Урок музыки "Баба-Яга".

Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство.

Тема урока: Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Воспитательная цель: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.

Развивающая цель: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.

Обучающая цель: познакомить с произведением М.П.Мусоргского «Баба-Яга»; учить находить средства музыкальной выразительности и определять их роль в музыкальных произведениях.

Виды деятельности:

хоровое пение;

Слушание;

Музыкально-ритмические движения.

Ведущая задача: как с помощью средств музыкальной выразительности М.П.Мусоргский представил сказочного персонажа.

Задачи:

1.Вызвать эмоциональное отношение к музыке.

2.Сформировать осознанное отношение к музыке.

3. Вовлечь детей в практическую деятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оснащение: использование ИКТ, аудиозапись, раздаточный материал, иллюстрации к музыкальному произведению.

Содержание урока:

Вход под аккомпанемент песни «Сказка не кончается» (живое исполнение учителя)

Музыкальное приветствие. (трезвучие) Добрый день!

У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь

Ребята, знакома ли вам музыка, с которой вы зашли в класс?

Правильно, мы на прошлом уроке пели эту песню.

Для создания , сказочной атмосферы я предлагаю начать урок с песни.

Но перед пением что надо сделать для того ,чтобы спеть красиво и правильно? (распеться).

У. ребята, тему  урока я не назову. Я хочу, чтобы вы сами ее сформулировали на основе того, о чем мы будем говорить дальше.

Посмотрите на экран.

Слайд с портретами. Действующими лицами нашего урока являются эти персонажи.

Вопросы: 1. кто здесь изображен?

2. как в изо называются эти изображения? (Портрет.)

Это разные по характеру герои?

3. при помощи чего художнику удалось создать образ разноплановых героев? (резкие линии, штриховка более затемненная; линии плавные, прозрачные, больше света.)

4. 5. А как вы думаете, композитор может в музыке создать портрет?

6. А при помощи чего композитор может это сделать? Ведь у него нет красок.

7. Правильно при помощи средств муз. выразительности.

8. А какие вы знаете средства муз. выразительности?

Дети называют. Потом Слайд . Портреты.

5. сейчас будет звучать музыкальное произведение, постарайтесь определить , кого из этих персонажей изображает музыка.

Слушание. 3мин. 2сек.    (музыка нас лайде). Какие средства выразительности вам помогли понять кого хотел изобразить композитор?  Послушайте.

6. какой был ритм? (фрагмент) 5сек.

7.Темп (фрагмент) 9сек.

8.Регистр (фрагмент.) 4сек.

9. Динамика (фрагмент). 19сек.

10. Слайд Ноты.

11. Послушайте еще раз фрагмент,  который вы видите записанным в нотной партитуре на экране и проследите за движением мелодии. Слушание. Я показываю сама направление движения мелодической линии.

12. А теперь я попрошу выполнить задание. Перед вами лежат листы и ручки. Прозвучит небольшой фрагмент. Ваша задача изобразить музыку графически. У доски может выполнить это задание… кто хочет попробовать?.

(Звучит отрывок из анимации).

13А теперь посмотрите что получилось у компьютера.

Слайд  Анимация.

14 Сравните, как у вас получилось записать графически музыку? Услышали ли вы трехчастность мелодической линии? (Слушают еще раз) Фрагментарно.

16. А теперь попробуем изобразить  этот фрагмент при помощи движений. Разделимся на три группы.

(Ритмопластика).

17. Следующее задание будет таким. Подберите пожалуйста эпиграф к этому произведению.

(Слайд - стихи). Дети читают.

Косы растрепаны, страшная, белая,

Бегает, бегает, резвая, смелая…

Пляшет колдунья под звон сосняка.

С черною дрожью плывут облака.

Машет колдунья руками костлявыми.

Звезды моргают из туч над дубравами.

Серьгами змеи под космы привешаны,

Кружится с вьюгою страшно и бешено.

Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,

Ох, люблю же иногда повредничать немножко.

Ну, держись сейчас, дружок,

Путь мой труден и далек,

Вьюга, вьюга, прилетай,

Все дорожки заметай.

18. Почему вы выбрали это отрывок?

19. Ребята, это муз. произведение написал русский композитор М.П. Мусоргский.

Слайд

20. сочинил под впечатлением выставки своего друга Гартмана фортепианный цикл «Картинки с выставки», в который входит 10 пьес. Каждая из пьес служит муз. иллюстрацией к какому-либо из его рисунков.

Слайд Картинки с выставки.

20. С одним из его портретов мы с вами и познакомились – это сказочный персонаж Баба-Яга.

Слайд Избушки.

21. В эскизе художника композитор увидел целую сценку в духе р. Н. сказок, где есть чудеса, фантастический полет Бабы-Яги.

22 Теперь я думаю, что вы узнали тему урока. О чем мы говорили на уроке?

Слайд  тема урока.

23. Жизнь замечательной музыки продолжается во все времена. Музыка жива и за рубежом произведение М.П.Мусоргского очень хорошо знают. Очень любопытно какой портрет создали наши современники.

(Рок обработка).

24.  А теперь  мы можем подвести итог урока. Предлагаю вам решить кроссворд.

25. Домашнее задание. Найти сказочные персонажи у других композиторов и нарисовать.

26.. урок подходит к концу, давайте поблагодарим наших гостей за присутствие на уроке. И завершим наш урок песней про Бабу-Ягу.