Тема: Сочинение-описание и рассуждение на тему «О чем мне рассказала старая фотография.

I.Организация начала урока

II.Сообщение темы урока

III. Актуализация знаний

Мы живем в 21 веке, веке высоких технологий и нам трудно представить, что еще каких-то 200 лет назад, чтобы передать жизнь людей, люди обращались только к помощи художников. И по рассказам писателей мы можем представить картину жизни наших предков.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году,

Цветная фотография появилась в середине 19 века.

Наша задача на урок: рассматривая фотографии, видеть детали и попытаться понять характеры, переживания людей, которые жили много раньше нас.

IV.Работа с учебником

Стр. 95. З. 39.

Рассматриваем фотографию «Дети семьи Хейфец».

Когда сделана фотография? (1907 году)

Сколько лет этой фотографии?

Кто изображен на этой фотографии?

Трое из них по возрасту являются вашими ровесниками. Они уже учатся в гимназии и сфотографированы в форменной одежде.

Младшие дети одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев.

Возьмите лупу.

Присмотритесь к лицам трех старших ребят, кто из них чувствует себя скованно и стесненно? (Мальчик. Он стоит чуть отстраняясь от девочек. В лице какое-то напряжение, неуверенность. Скорее всего, если к нему обратиться с вопросом, он будет отвечать стесняясь и тихим голосом).

Взгляните в лица девочек. Представьте, как они жили, как общались?

(Девочка с короткой стрижкой – более бойкая, чем другая. С ней легко завязать беседу. Девочка с длинными волосами кажется серьезной и задумчивой).

К кому из троих детей (старших) вы бы скорее всего обратились с вопросом?

Рассмотрите лица малышей. Известно, что двое поссорились и во время съемок не захотели стоять рядом и держаться за руки. Кто эти двое, догадываетесь?

(У мальчика (ему 3 года) надуты губы, девочка (ей 5 лет) расстроена)

Видимо, сначала предполагалось поставить детей по росту, но пришлось этот порядок нарушить, чтобы разделить поссорившихся детей. Поэтому самая маленькая девочка (ей примерно 2 года) стоит не первая слева, а между братом и сестрой).

Кто из младших детей чувствует себя наиболее уверенно и свободно? (Самая младшая: она стоит уверенно и свободно, чуть отставив вперед ножку).

Рассмотрите, как держатся дети за руки: кому из них каждый доверяет свою руку, а кто сам кого держит за руку?

(Старший мальчик только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам ее не держит. А младший мальчик сам держит за руку младшую сестренку - в этом тоже проявляется характер).

Чем ценна эта фотография?

(Она представляет собой ценность не только для родственников и потомков изображенных, но и для нас тоже.)

На фотографии отражаются переживания людей и их характеры.

Черно-белые фотографии прекрасно передают настроение, глубокий смысл и переживания героя. Они позволяют в полной мере запечатлеть личный взгляд фотографа и определенный эмоциональный посыл. Кроме того, черно-белые фотографии обладают своей аурой старины, от которой веет таинственной грустью и какой-то теплотой. Поэтому многие люди любят пересматривать свои черно-белые фотографии в старых альбомах. Многим хочется ощутить прежние переживания, воспоминания, образы.

Фото на стр. 100, 101

V.Физкультминутка

Представим, что мы все вместе рассматриваем одну фотографию. Я буду читать вам текст, а вы, молча, постарайтесь изобразить, показать то, о чем идет речь, то, что мы «видим» на фото.

Я вижу солнце, облако, пчелу.

Я вижу дом и дерево в саду.

Под ним стоит скамья,

На ней сидит моя семья.

Бабушка задумалась, дедушка сердит.

Папа улыбается, маму веселит…

Ну, а мы вернемся на урок в свой класс,

Чтоб по фотографии составить свой рассказ.

VI. Работа по составлению рассказа по фотографии

Страница 104, упражнение 42.

Рассматривают свои фотографии.

Для составления рассказа по фотографии мы будем использовать готовый план упражнения. Прочитайте пункты плана.

Сколько абзацев будет в вашем сочинении? (4, потому что 4 пункта плана)

План.

1. Кто и где изображен на фотографии?

2. Как одеты люди на фотографии и какое у них настроение?

3. Что ты можешь сказать о характерах тех, кто снят на фотографии?

4. Почему эта фотография представляет ценность для тебя и для твоей семьи?

VII.Словарная работа

Словари в ч. 2

Карточка

на фотографии

отношение тёплое, дружеское

чёрно-белая

снят на фоне…

впереди

фоном служит…

позади

одет(а) скромно (нарядно)

изображён

взгляд серьёзный (задумчивый)

изображена(ы)

весёлый (радостный)

женщина

торжественный случай

мужчина

на шее повязаны пионерские галстуки…

расчёска

люди вышли на демонстрацию…

пиджак

… погиб, защищая нашу Родину…

гимнастёрка

фуражка

Я держу в руках фотографию, на которой…

погоны

Мне дорога эта фотография, потому что…

шинель

Мы храним эту фотографию, чтобы…

родственники

Я думаю, что…

VIII. Самостоятельная работа

Дети пишут сочинение по плану, пользуясь карточкой-подсказкой

IX.Итог урока

Послушаем несколько сочинений ребят. Оценивание работ.

Важно хранить фотографии в семейных альбомах? А почему?