Откр.урок Окр мир Жизнь Отечеству-честь никому

Дорожная карта урока

скрин 

 

Тема:Жизнь Отечеству – честь никому!
Мы изучаем периоды развития  нашей страны. Нам необходимы обобщения и выводы.
Мотивация:
Сегодня мы работаем в парах, советуемся, договариваемся.
 Вам предстоит рассмотреть большие временные периоды и восстановить порядок событий с помощью цифр.
 На дорожной карте нарушена последовательность. Восстановите её. Готовность покажите.
На интерактивной доске предложения с нарушенной последовательностью.(Дано время)
Самопроверка. Восстановим ход событий..
Чтение вслух с исправлениями на  И/А  доске.
1 Племена славян стали объединяться в союзы для ведения хозяйства и отпора общим врагам.
Каким было это время?
2 Преодоление раздробленности и междоусобиц. А это?( иго)
3 Образование  Княжеской Руси под властью Москвы.( осв. От ига и новые подданные)
 4 Россия - Царство. Возглавляется династией. Первый царь?
5 Рождение Империи при Петре Первом. Расширение границ до Балтики.( сев.война)
6 Укрепление Империи (выход к Чёрному морю). Рост международного авторитета.( Елизавета дочь Петра и Екатерина2)
Выводы:
Дети работают с дорожной картой

Дадим характеристику  процессу  становления  страны.
Подчеркните опорные слова, которые помогут сделать вывод. Постройте речевое высказывание.  
( Единое Государство, расширение границ, Империя, Рост международного авторитета.)
ВЫВОД:
Государство развивается, крепнет его авторитет.
Вопрос: Создание и развитие Государства процесс стихийный ( самостоятельный) или рукотворный (вдохновением ,трудами и талантами)?( Обсуждается в парах и подчёркивают ответ)
ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: Государство развивается трудами и талантами людей.
2  Актуализация.
ТЕМА  урока Сегодня мы поговорим о людях, чьи таланты и подвиги прославили Россию, послужили её Чести  и Общему благу.
Глоссарий: ( Познакомьтесь  с понятиями урока. Как вы понимаете значение терминов?)
Честь воина,  учёного, гражданина - моральная оценка человека обществом.
Общее благо – совокупность общих интересов и ценностей, разделяемых всеми гражданами страны.
Нашему вниманию представлены Лучшие сыны Отечества:
( слайд 3)
1) Ломоносов Мих. Вас.
2) Суворов Ал. Вас.
3) Ушаков Фёд. Фёд.
Нам предстоит составить их автобиографические портреты и оценить  заслуги.
Формируем 3 рабочие группы( по колонкам) Распределяет учитель , ученики записывают  фамилию ученого, полководца…
3 ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ
На листе с вам нужно выбрать факты , которые относятся к биографиям.
Прочтите, Попробуйте выполнять, сможете ли это сделать?
ВЫВОД: Не хватает знаний. Нужно обратиться к источникам -учебнику .
4) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Следует ли читать всем сначала?
Поработайте с источниками, подчеркните, обсудите в паре и отметьте галочками факты биографии  М.В. Ломоносова , А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.
Готовность пары показать.
5) ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
(слайды 4,5,6 с верными ответами)
Ответственная группа отвечает, класс слушает.
1 группа сверяет  отмеченные сведения по слайду и по цепочке строит речевые высказывания о славных делах Ломоносова.
2 группа сверяет сведения и отвечает про Суворова А.В.
6) ФИЗМИНУТКА( дирижирование под музыку Семеновского полка)
3 группа сверяет сведения и строит высказывания по Ушакову Ф.Ф.
7) ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
(слайд 7)
 Что объединяет этих великих людей?
Продолжите фразу, включив термины глоссария: ( впишите)
 Людей   ЧЕСТИ….. объединяет беззаветное служение Родине на общее благо.:
Без них невозможны успехи
Как развивалась Россия на рубеже 18-19 веков?
Найти строки в учебнике. Как трактуют выводы авторы? Передай своими словами.
Сколько потребовалось времени, чтобы построить страну от истоков до империи?( ВЕКА!)
Добавь свои впечатления от трудов и подвигов Соотечественников.

9) РЕФЛЕКСИЯ : попробуем выразить своё отношение к пройденному материалу в задании творческого характера.
( слайд 9) Алгоритм синквейна.
Составление синквейна. Он посвящён великому соотечественнику.
( дети делают записи на листе)
По 1-2 с каждой колонки зачитываются.
10) ИТОГ :  Подумай, что сегодня лучше удалось? Напротив заданий поставьте + и ?
Какими рекомендациями ты воспользуешься? Кто закрасил цветом графу, посчитав + и ?
 8) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: рассказывать о деятельности соотечественников.
Посмотреть фильм, опубликованный в блоге и рассказать самые яркие впечатления об этих замечательных людях.
 Есть распечатки биографий в кл. библиотечке.,  материалы стенда, пользуйтесь.
10.  Напутственные  слова Суворова А.В. по ролику.

11)  Спасибо  за работу. Поблагодарим наших гостей за внимание ( наклон головы)