Урок литературного чтения, проведённый во 2 «А» классе ГБОУ СОШ №311

Урок литературного чтения, проведённый во 2 «А» классе ГБОУ СОШ   №311

с  углублённым изучением физики учителем высшей категории

Холодок Галиной Леонидовной

 

Городской семинар «УМК «Перспективная школа» в работе учителя начальных классов» для слушателей городских курсов АППО.

 

Тип урока. Вводный урок по курсу «Детские журналы».

Тема урока: С.Михалков «А что у вас?»

(отрывок) Периодика. Журналисты.

Цели урока: 1. Формировать читательские умения и развивать речь учащихся.

                       2. Формировать умение чтения про себя, говорения и слушания.

                       3. Сформировать интересы к работе с журналом.

                       4. Познакомить детей с понятиями периодика, детская периодика, с                                     

                         профессией журналиста.

Оборудование урока: 1. Учебник «Литературное чтение», часть 2, Н. А. Чуракова.

                                     2. Иллюстрация с изображением Учёного Кота.

                                     3. Плакаты к уроку (бульвар, новости)

                                     4. Портрет писателя С.В.Михалкова.

                                     5. Рамочки для работы с картинкой в тексте (у каждого ребёнка)

 

Ход урока

1.Организованный момент.

2.Проверка домашнего задания.

(Букет)- на доске плакат с цветами и клумба волшебной красоты из кото (рис. из книг)

- Ребята, как вы  думаете, почему на уроке появился такой симпатичный букет? (читали вчера стихотворение)

- Кто автор этого стихотворения?

- Какое полное название стихотворения? Узнали?

- Кто из вас написал в клуб «Ключ и заря?»

- Хотите узнать, какая вторая часть этого стихотворения?

1 читает ученик, а 2 часть читает учитель

Котов таких букетик вам шляпу освежит

Он именно на шляпке особенно визжит

Таких котов на  сцену бросай большой букет

Обрадуешь артиста и зрителям привет!

Всегда котов букетик украсит ваш портрет.

(БУКЕТ…КОТОВ)

- Что необычного в этом стихотворении?

(Действуют не сами животные, а их хвосты; именно хвосты являются главными действующими лицами стихотворения.)

3. Сообщение темы урока.

- Прочитайте название темы.

- Как вы, думаете, о чем вы узнаете, прочитав эту главу учебника? (предположения детей и их высказывания)

- А какие детские журналы вы знаете?

- На нашей выставке представлены лишь некоторые из них (чтение 1 отрывка на стр.78 учебника)

На доске запись: ПЕРИОДИКА

ПЕРИОД
                                           ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
                              ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА

- А что такое период? (одинаковый отрезок времени)

- Каким он может быть? (Один раз в день, или один раз в неделю, или один раз в месяц, а иногда даже раз в год.)

- Сегодня мы будем читать стихотворение, автором которого является удивительный детский писатель Сергей Владимирович Михалков. (Вывешивается портрет писателя)

4. Вступительное слово учителя о писателе С.В.Михалкове (презентация)

- Что можно сказать об этом человеке, глядя на его портрет.

Родился 13 марта 1913года в Москве в дворянской семье. Отец будущего писателя был учёным- орнитологом. Начальное образование получил дома, потом поступил сразу в 4 класс, пробовал писать стихи. В 15 лет было опубликовано первое стихотворение. Известность С.В. Михалкову как детскому поэту принесла поэма «Дядя Стёпа»(1935г) и её продолжение «Дядя Стёпа-милиционер»(1954г), «Дядя Стёпа Егор»(1973г), «Дядя Стёпа-ветеран»(1982г.). Любимыми и читаемыми стали стихотворения разных лет «А что у вас?», «Весёлый турист», «Про Мимозу», «Прививка», «Мой щенок»- всего более 200 книг для детей. С.В. является автором Гимна России(2001г).

За литературное творчество и активную общественную работу С.В.Михалков награждён правительственными наградами, однако сам он считает, что нет большей награды, чем любовь читателей.

5. Сообщение темы урока

Сегодня мы прочитаем отрывок из стихотворения С.В.Михалкова «А что у вас?».

6. Работа по теме.

А) Чтение про себя стихотворение учащимися.

- Кому понравилось стихотворение?

- Какова его тема?

- Какое настроение оно вызвало?

- Как оно построено?

- На сколько частей его можно разделить? (вступление и разговор детей)

Б) - Давайте прочитаем стихотворение ещё раз (чтение стихотворения по цепочке)

- Сколько ребят? (Толя, Боря, Николай)

- А может быть и больше? Почему?

- Почему?

(Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Посмотрите на иллюстрацию (изображена девочка)

В) Чтение стихотворения дальше и работа по- прочитанному.

Словарная работа.

(толковый словарь: БУЛЬВАР

- Какие слова повторяются в этом отрывке?

(А у нас

А у вас?)

- Какой приём использовал автор?

- На что похоже это стихотворение?(на считалку)

-А вы знаете, как называется то, чем ребята делятся друг с другом? (НОВОСТИ)

(Ребята сообщают о себе то, что друзьям ещё неизвестно)

- Как вы считаете, какие это новости важные или не очень?

- Почему вы так считаете?

- Просмотрите стихотворение ещё раз.

- Какие новости вам кажутся важными?

(Важными могут показаться новости о том, что чья-то мама отправляется в полёт; что кошка родила котят; что у кого-то сегодня гость)

- Какие ещё могут быть новости? («свежими» и не очень «свежими»?)

(Новости о том, что кому- то на прогулке купили воздушный шар, а кому-то привезли домой дрова, могут считаться свежими, потому что эти события случились недавно)

- Какие не очень «свежими»?

(А сообщения о том, что у кого-то дома водопровод и газ, или о том, что из чьего-то окна видна Красная площадь, не могут быть признаны «свежими» новостями, потому что вид из окна и наличие газа с водопроводом - явления не новые.)

- Как ребята сообщают свои новости? (с чувством хвастовства)

- Сколько должны выбрать для чтения этого стихотворения действующих лиц?

- Прочитайте про себя и приготовьтесь читать стихотворение по ролям.

7. Чтение стихотворения «А что у вас?» по ролям.

      Работа с рамкой.

Г) Как мы с вами узнаем новости?

(Через журналы, радио, Интернет)

- Рассмотрите иллюстрацию учебника на стр.81 -Что изображено? (семья)

- Возьмите рамку. Выделите на картинке такой фрагмент, из которого видно как распространяются новости в этой семье?

- Чтение 2-х предложений на стр.80

(- Мама и папа смотрят телевизор! Часто мы узнаём новости от друзей и знакомых)

- Ты соглашаешься с Машей? Мишей?

- А вы знаете, как ещё распространяются новости?

- Что значит распространяться? (подберите синонимы к слову)

7.Чтение предложения.

- А интересно, как НОВОСТИ попадают: например, на радио или в газету?- спросил Миша.

- Ты можешь ему ответить?

Чтение свитка Летучей Мыши: НОВОСТИ СООБЩАЮТ ЖУРНАЛИСТЫ,

- Кто такие журналисты?

(Люди, которые одними  из первых узнают о каких-либо событиях и умеют хорошо о них рассказывать).

- Наши ребята тоже попытались быть журналистами и накануне 8 Марта взяли интервью у своих мам об их увлечениях и интересах. И вот, что из этого получилось.

8. Использование мультимедийной техники.

Кадры с поздравлением ребят

9. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Что ещё бы хотели узнать?

- Какое было настроение на уроке? Оцени свою работу сам. Отметить «+» утверждение, с которым ты согласен.

 

К. Я справился с работой. Я всё понял.

З.  Я справился не полностью с работой. Не всё было понятно на уроке.

Ж . Я не справился с работой. Ничего не понял (а)

У учащихся на партах карточки и они их заполняют.

10. Домашнее задание

   1. Читая стихотворения по ролям стр.78-79, дочитать стихотворение до конца, по желанию выучить по группам.

    2. 1 команда - представить себя в роли спортивного журналиста и приготовить сообщение.

        2 команда - журналисты, которые сообщают о дорожно-транспортном происшествии.

        3 команда - журналисты, которые сообщают о 45-летии школы.