Урок русского языка по теме "Научный текст". 3 класс

Урок развития речи

Учитель: Самигулина С.Ю.

Класс: 3Б

Тема: Научный текст

Цель: формировать умения смыслового чтения.

Задачи:

  • формировать познавательный интерес для работы с текстами;
  • умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов
  • формироватьумение доказательно различать научный  и научно-популярный тексты,
  • способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • учить составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из текста;
  • развивать у обучающихся интерес к научно-популярной литературе;
  • совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю;
  • формировать умение работать в парах.

Оборудование: учебник русского языка (2 часть), ноутбук, МИМИОдоска, карточки

 

Ход урока:

1. Организационный момент

 

2. Актуализация знаний. Работа с карточками

(Выставка научной и художественной литературы)

- Рассмотрите представленные книги. Распределите их на 2 группы (Книги, в которых содержатся научные тексты и книги с художественными текстами)

(Два ученика выходят к доске и распределяют книги на 2 группы)

 

- (Задание для остальных) Перед вами лежат карточки, на которых написаны определения двух видов текста. Ваша задача - вписать пропущенные названия текстов

Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном – это

_____________________ текст.

 

Текст, в котором автор рассказывает какую-либо историю или передает свои чувства и переживания читателю – это __________________________ текст.

 

(Дети читают получившиеся определения)

- Давайте проверим, как ребята справились с заданием.

- Попробуем заполнить таблицу. Названия книг будем заменять соответствующим номером. (Слайд № 1)

Текст

Этот текст мы можем найти в …

Научный

 

Художественный

 

 

 

 

- Обратите внимание на доску (Слайд № 2) Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Научный и художественный текст)

- Чем будем заниматься?(Будем сравнивать научный и художественные тексты, узнаем еще один вид текстов

 

 

3. Работа над темой урока. Работа с текстами учебника. Заполнение таблицы

- Откройте 2 часть учебника русский язык. Прочитайте текст на стр.79-80 и определите, какой это текст: научный или художественный. (Один ученик читает вслух, остальные следят)

- Докажите, что это художественный текст.( Художественный текст, т.к. автор описывает определенную ситуацию, использует образные выражения: пингвины серьезные, задние на передних напирают, ругаются …)

- Прочитайте текст на стр.81, подумайте, какой текст перед вами.

- Докажите, что это научный (Даны точные сведения: весят 40-45кг, основной способ передвижения- плавание и ныряние, распространены в Южном полушарии)

 - Чем похожи эти тексты?(Одинаковая тема)

- Есть ли в этих текстах одинаковые сведения о пингвинах: где обитают, как выглядят, чем питаются? Зачитайте нужные фрагменты.

- В каком тексте автор делится с нами конкретными наблюдениями за пингвинами, а в каком хочет дать общие сведения о пингвинах? Подтвердите строчками из текстов.

- Сравните иллюстрации к данным текстам? (К художественному тексту сделан рисунок, в котором художник изобразил пингвинов так, как он представляет, а к научному тексту размещена фотография пингвинов)

 

5. Работа над новым материалом

- Познакомимся с еще одним текстом (стр. 84). Как называется этот текст?

- Кто догадался, о каких животных будет идти речь в тексте? Что вам помогло? (Иллюстрация.)

- Прочитайте текст и отметьте «галочкой» незнакомые слова.(время бескормицы, ноги зябнут, приходится рыскать)

- Попробуем разобраться: перед нами научный текст или художественный:

1-ый вариант попробует найти слова и словосочетания, которые характерны для научного текста и выделит их желтым цветом текст (Точные сведения: живут по 10-12 особей, живет в дуплах или гнёздах …)

 а 2-й вариант проверит, есть ли здесь слова и выражения, которые вы можете встретить только в художественном тексте. (Используется сравнение «ноги у лисицы зимой как бы в валенках», «волчьи стаи рыщут», поговорка «Волка ноги кормят».)

- В парах обменяйтесь своими наблюдениями

- К какому выводу вы пришли?

- Посмотрите, мы нашли с вами в одном тексте признаки и художественного, и научного текста. Как вы назовете такой стиль текста?

- Правы ли вы? Давайте проверим ваши догадки. Прочитайте определение в учебнике на стр. 86.

- В каких книгах можно встретить научно-популярный текст?

- Заполните пустую графу в таблице.(Слайд № 3)

- Каким нужно быть человеком, чтобы написать научно-популярный текст?(Нужно ли быть учёным и хорошо знать мир природы? А талант писателя необходим?)

Многие известные вам авторы сочетают в себе оба эти таланта: Михаил Пришвин, Иван Соколов-Микитов, Николай Сладков
- Прочитайте текст еще раз и разделите текст на смысловые части, обозначив границы каждой части черточками карандашом.

 

6. Составление сообщения на основе двух текстов

Прочитайте текст на стр. 86-87 «Жизнь зверей весной».

- О каких животных говорится в этом тексте? Этот текст можно назвать научным или научно-популярным? Объясните ваш ответ.

- Подготовьте сообщение о жизни белки в зимнем и весеннем лесу на основе текстов «Как живут и питаются звери зимой», «Жизнь зверей весной».

 

7. Домашнее задание

Найти в домашней или школьной библиотеке книги с научно-популярными  текстами. Прочитать один или несколько рассказов. Принести книги в класс.

 

8. Подведение итогов. Рефлексия

- Ребята, мы достигли цели урока?

- Оцените свою работу, выбрав одно из утверждений:

  • Сегодня мне удалось...
  • Я узнал, что...
  • Я понял, что...
  • Я научился...
  • Меня удивило...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Я хотел бы...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя _______________________________________

Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном – это _____________________ текст.

 

Текст, в котором автор рассказывает какую-либо историю или передает свои чувства и переживания читателю – это __________________________ текст.

 

 

Текст

Этот текст мы можем найти в …

 

Научный

 

 

 

Художественный

 

 

 

 

 

 

 

 

КАК ЖИВУТ И ПИТАЮТСЯ ЗВЕРИ ЗИМОЙ

 

     Зима для зверей — время бескормицы и холода. Как же они преодолевают эти сложно­сти? Зимой белка живёт в дуплах или гнёздах. Подготавливая жильё на зиму, белка устраивает в нём тёплую подстилку из сухой травы, мха и шерстинок. Выход из гнезда белочка закры­вает мхом или пучком сухой травы. Несмотря на свою тёплую шубку, в сильные морозы она совсем не выходит из гнезда. Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени. Лиси­цу от сильных морозов предохраняет густая, пушистая шубка. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью. Лисица зимой как бы в валенках, и ноги её не зябнут даже в сильные морозы. Но всё-таки зима — самое тяжёлое время для лисицы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится лисице рыскать по полю. Чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей и полёвок. Волки хоро­шо переносят сильные морозы. Зимой волки живут стаями по 10—12 особей. Волчьи стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. В поисках пищи волки пробегают очень большие расстояния. Недаром появилась поговорка: «Волка ноги кормят». И всё же зимой волки почти всегда голодны. Трудно им бегать по глубокому снегу и добывать пищу.

                                                                        (По А. Клыкову и С.Покровскому)