana» -  сочинение для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене – новый музыкально – театральный жанр, где равноправно сочетаются музыка, танец и сценическое действо. (слушаем)

Слайд 11

Колесо Фортуны то возносит, то безжалостно низвергает человека, совершая свой полный оборот.

Колесо Фортуны с одной стороны приводит в движение ангел, с другой – дьявол. Все в жизни человека подвластно всемогущей Фортуне!!!

Слайд 12

Как вы думаете, удалось ли композитору передать средневековое восприятие мира, или это лишь мнение человека XX века о Средневековье?

Ответ обоснуйте.

Слайд13

Объясни высказывания великих людей!

  • В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.
  • Весь мир – театр, мы все актеры поневоле, Всесильная судьба распределяет роли. И небеса следят за нашею игрой!

(объяснения учащихся)

Слайд14

Как складывается наша Судьба ?Существуют 4 основные точки зрения.

Какой придерживаетесь вы? (самостоятельная работа по карточкам)

 

Стадия рефлексии

 

Слайд 15

А теперь я предлагаю полученные знания закрепить и проверить. Написание синквейна.

Слайд 16

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание (если планируется)

Слайд 17

  • Оформите декорации к воображаемому действу.
  • Оформите программу концерта, на котором будет  исполняться это произведение.
  • Нарисуйте афишу, сообщающую об этом концерте.

Дополнительная необходимая информация

 

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

  1. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Музыка. 6 класс. Учебник.
  2. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Уроки музыки. Пособие.
  3. Интернет.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Наглядность!!!

Советы по логическому переходу от данного урока

 

Другое