Виртуальная экскурсия «Царскосельский лицей»

 

Цель:

Познакомить учащихся с историей Царскосельского музея

 

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас;
  2. Формировать навыки работы с электронно – образовательными ресурсами (ЭОР);
  3. Вспомнить сказки А.С. Пушкина.

Развивающие:

  1. Развивать интерес детей к творчеству А.С. Пушкина;
  2. Способствовать пониманию того, что ЭОР, как и книга – источник знаний;
  3. Развивать интерес учащихся к художественной литературе.

Воспитательные:

  1. Обогащать духовный мир детей;
  2. Воспитывать бережное отношение к книге;
  3. Формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.

 

Участники:

 4 группы продленного дня 1 – 4 классов.

 

Организаторы:

Гурская Елена Валерьевна, воспитатель 1 – х классов.

Шабалина Елена Борисовна, воспитатель 2 – х классов.

Куликова Любовь Михайловна, воспитатель 3 – х классов.

Кирьянова Елена Владимировна, воспитатель 4 – х классов.

 

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, колонки.

 

Ход занятия.

 

I.                    Организационный момент.

Сегодня мы побываем на виртуальной экскурсии по Царскосельскому лицею. Экскурсию будут проводить  ученики 3 и 4 классов.

 

II.                  Виртуальная экскурсия. 

1 слайд. Коллаж с портретом Пушкина, парком и корпусом лицея.

Первоклассники читают стихи:

 

Под Петербургом городок,

Где корпуса за корпусами

Наполнены звучаньем нот,

Мальчишескими голосами.

 

Минуты радости, невзгоды,

В Лицее начинали

Любить, отстаивать, свободу,

Творить и безмятежно жить.

 

Сердца стучали в унисон

И людям придавали силы,

Когда посмел Наполеон

Пойти войною на Россию,

 

А юный будущий поэт –

И засыпая, и вставая –

Познал поэзии секрет

И верности родному краю.

 

Его прекрасная душа

Уже тогда была мятежна,

И вся грядущая судьба

Была поэту неизбежна.

 

 

2 слайд. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография К. Шульца по риунку И. Мейера.

Лицей был открыт 19 октября 1811 года или 31 октября по старому стилю. Старый дворцовый флигель был перестроен и заново отделан. Открытие состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия , потекла обычная лицейская жизнь.  

3 слайд. Джордж Доу  - портрет императора Александра I. Лицейский флигель.

Решение   разместить лицей было принято по приказу императора Александра 1. Зодчим  лицея был Василий Стасов.

 

4 слайд. Фотография Лицея.

Так  Лицей  выглядит в наши дни.

 

5 слайд. Портрет В.Ф. Малиновского. Литография Лицея 1820 гг.

Первым директором Лицея был Малиновский Василий Федорович . С 1811 по 1814 года.

 

6 слайд. Репин И. Е. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911

Это актовый зал , где проходили переводные экзамены лицеистов. Он находился на 2- ом этаже. Экзамены проходили в присутствии многочисленной публики. Здесь впервые Пушкин увидел Державина. Державин был в восторге от стихов Пушкина.  

 

7 слайд. Библиотека лицея.

Библиотека находилась на третьем  этаже, в арке, соединяющей актовый зал с хорами дворцовой церкви. Здесь все было парадным. Стены выкрашены в голубоватый цвет, потолок расписан гирляндами, дубовый паркет навощен до зеркального блеска. Для читателей стояли ломберные столики и крашенные стулья с кожаными сиденьями. Книги хранились в большущих шкафах вдоль стен напротив окон.

 

 8 слайд. Газетная комната.

Посидев а библиотеке Пушкин заходил в Газетную комнату. В этой небольшой комнате, со стенами расписанными под зеленый мрамор, стоял посередине круглый стол. На нем свежие газеты и журналы.

 

  9 слайд. Учебные классы.

Учебные классы находились на третьем этаже и располагались в четырех комнатах. Самая большая из них физический класс – была в шесть окон, к нему примыкал физический кабинет с аппаратами и приборами. В классах воспитанников рассаживали по поведению и успехам. Последним в классе Пушкин никогда не сидел.

 

10 слайд.  Коридор к спальням. Спальня лицеиста. Режим дня.

Спальни лицеистов находились на четвертом этаже : узкая железная кровать с бумазейным одеялом, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод. Комната Пушкина находилась под номером 14. А вот расписание занятий лицеистов.

 

 11 слайд. Розовое поле. Камеронова  галерея. Пруд. Памятник А.С. Пушкину.

Три раза в день лицеистов строили парами и водили в лицейский парк подальше от дворца на Розовое поле. Когда-то, при Екатерине II , здесь росли розы, но они перевелись. Весною, зимою, осенью, когда «августейшее семейство» не жило в Царском селе, парк принадлежал лицеистам.

  А это Камеронова галерея с белыми стройными колоннами, в тени которых бронзовые бюсты: боги Олимпа, философы Древней Греции, поэты и императоры Древнего Рима…

 А вот большой пруд, где любил сидеть один Пушкин, смотреть на белых лебедей, читать , мечтать, сочинять.

 В лицейском садике 1900 году был поставлен памятник юному Пушкину.

  В 1843 году Лицея не стало, заново восстановленный музей лицей открылся к 6 июня 1974 года, к 175-летию со дня рождения.

 III.                Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

 

12 слайд. Портрет А.С. Пушкина.

Давайте вспомним творчество поэта, чьи молодые годы прошли в стенах Лицея, Александра Сергеевича Пушкина. Второклассники будут читать отрывки из его сказок, А вы должны дослушать до конца отрывок, и если узнаете сказку  - поднять руку. За правильный ответ получите маленький приз.

 

13 слайд. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

 

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней,

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

 

14 слайд. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.

 

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

 

15 слайд. Сказка о рыбаке и рыбке.

 

Говорит старику старуха:

„Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.“

 

16 слайд. Сказка о попе и о работнике его Балде.

 

Пошел Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

К морю опять он приходит,

У моря бесенка находит.

Держит Балда за уши одного зайку:

„Попляши-тка ты под нашу балалайку;

Ты, бесенок, еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

 

17 слайд. Сказка о золотом петушке.

 

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется“.

 

IV.                Подведение итогов.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Закончим её словами Александра Сергеевича о лицее, которые нам прочтет третьеклассник.

 

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

 

Спасибо за внимание!