Урок литературного чтения Тема: Анна Андреевна Ахматова «Перед весной…» 4 класс «Перспективная начальная школа»

Тема:  Анна Андреевна Ахматова.

«Перед весной…»

 

Цели:

            1. Раскрыть тайну чудесного весеннего преображения лирического героя

            2.Продолжать знакомство с творчеством А.А.Ахматовой

3. Познакомить со стихотворением  «Перед весной…».

4. Учить быть наблюдательными, видеть красоту в обыденной жизни, воспитывать желание видеть необычайное в привычном окружении, работать над техникой чтения, создавать условия, способствующие развитию творческих задатков.

5. Развивать речь, мышление, интерес к чтению, формировать выразительное, осознанное чтение.

6. Учить всматриваться в картины, человека, сочувствовать, сопереживать всему живому. Учить находить рифму и рифмовать самим.

7. Воспитывать любовь к книге.

 

                                              Ход урока:

I . Организационный момент.

      К нам пришли гости сегодня. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От ваших улыбок в классе стало так тепло и уютно!

II. Введение в тему урока

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным,

Иначе вдруг увидишь ты...

Всмотрись проникновенным взглядом

В природу...

В ней, с тобою рядом,

В простых, обычных проявленьях

Так много прелести своей!

Скажи: «Остановись, мгновенье!»

И вдруг - сквозь кружево ветвей -

Увидишь солнце золотое,

А в ослепительных лучах

Трепещут листья на ветвях...

Ты спросишь: «Что это такое?

Как этот маленький листок

Вместить так много цвета мог?!

Он то оранжевый, то красный!

В прожилках розово-зеленых...»

И ты воскликнешь удивленно:

«Как это все-таки прекрасно!»

Всмотрись... Не ускользнет от взора

Рисунок зимнего узора

На стеклах твоего окошка...

Будь наблюдательней немножко,

И сам тогда увидишь ты,

Как много в мире красоты!

- В чем поэт увидел красоту? (Окружающий мир в разные времена года.)

- Какое время года вам нравится? Можно ли выделить какое-то время года особо? (Высказывания детей.)

III. Объявление темы и целей урока.

- Как вы понимаете смысл слов, записанных на доске?

Природа -

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык.

                           Ф. Тютчев

- К чему призывает нас поэт? (Учиться наблюдать красоту природы, уметь видеть красоту внутреннего мира человека.)

- Чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Удивления и восхищения тайнами художественного слова, желания научиться видеть в обыденном новое и необыкновенное.)

На доске записаны фамилии поэтов:

А. С. Пушкин                  А. А. Ахматова          Ф. И. Тютчев                   

- Назовите поэта, чье имя вам незнакомо. (А. Ахматова.)

- Сегодня мы познакомимся с ее стихотворением «Перед весной бывают дни такие...».

IV. Актуализация опорных знаний.

- Что вы можете рассказать об А. Пушкине? О Ф. Тютчеве? (Ответы детей.)

- Какие стихи этих поэтов вы можете прочитать наизусть?

- В чем их своеобразие? (Они показывают только красоту природы, человек как бы наблюдает со стороны.)     

V. Изучение нового материала.

Слово об авторе стихотворения. (показ презентации)

Анна Андреевна Ахматова - современница Б. Пастернака. Пастернак сказал: «Времена не выбирают - / в них живут и умирают».

Эти строки как нельзя лучше подходят к самой А. Ахматовой и ее творчеству. Она жила в очень сложную и трагическую для России эпоху.

(Учитель показывает портрет А. Ахматовой.)

      Посмотрите, эта хрупкая женщина была очень сильной личностью. Она, восприняв судьбу России, не уехала за границу, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Каждое лето вплоть до 1917 года Ахматова проводила в имении своей свекрови. Слепнёво (Тверская губерния), которое сыграло а её творчестве значительную роль. Земля этого края дала ей возможность прочувствовать и познать потаённую красоту русского национального пейзажа. Здесь она написала стихотворение «Перед весной…». Это стихотворение написано в самой сжатой – предельно лаконичной форме восьмистишье.

1. Прогнозирующее чтение (дети не читают текст целиком, учитель предъявляет его построчно).

На доске записана первая строка стихотворения.

Перед весной бывают дни такие,

-Если бы вы выделяли слова, то какие бы слова вы выделили?

- Какие слова необычные, самые главные? (ТАКИЕ)

По значимости они стоят как бы на третьем месте.

ТАКИЕ, - Это какие дни? (как бы незавершенность высказывания), особые дни, вызывает вопрос, что же это за дни?

На втором месте по значимости ПЕРЕД ВЕСНОЙ.

- Почему перед весной особые слова?

Что в них особого? (еще нет весны, предвкушение),

ПЕРЕД ВЕСНОЙ ведь так не говорят, можно сказать перед домом, перед дверью, перед порогом. ПРЕД ВЕСНОЙ - это искаженная чуть-чуть речевая фигура. Поэтесса взяла это выражение специально, чтобы привлечь наше внимание. Дни стоят пред весной, как перед дверью, в которую вот-вот войдет. Войдет в эту весну как в явление.

ПЕРЕД ВЕСНОЙ дает слитое ощущение пространства и времени.

На первом месте слово БЫВАЮТ.

-Что в нем особенного? (часто бывают такие предвесенние дни, с поэтессой это уже когда-то было и повторяется снова).

- В вашей жизни это было?

БЫВАЮТ, т. е. периодически уже происходило, и я жду, может быть произойдет и еще, бывает, случается. Чей-то опыт говорит, что случается? (ее поэтический опыт). Ахматова это уже когда-то переживала.

- Прочитайте первую строку.

- Как вы думаете, что будет во второй строке? (рассказ об этих днях).

- А весна уже наступит во второй строке? (пока не знаем).

Читаем вторую строку:

ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ ОТДЫХАЕТ ЛУГ,

- Что здесь нравится? (отдыхает). Затишье, еще сон природы.

- А плотный снег -  это весна или зима?

- Как вы думаете, в третьей строке наступит весна? (уже пора наступить весне). Цифра три это волшебное число.

- Читаем третью строку.

ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯ ВЕСЕЛО-СУХИЕ

- Что наступило? (весна еще не наступила)

- Что задвигалось, если еще только шумят деревья? (двигаются ветки от весеннего ветра).

- Обратите внимание на двуединый эпитет ВЕСЕЛО-СУХИЕ, это чисто Ахматовский эпитет.

- Она в одно слово включила то, что деревья еще не проснулись, но уже пробуждаются.

- В четвертой строчке будет движение и начнется весна.

И ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР НЕЖЕН И УПРУГ.

-Упругий ветер это какой? (ответы детей) Одновременно нежен и упруг, это как?

ФИЗМИНУТКА

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте: то состояние и настроение, которым делится поэтесса, возможно только «перед весной»? (То настроение, которое описывается в стихотворении, можно назвать лирическим или поэтическим. Оно бывает у человека не обязательно весной, но, например, в состоянии влюбленности или тогда, когда человека вдруг поражает красота окружающего мира, а это может случиться в любое время года.)

3. Выразительное чтение стихотворения детьми.

- Случайно ли, что четыре строчки в этом стихотворении начинаются с союзов (и, и, и, а)? (Повторяющийся гласный звук союза «и» в начале строк создает впечатление напевности, песенности стиха. Не случайно поэтесса сама упоминает «песню», которую «как новую, с волнением поешь».)

- Какой характер такое начало строк придает высказыванию лирического героя (героини)? (Этот повторяющийся звук помогает созданию атмосферы взволнованности и эмоциональной приподнятости, о которой и рассказывает лирическая героиня стихотворения.)

- Вам понравилось это стихотворение?

- А чем понравилось?

- Что в нём особенного?

- А вы с приходом весны ощущаете (ощущали) такую лёгкость свободных движений тела?

- А в чём она проявляется?

- Какие признаки наступления весны героиня чувствует внутри себя? Что изменилось в её восприятии мира?

- То состояние и настроение, которым делится героиня, возможны только перед наступлением весны?

4. Обобщение изученного.

- Что является самым главным результатом чудесного весеннего преображения-превращения? (Главным результатом весеннего преображения является изменившееся зрение человека: оно делается волшебно поэтическим, способным в самом обыденном и будничном, давно знакомом и надоевшем обнаружить новое и необыкновенное, открыть не видимую прежде красоту.)

- Какой еще вид искусства помогает нам увидеть необыкновенную красоту и обнаружить что-то новое в обычных предметах? (Живопись.)

Поход в Музейный дом»

Работа с картиной «Портрет Анны Ахматовой» Натан Альтман

5. Проба пера. Творческая мастерская.

- А сейчас мы с вами отправимся в творческую мастерскую.

- Сами попробуем написать, используя рифмы стихи о весне, о приходе весны. Попробуем передать свои чувства, настроение, которое мы ощущаем с приходом весны.

 

… весна                                … тепло

… ото сна                             … кругом

… шумок                               … хотели

… говорок                             … улетели

… цветёт                                … знакомо

… хоровод                             … из дома

 

Вывод: В жизни всё так интересно!

Надо учиться видеть подробности: вот осенний листок необычайной формы, а вот        голубь, который чистит пёрышки . Есть масса удивительного на улице и не только предметы, но и запахи, звуки.  А сколько интересного случается в школе! Из всего этого и складывается жизнь. Постарайтесь быть наблюдательными! Это пригодится в любой профессии. Именно наблюдательные люди становятся специалистами!

 VI. Итог урока.

- Как можно «увидеть» время, течение времени? (Течение времени, изменения в природе видны, как правило, через конкретно наблюдаемую деталь, а не через обобщенный и красочный образ-олицетворение.)

- При помощи чего можно передать свои ощущения, настроение, чувства? (При помощи красок, музыки, слов).

Какие чудные картины

Мир открывает нам порой!

В травинках - лучик золотой,

Серебряная паутина.

А сколько дивной красоты

В хрустальной капельке росы,

В дождинке, по стеклу скользящей,

И в легкой дымке над рекой...

Мир - удивительный такой!

К нему присматривайся чаще!

 

- Что вам, ребята, особенно понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

- О чём хочется рассказать другим?

VII. Домашнее задание: творческая работа на тему «Мир - удивительный такой!».

 

 

 

 

-