Урок развития речи. Тема. «ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ»

Цели:

· познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки;

· помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;

· способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.

· содействовать формированию у детей желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как к лучшему другу.

· содействовать развитию у учащихся ценностных отношений к окружающей действительности;

· способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.

Оборудование: презентация, карточки с таблицей, шаблон для письма, словари.

Ход урока.

Текст письма:

«Здравствуйте, мои дорогие четвероклассники!

Приветствует вас Российский дед Мороз с родины своей славной – города Великий Устюг, что стоит на берегу светлоструйной реки Сухоны.

Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда – огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы сможете преодолеть все напасти, а я помогу вам в этом.

Дорогие мои друзья! Уже скоро наступит мой день рождения, а затем и Новый год.

Желаю вам здоровья такого крепкого, как мои февральские морозы.

Пусть у вас будет столько друзей, сколько у меня в лесу елочек да сосенок.

Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.

До свидания.

Любящий вас всем сердцем, ваш Дедушка Мороз».

3) Сообщение темы и целей урока.

У. Будем ли мы отвечать на полученное письмо?

Вспомните следующее правило переписки.

Правило 1.

Невежливо не ответить на письмо. Необходимо это сделать не позднее 3-5 дней со дня получения.

У. Сегодня мы постараемся написать письмо Деду Морозу.

Между отправителем письма и получателем соблюдается выработанный веками порядок.

4) Актуализация знаний детей об истории письма и правилах переписки.

У. Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое и вспомним историю появления почтовой службы.

Эпистолярное искусство – искусство написания письма существовало с древних времен.

История обмена известиями начинается с каменного века.

Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев.

Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. Застучали, загремели барабаны - там-тамы и далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни.

Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.

И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение).

Позже начали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» и пересказывал адресату. Существовала эстафетная почта: один гонец пересказывал «письмо» другому и так пока не добегут до адресата.

С появлением письменности письма писались на разных материалах: на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, бересте и, начиная с 15 века, на бумаге.

Такая почта работала через гонцов.

Употребляемую в наше время форму письма так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20-х годах 19 века в Англии.

В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки.

В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образцы писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью они пользовались у людей малообразованных.

Обобщение.

У. С какой целью люди пишут письма?

«Письмо – беседа, посылаемая от одного лица другому»

В. Даль.

У. В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?

Д. Деловые, поздравительные, личные.

У. У нас необычный адресат – Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем.

О чем мы можем написать в письме Деду Морозу?

· о себе, о школьных делах;

· освоих увлечениях и занятиях;

· можно поздравить с праздником, днём рождения.

У. Прежде, чем написать занятому человеку письмо с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, нельзя ли без этого обойтись.

Правило 2.

Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.

Правило 3.

Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать – первое правило вежливости.

Правило 4.

Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении.

Письмо – фотография души.

Правило 5.

Не употребляй шаблонных выражений.

5) Актуализация знаний детей о структуре письма.

У. Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях, симпатиях, увлечениях.

Искусство общения всегда предполагает умение ясно, четко, грамотно обмениваться полезной информацией о том, что хочется сообщить, и о своем отношении к сообщаемому.

У. С чего начать письмо?

Как лучше обратиться к Деду Морозу?

О чем можно рассказать в основной части?

Подумайте, как вы будете прощаться?

По ходу беседы на экране проецируется таблица:

Возможные части текста письма

Примеры

1

Обращение

Дорогой Дедушка Мороз!

Уважаемый Дед Мороз!

2

Начальная фраза о состоянии переписки

Получил(а) Ваше письмо, сразу хочу ответить.

3

Основное содержание письма, сообщение о новостях

Я хочу рассказать Вам…

У нас много новостей, расскажу обо все по порядку.

4

Вопросы адресату

Как Вы живете?

Как Ваше здоровье?

Какие у Вас новости?

5

Просьба писать письма

Просьба о подарке

Я прошу Вас ответить на мое письмо.

эПрошу Вас…

6

Передача привета, прощание

Передайте большой привет…

До свидания.

7

Концовка и подпись

С уважением к Вам…

8

Дата и место написания

2 декабря 20__ года

г. Озерск Челябинской области

7) Творческая работа.

Дети пишут письмо на выбранную тему, используя карточку-помощь и справочные материалы.

8) Проверка работы.

После написания письма дети проверяют свою работу по плану-памятке.

9) Подведение итогов творческой работы.