ПНШ Конспект Развитие речи. Азбука вежливости. Как написать письмо? 2 класс

Тема урока: Развитие речи. Азбука вежливости. Как написать письмо? 2 класс

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма ;способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: формировать интерес к изучению эпистолярного жанра..

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре. структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».

Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы. Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками. Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, конверты, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма», оформление доски

Источники: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11009/ http://ru.wikilove.me/kak-pisat-pisma.html http://pro444.ru/business/pisma-rassylki.html http://steepbend.ru/biznes/kak-pisat-delovye-pisma/ http://festival.1september.ru/articles/414400/

1.Организационный этап.

Приветствие гостей.

2. Мотивация к деятельности

Учитель: Послушайте стихотворение (читает):слайд

Отчего взгрустнулось

Тоне-письмоносцу?

Встала рано утром,

Ходит по морозцу,

Всем приносит нынче

Лишь в газетах вести.

Отчего ж у Тони Сердце не на месте?

Ей от грустных мыслей Никуда не деться,

Ждать от друга писем

Ей хотелось с детства,

Но никто не пишет

Каждый очень занят,

В моде SMSки.

А душу не загладят.

Так хотелось Тоне

Рассказать подробно,

И узнать побольше,

Поделиться с кем- то,

А ей ни разу в жизни

Писем не вручали.

Грустно письмоносцу...

Ходит по морозцу

Почтальон в печали.

3.Проблемная ситуация.

Учитель: -Почему грустит Тоня? (ответы детей)

Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS. Слайд

Проще позвонить по телефону, отправлять интернет-письма или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит –это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

Дети: Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком

Учитель:-Приходилось ли вам получать письма?

Какие чувства при этом испытали?

Приходилось ли вам писать письма? Кому?

Знаете ли вы как правильно писать письма?

Дети: нет.

Учитель: А хотите ли научиться?

Дети: да

4. Постановка цели урока.

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (ответы детей)

Итак, тема нашего урока –Слайд «Как написать письмо».

Сформулируйте цель урока. (ответы детей)

Для того, чтобы поставить перед собой задачи урока прочитайте вопросы на листочках.

На партах у каждого лист с предложениями.

Поставьте -!, рядом с теми вопросами, на которые вы знаете ответ и -? , если не знаете ответ, но хотите узнать.

Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?(дети читают)

Это и есть наши задачи на сегодняшний урок.

Какие бывают виды письма?

Какие существуют правила письма?

Из каких частей состоит письмо?

Что такое письмо?

Учитель: Пусть это и будет нашим планом урока. Слайд 5.

Этап открытия новых знаний.

На доске слова: Слайд адрес, конверт, почта, индекс, марка, адресат, адресант.

Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова ,связанные со словом « письмо».-ответы детей

Есть еще 2 слова: адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова? (нет) Это действительно в наше время редко используемые слова. Где вы можете узнать, что обозначают эти слова?

Дети: В словаре. (Работа со словарем по листку на парте в паре)

Дети: Адресат – человек, который получает письмо.

Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель)

Учитель: Мы вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова. Хотелось бы вам больше узнать о них?(да)

Слайд Историческая страничка.

Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы. Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт увидел свет в 1820 году в США. Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества.

Виды писем.

Учитель: А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма?

Дети: • сообщают о каких-то событиях, • делятся впечатлениями, • обращаются с просьбами.

Несмотря на смену времён, традиций, до наших дней сохраняется деление писем на группы. Послушайте два письма. Чем отличаются эти письма? Какое содержит деловую информацию, а какое личную?

Учитель:

1.Привет тебе с планеты Земля! Я живу в большой стране….(письмо Пети Модина инопланетянину)Слайд

2.Уважаемые жильцы дома №34 по улице Будапештская! Доводим до вашего сведения, что с 10ч утра до 15ч. дня в доме будет отключена горячая вода. Просим держать краны закрытыми.

Дети: определяют где письмо-личное, а где-деловое.

Личных писем существуют более 10 видов. Мы разберём только некоторые из них. -письмо-повествование, -письмо-поздравление, -письмо-просьба, -письмо-благодарность

Письма на парте:

Мои дорогие внуки! Поздравляю вас с Новым 2016 годом! Учитесь хорошо. Будьте добрыми и здоровыми. Ваш дедушка.

Здравствуй мама! Я хорошо отдыхаю в санатории. У меня много друзей. Для занятий физкультурой мне нужны кроссовки. Привези , пожалуйста, мне их в субботу. Оля

Дорогие ребята! Выражаю вам благодарность за участие в сборе макулатуры. Мы всем классом спасли от вырубки 2 дерева. Молодцы!

Здравствуй бабушка! Я замечательно путешествую по реке Волге на теплоходе. Мы проплываем мимо разных городов и деревень. Здесь очень красиво. Твой внук Павлик.

Учитель: На партах у вас разные образцы писем, прочитайте их и сами определите, к какому виду оно относится и попробуйте объяснить с какой целью было оно написано. (дети в парах читают письма и соединяют стрелочками с их видом) Проверка Слайд

- Мы можем сделать вывод, что письма бывают разные. письмо – пожелание, письмо – поздравление, письмо –повествование письмо-благодарность

6.Физкультминутка.

Я почтальон веселый

Шагаю каждый день

По улицам, проулкам

Поселков, деревень

В мороз, жару и стужу

И в дождик, и в метель.

Учитель: Чтобы правильно написать письмо что еще необходимо знать?

Дети: Правила написания письма.

Чтобы узнать, какие существуют правила письма , я предлагаю провести исследование и поработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках.

Слайд В русском языке слово «письмо» восходит к слову «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота»

В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква»

А в Германии в немецком языке письмо называют словом DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий»..

Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов? (ответы детей)

Вывод. 1.Писать следует грамотно.

2.Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и четкие.

3.Письмо должно быть коротким, но полным.

Знакомство с этическими законами переписки.

Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма, и послушайте письмо, которое написал мальчик по имени дядя Федор. М/ф по сказке Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»

Почему мама и папа мальчика, прочитав письмо, упали в обморок? Почему мы смеялись? (ответы детей)

Между людьми, ведущими переписку, соблюдаются определённые правила, законы. Законы эти устанавливались веками. Их можно назвать этическими законами переписки.

Как вы думаете, какие это законы?

Можно ли прочитать письмо, если оно адресовано не вам?

Обязательно ли отвечать на письмо? (ответы детей)

Вывод.

1.Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их.

2.Нельзя читать чужие письма. Можно ли оставлять письмо без ответа?

3.Нельзя оставлять письмо без ответа. Какими должны быть бумага и конверт?

4.Бумага и конверт должны быть чистыми.

Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма.

7. Закрепление знаний.

Работа индивидуальная на карточке. На доске проверка.

Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.

Структура письма.

Учитель: Послушайте письмо. «Паша! Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Колей я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Мадагаскар-з ”. На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок. Побывали мы и в музеях. Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. »

-Всё ли вам понравилось?

Дети: Нет, связи и последовательности между предложениями, нет приветствия, говорит только о себе и т.д.

Значит, чтобы грамотно написать письмо нужно знать структуру письма. Перед вами на листочках даны названия частей письма. Обсудите, какой должна быть последовательность этих частей. (Идёт обсуждение структуры письма в паре).

Вступление Обращение и приветствие. Прощание Вопросы просьбы, пожелания. Подпись и дата

Проверка Слайд и обсуждение что должно быть написано в каждой из этих частей?

Как вы понимаете Обращение и приветствие? (имя того, кому предназначено письмо. )

Знаете ли вы как правильно начать письмо? Вступление. Что пишут в этой части?( вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, фраза о состоянии переписки. )

Основная часть. (Вопросы, просьбы, пожелания, рассказ.)

Прощание? Как правильно закончить его?

Давайте познакомимся с советами Волшебницы на с.24.— Работа по учебнику.(вместе с ответами)

Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо, пользуясь подсказками тетради.

Работа по тетради на печатной основе с.64 з. 80

Кому бы вам хотелось написать? Какие слова обязательно будут в ваших письмах? (Здравствуй и до свидания) Знаете ли как писать эти слова? Если будете затрудняться где взять ответ.? В словаре «Пишу правильно» Индивидуальная работа в тетради на печатной основе.

Дети зачитывают письма.

9. Итог урока

Рефлексия учебной деятельности.

Вот и подошел к концу наш урок.

Посмотрите на свои листочки, на все ли вопросы вы смогли получить ответ? Все лаи вам было понятно, интересно? Я думаю, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы.

10. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему? Пользуясь знаниями, полученными на уроке, давайте напишем письмо Деду Морозу (выдача писем и конвертов).

Индивидуальная карточка

Какие бывают виды письма

Какие существуют правила письма

Из каких частей состоит письмо

Что такое письмо ________________________________________

Адресат – человек, который получает письмо.

Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель) ________________________________________

Для письма используй____________________ лист бумаги. Письмо нужно писать_______________________________ . Обращение в письме пишется_________________________ . Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________. Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Слова справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.

Мои дорогие внуки! Поздравляю вас с Новым 2016 годом! Учитесь хорошо. Будьте добрыми и здоровыми. Ваш дедушка.

письмо – пожелание

Здравствуй мама! Я хорошо отдыхаю в санатории. У меня много друзей. Для занятий физкультурой мне нужны кроссовки. Привези, пожалуйста, мне их в субботу. Оля

письмо – поздравление

Дорогие ребята! Выражаю вам благодарность за участие в сборе макулатуры. Мы всем классом спасли от вырубки 2 дерева. Молодцы!

письмо –повествование

Здравствуй бабушка! Я замечательно путешествую по реке Волге на теплоходе. Мы проплываем мимо разных городов и деревень. Здесь очень красиво. Твой внук Павлик.

письмо-благодарность

Вступление

Обращение и приветствие.

Прощание

Вопросы просьбы, пожелания.

Подпись и дата ________________________________________