Урок русского языка. 4 класс. Технология диалоговой взаимопомощи

 

Тема: Написание О и Ё(Е) после шипящих

Цель: обобщить знания учащихся о правописании О и Ё(Е) после шипящих

Задачи: формировать умение писать О или Ё(Е) после шипящих в    разных частях слова

             совершенствовать умение работать в паре

             формировать умение работать с алгоритмом

 

Ход урока

1.Организационный момент

 

2. Цель урока, актуализация знаний

– О чем мы говорили на предыдущих уроках?

– Сегодня мы должны обобщить наши знания по данной теме и потренироваться в написании слов орфограммой «О и Ё(Е) после шипящих

– Послушайте стихотворение и найдите слова на данное правило:

В сад пришел наш Буратино,

А в саду крыжовник рос.

Он услышал тихий шорох

За кустом цветущих роз.

Сразу стало интересно.

Он накинул капюшон.

Кто ж за розой? Неизвестно?

Но не испугался он.

Он вперед шагнул бесстрашно.

Треск!.. И разорвался шов.

"Мой капюшон! О, так ужасно!"

И Буратино был таков.

 

 3. Работа по теме (технология диалоговой взаимопомощи)

 

Каждый ученик сначала читает правило и выполняет задание на своей карточке. Потом вписывает свой ответ в Лист ответов №1. Читает информацию своей карточки соседу по парте, сравнивает свои ответы с ответом соседа. Меняются в парах. Таким образом, в Листе ответов №1 выполняются все восемь заданий

 

 

 

 

 

       Карточка № 1

Фамилия, имя _________________________

 

После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется О, без ударения Е.

Например: скворчОнок, овражЕк

 

Вопрос: Что пишется после шипящих в суффиксах существительных под ударением: О или Ё? ______________

Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели суффикс

Зайч…нок, пирож…к, доч…нька, береж…к, грибоч…к.

______________________________________________________________

 

         Карточка № 2

Фамилия, имя ________________________

После шипящих в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е.

Например: мечОм, рощЕй, о большОй, о могучЕй

 

Вопрос: Что пишется после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных под ударением: О или Ё? ______________

Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели окончания

Камыш…м, крыш…й, свеч…й, врач…м, колюч…го, чуж…й.

________________________________________________________________

 

Карточка № 3

Фамилия, имя ________________________

После шипящих в суффиксах прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е.

Например: ежОвый, плюшЕвый, парчОвый

 

Вопрос: Что пишется после шипящих в суффиксах прилагательных под ударением: О или Ё? ______________

Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели суффикс

Алыч…вый, груш…вый, морж…вый, камыш…вый.

______________________________________________________________

 

         Карточка № 4

Фамилия, имя ________________________

Чтобы правильно написать О или Е (Ё) после шипящих, надо определить в какой части слова находится эта буква.

Например: большОм – в окончании

 

Покажи графически, в какой части слова пропущена буква:

Ключ…м, ландыш…вый, ж…лтый, туч…й, пч…лка

Карточка № 5

Фамилия, имя ________________________

После шипящих в корне слова  под ударением пишется О, если при изменении слова или в родственных словах нет чередования звуков (ударение остаётся на прежнем месте)

Например: капюшОн [о] – капюшОны [о] – капюшОнчик [о]

Вопрос: Какую гласную О или Ё  надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова ударение падает на эту гласную? ______

Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:

Ш…рох, ш…рты, крыж…вник.

______________________________________________________

 

Карточка № 6

Фамилия, имя ________________________

После шипящих в корне слова  под ударением пишется Ё, если при изменении слова или в родственных словах есть чередования звуков (гласная становиться безударной)

Например: бечЁвка [о] – бечЕва [и]

Вопрос: Какую гласную О или Ё  надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова ударение переходит на другую гласную?_______

Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:

Ж…лудь, ч…рный, расч…ска.

______________________________________________________

 

Карточка № 7

Фамилия, имя ________________________

В словах пришедших из других языков, после шипяших пишется О

Например: жОккей

Вопрос: Какая буква пишется после шипящих в словах, пришедших из других языков? ____

Вставь пропущенные буквы:

Ш…ссе, ж…нглёр, ш…фёр.

________________________________________________________

 

                                         Карточка № 8

Фамилия, имя ________________________

После шипящих в корне слова  под ударением пишется Ё, если при изменении слова или в родственных словах есть чередования звуков (даже если гласная осталась ударной )

Например: щЁлка [о] – щЕль [э]

Какую гласную О или Ё  надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова появляется чередование звуков?_______

Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:

Ш…пот, уч…ный, ш…рстка

 

Лист ответов №1

Фамилия, имя ___________________________

№1. Вопрос: Что пишется в суффиксах существительных под ударением: О или Ё? __________________

Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели суффикс

Зайч…нок, пирож…к, доч…нька, береж…к, грибоч…к.

__________________________________________________

 

№2. Вопрос: Что пишется в окончаниях существительных и прилагательных под ударением: О или Ё? ______________

Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели окончания

Камыш…м, крыш…й, свеч…й, врач…м, колюч…го, чуж…й.

__________________________________________________

 

№3. Вопрос: Что пишется после шипящих в суффиксах прилагательных под ударением: О или Ё? ______________

Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели суффикс

Алыч…вый, груш…вый, морж…вый, камыш…вый.

___________________________________________________

 

№ 4. Покажи графически, в какой части слова пропущена буква:

Ключ…м, ландыш…вый, ж…лтый, туч…й, пч…лка.

____________________________________________________

 

№5. Вопрос: Какую гласную О или Ё  надо писать после шипящих в корне слова, если при измении слова ударение падает на эту гласную? ______

Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:

Ш…рох, ш…рты, крыж…вник.

____________________________________________________

 

№6. Вопрос: Какую гласную О или Ё  надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова ударение переходит на другую гласную?_______

Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:

Ж…лудь, ч…рный, расч…ска

___________________________________________________________

 

№7. Вопрос: Какая буква пишется после шипящих в словах, пришедших из других языков? ____

Вставь пропущенные буквы: Ш…ссе, ж…нглёр, ш…фёр.

___________________________________________________________

 

№8. Какую гласную О или Ё  надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова появляется чередование звуков?_______

Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:

Ш…пот, уч…ный, ш…рстка

4. Проверка знаний

Самостоятельная работа. Заполнение листа ответов №2.

Лист ответов №2

Фамилия имя ____________________

1. Вставь пропущенные слова

Чтобы правильно вставить букву после шипящей, надо определить, в какой части __________________ пропущена буква. Если в корне, то изменяй _________________________ или подбирай _______________________ и следи за __________________ гласных звуков. Если в другой части слова, то следи за ____________________________

2. Выполни в тетради задание  № 111 из учебника

(взаимопроверка)

 

– Послушайте рассказ. Найдите слова на изученное правило

          

К реке друзья шли чащей. По дороге они собирали жёлуди. Вдруг под дубом раздался лёгкий шорох сухих листьев. Мальчики испугались. Они думали, что к ним подкрадывается змея. Вскоре мальчики увидели маленькую чёрную мышь. Она быстро перебежала тропинку и спряталась в норке. Страх прошёл.

 

На мимиодоске в найденные слова ученики вставляют буквы и объясняют, почему выбрали такую букву.

 

5. Подведение итогов

– Чтобы правильно написать гласную после шипящего надо определить… (в какой части слова находится эта гласная)

– Если гласная в суффиксе или окончании, то … (посмотреть, куда падает ударение)

– Если ударение падает на эту гласную,…(то надо писать букву О)

– Если гласная в корне, то … (смотрим, есть ли чередование гласных при изменении слова)

– Если нет чередования, то… (надо писать букву О)

– Если есть чередование, то …(надо писать букву Ё) 

 

6. Домашнее задание

Написать небольшой рассказ, в котором встретятся слова на изучаемое правило

 

7. Релаксация