Как готовить доклады (советы родителям)

Как готовить доклады? (советы родителям)

В конце этого учебного года нашим детям предстоит выступить с защитой своей проектной работы, тему для которой они уже выбрали. Одной из составляющих этого выступления является доклад. И сегодня мы поговорим о том, как Вы, уважаемые родители, сможете помочь своим детям.

Доклад предполагается на 2-3 минуты. Обязательное условие доклада — ребенок должен рассказывать сам, а не читать с листа. Презентации должны быть обязательно, но выполненные самим ребёнком. Можно использовать картинки или книжки с иллюстрациями и показать их с помощью документ-камеры.

Основной задачей при подготовке докладов - это научить ребенка эти самые доклады и готовить. Объяснить, как это делается. То есть за него ничего не делать — делает либо он сам, либо вместе с вами.

Единственное, чем можно очень серьёзно помочь — это поиски материала. Это порой занимает прилично времени, а родители все же стараются ребенка у компьютера держать поменьше. Да и интернет — такая коварная штука: на самых казалось бы безобидных сайтах, ориентированных на детей, вполне может вылезти какая-нибудь непотребщина… Так что, пока ребёнок учит другие уроки, можно искать статьи, собирать их в один файл (просто копировать друг за другом), печатать и давать ему. Обычно может быть 3-5 статей по теме.

Дальше сначала вместе, а потом и самостоятельно, составлять план доклада. Например, необходимо объяснить: если это рассказ о животном, то надо рассказать, что это за животное, как оно выглядит, где живет, образ жизни, чем питается, какие у него есть враги и другие проблемы, желательно еще о его роли в природной зоне. Составить такой план, каждый пункт пронумеровать.

Затем ребёнок сам читает все статьи и отмечает карандашом, какой абзац к какому пункту плана относится. Честно говоря, это довольно- таки сложная для него задача. Поначалу ребёнок может отмечать что-то вообще непонятное и ненужное, поэтому вначале придётся переделывать уже вместе, с обсуждением. К концу первой четверти учебного года дети уже будут делать эту работу значительно лучше, хотя все равно кое-что потом придётся подправлять.

После того, как его пометки вы утвердили, ребёнок садится за компьютер, открывает новый документ в Wordе и разносит отмеченное по соответствующим пунктам. То есть пишет заголовок: «1. Как выглядит?» и туда копирует из файла со статьями абзацы, которые в распечатке были помечены цифрой 1. Затем второй пункт плана, третий и т.д. Получается документ с заголовками, под которыми разрозненные куски из разных статей на одну и ту же тему (частично даже повторяющиеся).

Затем снова в игру вступают родители. Вместе с ребёнком вы пытаетесь из этих разрозненных кусков сформулировать нечто цельное, удобоваримое и, по возможности, с простыми формулировками. Тут уже родители должны активно включаться, но стараться не просто делать самим, а объяснять и обсуждать, показывать, на что надо обращать внимание. Например: вслух читать получившийся текст, чтобы понять, где спотыкаешься из-за плохой формулировки, где слова повторяются одни и те же, и это режет слух и т.д. В общем, делать так, чтобы текст становился понятным для всех. В итоге получается черновой текст, который надо распечатать на бумаге.

Затем полученный текст ребёнок заучивает наизусть. Через какое-то время родителям необходимо проверить, как он выучил, и найти те места, которые ему сложнее всего было запомнить. Эти места надо переформулировать попроще, а порой даже выкинуть вовсе. Иногда (если ни то, ни другое сделать не получается) вынести на слайд презентации, чтобы ребёнок мог подсмотреть во время доклада. После переделки текста ребёнок идёт учить снова. Через какое-то время родители снова проверяют…

Если вы видите, что все равно ребёнок «спотыкается» порой, забывает, тогда можно прибегнуть к шпаргалкам — маленькие бумажки, где нет текста как такового, а есть только опорные слова, на которые можно быстро глянуть и вспомнить.

Теперь ребёнок идёт учить дальше уже со шпаргалками. И после этого по шпаргалкам обычно получается уже значительно лучше.

И в процессе обучения одновременно идёт работа над презентацией. Презентации должны быть простыми, так как делать их должен сам ребёнок под руководством и с небольшими коррективами родителей. Картинки можно вместе искать в сети, обсуждать, какие лучше взять.

На подготовку одного доклада уходит обычно 2-3 дня ( чаще всего этим заниматься приходится во время учебной недели). Таких заданий в этом году будет достаточно, чтобы дети смогли спокойно защитить свои работы в конце учебного года.

Защиту проектной работы на промежуточную аттестацию, конечно, сложнее готовить. Тут и материала очень много, который надо найти, прочитать, переработать, составляя план и автореферат, исследования провести, выполнить определённые требования к оформлению работы. И выучить этот текст. Но, если работать в системе и постепенно, не откладывая на последний момент, в итоге всё будет очень хорошо