- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
Урок развития речи. Тема. «ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ»
Цели:
· познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки;
· помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;
· способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.
· содействовать формированию у детей желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как к лучшему другу.
· содействовать развитию у учащихся ценностных отношений к окружающей действительности;
· способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.
Оборудование: презентация, карточки с таблицей, шаблон для письма, словари.
Ход урока.
Текст письма:
«Здравствуйте, мои дорогие четвероклассники!
Приветствует вас Российский дед Мороз с родины своей славной – города Великий Устюг, что стоит на берегу светлоструйной реки Сухоны.
Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда – огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы сможете преодолеть все напасти, а я помогу вам в этом.
Дорогие мои друзья! Уже скоро наступит мой день рождения, а затем и Новый год.
Желаю вам здоровья такого крепкого, как мои февральские морозы.
Пусть у вас будет столько друзей, сколько у меня в лесу елочек да сосенок.
Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.
До свидания.
Любящий вас всем сердцем, ваш Дедушка Мороз».
3) Сообщение темы и целей урока.
У. Будем ли мы отвечать на полученное письмо?
Вспомните следующее правило переписки.
Правило 1.
Невежливо не ответить на письмо. Необходимо это сделать не позднее 3-5 дней со дня получения.
У. Сегодня мы постараемся написать письмо Деду Морозу.
Между отправителем письма и получателем соблюдается выработанный веками порядок.
4) Актуализация знаний детей об истории письма и правилах переписки.
У. Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое и вспомним историю появления почтовой службы.
Эпистолярное искусство – искусство написания письма существовало с древних времен.
История обмена известиями начинается с каменного века.
Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев.
Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. Застучали, загремели барабаны - там-тамы и далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни.
Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение).
Позже начали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» и пересказывал адресату. Существовала эстафетная почта: один гонец пересказывал «письмо» другому и так пока не добегут до адресата.
С появлением письменности письма писались на разных материалах: на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, бересте и, начиная с 15 века, на бумаге.
Такая почта работала через гонцов.
Употребляемую в наше время форму письма так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20-х годах 19 века в Англии.
В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки.
В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образцы писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью они пользовались у людей малообразованных.
Обобщение.
У. С какой целью люди пишут письма?
«Письмо – беседа, посылаемая от одного лица другому»
В. Даль.
У. В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?
Д. Деловые, поздравительные, личные.
У. У нас необычный адресат – Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем.
О чем мы можем написать в письме Деду Морозу?
· о себе, о школьных делах;
· освоих увлечениях и занятиях;
· можно поздравить с праздником, днём рождения.
У. Прежде, чем написать занятому человеку письмо с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, нельзя ли без этого обойтись.
Правило 2.
Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.
Правило 3.
Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать – первое правило вежливости.
Правило 4.
Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении.
Письмо – фотография души.
Правило 5.
Не употребляй шаблонных выражений.
5) Актуализация знаний детей о структуре письма.
У. Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях, симпатиях, увлечениях.
Искусство общения всегда предполагает умение ясно, четко, грамотно обмениваться полезной информацией о том, что хочется сообщить, и о своем отношении к сообщаемому.
У. С чего начать письмо?
Как лучше обратиться к Деду Морозу?
О чем можно рассказать в основной части?
Подумайте, как вы будете прощаться?
По ходу беседы на экране проецируется таблица:
№ |
Возможные части текста письма |
Примеры
|
1 |
Обращение |
Дорогой Дедушка Мороз! Уважаемый Дед Мороз! |
2 |
Начальная фраза о состоянии переписки |
Получил(а) Ваше письмо, сразу хочу ответить. |
3 |
Основное содержание письма, сообщение о новостях |
Я хочу рассказать Вам… У нас много новостей, расскажу обо все по порядку. |
4 |
Вопросы адресату |
Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? |
5 |
Просьба писать письма Просьба о подарке |
Я прошу Вас ответить на мое письмо. эПрошу Вас… |
6 |
Передача привета, прощание |
Передайте большой привет… До свидания. |
7 |
Концовка и подпись |
С уважением к Вам… |
8 |
Дата и место написания |
2 декабря 20__ года г. Озерск Челябинской области |
7) Творческая работа.
Дети пишут письмо на выбранную тему, используя карточку-помощь и справочные материалы.
8) Проверка работы.
После написания письма дети проверяют свою работу по плану-памятке.
9) Подведение итогов творческой работы.