Классный  час  «Ослепительная  улыбка  на  всю  жизнь»,  проведённый  в  1-а классе  311 школы  Фрунзенского  района  Санкт-Петербурга

Цель: познакомить  детей  с  правилами  ухода  за  полостью  рта.

I. Загадки по теме: «Гигиена»

(для  этой  части  занятия  использован  урок-презентация  «Гигиена»  с  диска  «Уроки  Кирилла  и  Мефодия» - окружающий  мир)

А)  Что  такое  гигиена?  (выслушать  ответы  детей,  а  потом  прочитать  вывод  на  экране)

Б)   Загадки  по  теме  с  экрана:

1. Кирпичик розовый, душистый
Потри его и будешь чистым.   (мыло)

2. Зубов много,
А ничего не ест.  (расчёска)

3. Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала.  (мочалка)

4. Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят…   (душ)

5. Говорит дорожка - 
Два вышитых конца.
Помойся ты немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.  (полотенце)

6. Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.

Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная …. (щетка)

 

II.Немного истории: (рассказ  учителя)

Чтобы зубы были здоровыми – их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не перепробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние греки, например, использовали золу, толченое стекло с песком и даже пемзу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Конечно, такой уход за зубами был мало приятен, однако, по свидетельству античных докторов, зубы древних греков выглядели просто замечательно. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десна. В странах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрывали чёрным лаком…А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната, в Сибири жевали специально обработанную смолу.

В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней. Во второй половине ХVII века открыли новое средство – соль! Рекомендовал её голландский учёный Антони анн Левенгук, который открыл неизвестный до тех пор “мир микробов”… Его поразило обилие микробов находящихся у нас во рту, и он сразу принял меры для борьбы с ними… Протерев зубы солью, он отметил, что число их резко сократилось. С тех пор он регулярно чистил ею зубы и рекомендовал это всем. В Х!Х веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже автомобиля, паровоза и многое другое.

Основным методом лечения зубов было удаление больного зуба, однако, многие древние врачи писали о важности сохранения зубов. Так, Аль Захрави в своем трактате назвал зуб «благородным органом, заменить который невозможно». Цельсий называл зубную боль самой худшей пыткой, но призывал сделать все возможное для сохранения больного зуба. Жалко, что до сих пор не все понимают это!

Хочу закончить этот экскурс описанием римского обычая, который следовало бы ввести и у нас: за праздничным столом гостям подавали не только столовые приборы, но и зубочистки. Пользовались ими пред каждой сменой блюд. Иногда зубочистки были истинными образчиками ювелирного искусства, и гости забирали их с собой – на добрую память, и для сохранения здоровья зубов!

III.Полезные советы (сначала  дети  в  парах  обсуждают  вопрос,  потом  учитель  подводит  итоги-обобщения)

1)    Что делать, чтобы  были здоровые зубы?

* Соблюдать режим, больше бывать на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливанием.

* Правильное питание: ежедневно ребенок должен получать молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Приучать себя к твердой пище: это укрепляет десна и зубы.

* Привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером надо иметь с 2-3 лет.

* Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога.

 

2) Содержите в чистоте зубную щетку.

Если все зубные щетки членов вашей семьи находятся в одном держателе, защитите себя, замачивая щетку в дезинфицирующем растворе, чтобы убить микробов. И обязательно выкидывайте старую, потрепанную зубную щетку, как только она утратит свои качества (каждые 3-6 месяцев или как только щетинки начнут отгибаться). Если вы храните эти щетки, они могут стать питательной почвой для бактерий.

(вывесить  плакат)

Работайте щеткой под углом. Когда чистите зубы, не держите щетину щетки перпендикулярно зубам. Направляйте щетину к основанию зуба под углом 45; чтобы она массировала и прочищала границу между его шейкой и десной. Пусть волоски чуть-чуть заходят вглубь этой бороздки.

Крутите щетку. Двигайте щеткой, описывая ею маленькие круги. Начинайте с наружной поверхности зубов, переходите на внутреннюю и завершайте жевательной.

Язык тоже надо чистить. Бактерии живут во рту везде и на языке тоже. Надо счищать их и с него. Для этого продаются специальные скребки.

Поверните вертикально. Если трудно добраться щеткой до внутренней стороны передних зубов, разверните ее вертикально и водите маленькими кругами.

Хватит двух раз. Достаточно тщательно чистить зубы утром и перед сном и хоть раз в день работать между ними ниткой.

Выбирайте  щётку помягче. Единственное обязательное требование к зубной щетке – щетина должна быть мягкой. Жесткая щетина может поцарапать десны и даже зубы. Щетку меняют, как только щетина начнет лохматиться.

Выбор пасты. Гигиеническая паста “Колгейт тотал” содержит компоненты, препятствующие кариесу, развитию зубного налета и камня, а кроме того, непосредственно облегчает воспаление десен.

Мокрый рот – хорошая защита. Слюна естественным образом очищает полость рта. Чем он суше, тем больше бактерий там приживается. Чем их больше, тем выше вероятность зубного налета.

III. Это интересно знать! (выслушать  ответы-рассуждения  детей,  вывод  делает  учитель)

Врач – стоматолог лечит зубы, десны.

Слова “стома” по-гречески означает “рот”. Важно чистить зубы, чтобы они были здоровыми, крепкими.

1) Регулярно посещай зубного врача.

(стихотворение  читает  подготовленный  ребёнок)

У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу

В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!

Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!

Бегать стал от докторов и остался без зубов!

Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!

И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.

2) Игра “Разрешается – запрещается”

Задание: заполни таблицу, записывая в определенный столбик ответы.

Разрешается

Запрещается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуации: долго грызть семечки, леденцы; полоскать рот после каждого приема пищи; раскусывать рафинированный сахар; грызть морковь, яблоко; брать зубами металлические предметы; откусывать зубами проволоку, нитки; пить кипяток; есть мороженное в чередовании с горячим чаем (кофе); чистить зубы; и т.д.

3 )Ешьте то, что полезно для зубов (рассказы  детей,  использовать  крупные  картинки  с  изображением  продуктов)

Попробуйте сыр – истребитель бактерий. Если вы съели что-нибудь сладкое, то в первые же 5 минут заешьте его кусочком сыра (25 – 30 г) с низким содержанием жира или совсем нежирного – истребитель бактерий. Небольшое количество сыра стимулирует образование слюны, которая нейтрализует кислоту, вызывающую кариес. Кроме того, в сыре присутствуют особые вещества, способствующие предохранению зубной эмали от разрушения.

Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов.

Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральный йогурт – великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов в юности, укрепляет кости человека, поддерживающие белоснежные зубы. Осторожно с пищей, пристающей к зубам. Бананы и изюм полезны для организма человека, но совсем не для наших зубов.

О пользе жвачки. Лучший десерт для зубов – жевательная резинка, не содержащая сахара. Жевание жвачки в течение 20 минут после еды способно уменьшить риск разрушения зубов.

IV. Очень часто, такое обыденное действие, как чистка зубов, вызывает много различных вопросов и разногласий. Если вы  сейчас неправильно ухаживаете за своими зубами, то переучиться  потом будет достаточно трудно.  (учитель  рассказывает  миф,  а  дети  в  парах  обсуждают  ситуации)

Миф 1: «Не важно, как именно чистить зубы, главное — чистить» - это  неправильно.

Чистить зубы нужно правильно. Можно потратить 5 минут на чистку зубов, а они все равно останутся грязными. Почему же так получается? Потому, что остатки пищи очень прочно прилипают к зубам, и чтобы от них избавиться, нужно приложить определенные усилия. Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубки Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние — снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити — флоссы.

Миф 2: «Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы» - стоит  подумать.

Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Взрослым тоже рекомендуют щетки с небольшими головками, которые соответствуют размеру 1,5—2 зубов.

Миф 3: «Жевательная резинка заменяет чистку зубов» - так  думают  многие.

Никогда! Жевательная резинка — дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо:) в течение 5—10 минут. При более длительном жевании все полезные эффекты жевательной резинки заканчиваются, и начинаются вредные. Но это уже тема отдельной статьи.

Миф 4: «Щетки перед первым употреблением нужно обдавать кипятком» - теперь  нет.

Современные материалы, из которых изготовлены зубные щетки, не предназначены для обработки высокой температурой. Если щетку прокипятить, то можно идти и сразу покупать новую. Зубную щетку нужно просто промыть под проточной водой перед первым применением. И, конечно, покупать щетку можно только в герметичной заводской упаковке.

Хранить же зубные щетки рекомендуется в сухом стакане головкой вверх. Маленькая зубная щетка стоящая в стакане со взрослыми щетками может стать дополнительным предметом гордости Вашего малыша.

Миф 5: «Пасты должно быть много» - зачем.

Необходимо помнить, что зубы чистит не паста, а щетка. Паста помогает за счет противомикробных, дезодорирующих и прочих добавок очистить, освежить полость рта, сделать чистку зубов более приятной. Если взять очень много пасты, то она будет сильно пениться и мешать правильно ли мы чистим зубы. Да и активных веществ, содержащихся в пасте, будет слишком много. Необходимый объем зубной пасты не должен превышать размера большой горошины, а деткам — маленькой.

Итак:   (каждый  ребёнок  получает  письменные  советы)

1)    Начинаем чистить зубы, как только они появляются.

2)    Чистим зубы после каждой еды, обязательно утром после завтрака и вечером перед сном.

3)Не забываем менять щетку не реже 1 раза в 3 месяца. Для каждого     времени года должна быть новая щетка.

V.  Просмотр  видеофильма  «Легенда  о  Зубном  Королевстве».

VI.  Подарки  от  фирмы Colgate.