Урок окружающего мира 3 класс по теме: СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ ПНШ

Урок окружающего мира 3 класс по теме: СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний:

– Прежде, чем объявить тему заседания клуба, я назначаю руководителей групп.

– А о чем будет идти сегодня речь, вы узнаете, выполнив задание «Четвертый лишний». Группам выдаются листки с заданием. (ключевое слово «ВЕЩЕСТВО»). В каждой строчке найти лишнее слово и выписать его на листок бумаги.

1. Айсберг, сосулька, вода, снежинка.

2. Камень, ель, песчинка, льдинка.

3. Лошадь, собака, кошка, щетка.

4. Ежевика, корзина, забор, дом.

5. Солнце, растение, гриб, животное.

6. Железо, трактор, алюминий, медь.

7. Фарфор, стекло, вода, пластмасса.

8. Луна, облако, Солнце, Марс.

Из первых букв слов составить «ключевое слово» – Название этого вещества вы узнаете из первой группы слов. Да, это ВОДА, потому что айсберг, сосулька, снежинка – это ТЕЛА.

– Мы уже говорили, что вода – необыкновенное удивительное вещество

Дети читают стихотворение наизусть (заранее подготовлено)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей

На плите у вас кипит, Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Выступление об известных свойствах-2-3 мин. (заранее подготовлено)

- Свойства воды запишите на листках.(Работа в группах) (Без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы – текучесть, может одновременно находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном).

III. Сообщение темы урока:

– Теперь можно объявить тему нашего заседания клуба «СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ»

– Ваша задача, опытным путем определить свойства воды при нагревании и охлаждении. перед работой необходимо напомнить «Правила поведения при проведении опытов» (раздать в группы напечатанные правила)

Работа с учебником.

– В учебнике на стр. 59 дано описание порядка проведения этих опытов.

Ознакомьтесь и приступайте к работе.

IV. Практическая работа:

Выполнение опытов

Руководители групп на демонстрационном столе берут заранее подготовленные колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает на трубке уровень воды. Затем колбу опускает в теплую воду. Вода в трубке поднимается. Снова отмечает фломастером. Ту же колбу опускает в тарелку со льдом. Уровень воды в трубке опускается ниже первой метки. Опыт подводит к выводу: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.

– А кто сможет объяснить причину этого? В группе обсуждается и представитель озвучивает причину.

Работа с учебником:

– Точно сформулировать вывод и объяснить причину наблюдаемых явлений поможет текст на стр. 60.

Чтение текста.

-Этими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости: спирт, ртуть, керосин, бензин. А в каком приборе используется это свойство? (В термометре). Эта тема следующего урока. Работа в Тетрадях для самостоятельных работ.з№32.

Работа с учебником.

– Предлагаем ознакомиться со свойствами воды при замерзании. Учащиеся читают сообщения Кости Погодина на стр. 61.

– Кто перескажет опыт Кости и вывод, к которому он пришел? (Вывод ПРИ ЗАМЕРЗАНИИ ВОДА РАСШИРЯЕТСЯ)

– Дома с родителями повторите этот опыт.

– Где может пригодиться знание свойства воды при замерзании? (строители используют при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лед и разорвет трубы).

– Иногда в лесу зимой можно услышать треск деревьев. Иной раз даже вздрогнешь от неожиданности. Попробуйте объяснить это явление. Обсуждение в группах и выслушивание ответов представителей групп.

– Заканчивая урок, мы еще раз назовем свойства воды в жидком состоянии:

Работа на индивидуальных листочках.

1. При нагревании вода ….расширяется.

2. При охлаждении вода …..сжимается.

3. При замерзании вода…. расширяется.

– Знания свойств воды необходимы в жизни. А незнания – могут привести к непредвиденным ситуациям. Руководители групп, возьмите карточку с вопросом, обсудите, а представитель через минуту вслух проговорит ответ.

Вопросы:

1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?

2. Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?

3. Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

VI. Итог урока.

Рефлексия.

Оценивание. Детям выдаются чистые листочки, на которых они пишут конец предложения и приклеивают на листах ватмана.

Я узнал на уроке...

У меня получилось на уроке…

Я хочу выполнить д.з №…

На доске д.з. на выбор.

Написать доклад или создать презентацию по теме: №1

Можно ли унести воду в решете? №2

Можно ли воду в руках удержать? №3

Можно воду в гору занести?№4

На листах А-4 участники групп цветными жетонами (красного, желтого, зеленого) оценивают свою работу на уроке (наклеивают)

• Красный цвет – отлично;

• Желтый цвет – хорошо;

• Зеленый цвет – удовлетворительно.

Раздаточный материал

«Четвертый лишний» В каждой строчке найти лишнее слово и выписать его на листок бумаги.

Айсберг, сосулька, вода, снежинка.

Камень, ель, песчинка, льдинка.

Лошадь, собака, кошка, щетка.

Ежевика, корзина, забор, дом.

Солнце, растение, гриб, животное.

Железо, трактор, алюминий, медь.

Фарфор, стекло, вода, пластмасса.

Луна, облако, Солнце, Марс.

Из первых букв слов составить «ключевое слово» ________________________________________

1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?

2. Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?

3. Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите? ________________________________________

Я узнал на уроке...

У меня получилось на уроке…

Я хочу выполнить д.з №… ________________________________________

1. При нагревании вода …..

2. При охлаждении вода …...

3. При замерзании вода…. .