Белова Елена Яковлевна

учитель   начальных классов

образование:  высшее
педагогический стаж:  28 лет
квалификационная категория: высшая

Персональная страница на www.school311spb.net

3 классКонспект внеурочного занятия курса «Школа развития речи» по теме: "Пословицы недаром молвятся!"

Конспект внеурочного занятия курса «Школа развития речи»

по теме: "Пословицы недаром молвятся!"

Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами.

Задачи:

• Формировать понятия о пословице как фольклорных жанрах.

• Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.

• Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.

• Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.

• Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.

• Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.

• Формировать умение командной работы.

Ход занятия

Дети делятся по парам. Каждая пара занимает свое рабочее место.

Учитель: Дорогие ребята! Наше занятие я хочу начать с загадки.

Вам выражения знакомы:

Про первый блин, что вечно комом,

Про сор, что из избы несут…

Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Слайд 1

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Кто догfдался , о чем мы сегодня будем говорить?(ответы детей)

Слайд 2

"Пословицы недаром молвятся!"

Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи. Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

Слайд 3

• Пословица – всем делам помощница.

• Без пословицы не проживешь.

• Пословица вовек не сломится.

Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!» Проводится игра «Составь пословицу!» Каждая пара получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

• пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)

• пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)

• строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.) Слайд 4

Учитель: Что же такое пословица? Попросим помощь у родителей. Родители отвечают.

Слайд 5

Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение.

Пословица учит, как надо жить, как обходиться с людьми, как надо относиться к труду, к своему отечеству.

Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважать науку, просвещение и книгу. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений.

Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами». Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.)

Лапки её мягки, да когти остры.

Она спит, а мышей видит.

Доброе слово и ей приятно. (Кошка)

 

И она помнит, кто ее кормит.

Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.

Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

 

Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

Слайд 6

Учитель: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.

Слайд 7

Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.

Проводится игра «Живые буквы» – тема «Пословица». Пары составляют из букв исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.

Вам буквы выданы не зря,

Несложен их секрет.

Из них составьте вы, друзья,

На мой вопрос ответ!

 

1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово

2. Когда она есть, ума не надо. сила

3. Им лучше в грязь не ударять. лицо

4. Кто и во сне кур считает? лиса

5. Паршивая, она все стадо портит. овца

Слайд 8

 

Чтецы-дети

Слайд 9

 

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно

Примеры тут можно найти без труда:

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж «не мало воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперед,

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».

А гуси и утки сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою, ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».

Лентяй отдыхает, а время идет,

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай».

Работать впустую.

Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

 

Учитель: Пословицы стали возникать еще до появления письменности. В России они были известны свыше тысячи лет назад.

Проводится игра «Азбука – к мудрости ступенька». Ребятам предлагается по парам заменить предложения пословицей.(по карточке в таблице)

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)

Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)

Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)

Слайд 10

Проводится игра «Пословицы – мудрость народов». Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира-к любой.(На карточке все пословицы)

«У семи нянек дитя без глазу»

«Сапожник всегда без сапог»

• Много поваров плохой суп варят. (английская пословица)

• В доме, где много петухов, поздно наступает утро. (турецкая пословица)

• Дверь плотника всегда сломана. (арабская пословица) •

Красильщик в некрашеных шароварах ходит. (японская пословица)

Проводится игра «Мыслей и речи украшение».

Слайд 11

На доске подсказка: два зайца, кот, пара сапог, ложка. Задание по парам: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

• *б*ть дв*х *ай*ев. (Убить двух зайцев.)

• К*п*ть *от* в *еш*е. (Купить кота в мешке.)

• Д*а с*п*г* *ар*. (Два сапога пара.)

• *ор*г* *ож*а к *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

 

Учитель: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.

 

…Гаснет умная словесность,

Разговорная краса

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо

Не скудела в наши дни.

 

Наше занятие подошло к концу, и завершаю ее я пословицей:

Слайд 12

«Пословицы читай – себе ум набирай!» 

Конспект урока Литературное чтение 3 класс Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»УМК ПНШ

Конспект урока

Литературное чтение 3 класс

Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Планируемые результаты:

Предметные: провести анализ рассказа Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное и музыкальное произведение.

Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Метапредметные:

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Ход урока.

1. Актуализация знаний

Мы продолжаем работать по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления». Слайд 1

Учитель: -Что значит-учиться наблюдать? Уметь наблюдать? -Что значит -копить впечатления? Зачем?

Ученики-отвечают.

2.Целеполагание и мотивация

Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами». Слайд 2

Сегодня я предлагаю вам, ребята, поговорить ещё об этом рассказе. Работать мы будем с вами по плану. Давайте вместе его составим, нам помогут картинки-подсказки. Слайд 3-4

1. Анализ произведения

2. Поход в Музейный Дом

3. Прослушивание музыкального произведения.

–Это план нашей работы на уроке. Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока….

Ученики формулируют цель: Учиться наблюдать и копить впечатления.

-Приступим к работе по плану.

3. Работа над произведением Слайд 5

Учитель задаёт вопросы, ученики-отвечают.

-Сколько героев в рассказе?

-Знакомы они вам?(Рассказ «Берёзовый пирожок»)

Слайд 6

Возврат к слайду 5

-Умеет ли герой-рассказчик по-настоящему наслаждаться природой?

Подтвердите строчками из текста, что он ценит каждую минуту погожего осеннего дня.

- Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение. А зачем?

-Кого встретил герой нашего рассказа?

-Как вы думаете, а что случилось с Нюркой? Выборочное чтение.

-Вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества, когда кажется, что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

- Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

-А кто помог Нюрке?

- Герой серьёзно относится к переживаниям девочки?

Что он делает, чтобы успокоить девочку? Выборочное чтение (Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей. Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

-Давайте прочитаем, как с этой ситуацией справляются наши герои.(чтение 3 ч по ролям-напоминание о кружке «Наши сказки») -

В жизни важно любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-А какое удивительное открытие сделала Нюрка? Выборочное чтение.

Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

-Ребята, как вы думаете, а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор).

Я думаю, мы выявили то главное, что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль.

4. Физкультминутка.

В начале нашего разговора о рассказе, мы узнали, как герой умеет наблюдать за природой, ее красотой, да и Нюрка тонко чувствует природу. Мы тоже можем немного понаблюдать за природой за окном нашего класса. Дети встают, смотрят в окно, делятся своими наблюдениями.

5.Поход в Музейный дом. Слайд7

Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана. Давайте сходим в «Музейный Дом» и посмотрим картину Василия Поленова «Заросший пруд»

Ученики рассматривают картину.

-Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным? ( Место обитаемое , хотя заброшенное )

- Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке? ( Дама читает книгу, которую держит на коленях)

- Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Работа в парах Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы.

Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они вам известны?

Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, вы вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли вы лодку в камышах? (Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)

- Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)

А как - с помощью каких предметов - художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди? ( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

- Помог ли вам художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда? (Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

-А , если человеку грустно, то стоит ли ему смотреть на такую картину или нет?

6.Прослушивание музыкального произведения. Слайд 8

пьеса П.И. Чайковского: «Сладкая грёза» из «Детского альбома» Слушаем музыку.

-Что почувствовали , слушая музыку?

Почему я предложила вам именно эту музыку. ( Она успокаивает ,рождает в душе добрые чувства.)

- Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту.(рисование виденья музыки)

7. Итог урока

В начале урока мы поставили перед собой цель-учиться наблюдать и копить впечатления. Нам это удалось? При помощи чего удалось?

8.Рефлексия Слайд 9(заполняют карточку-отмечают ответы)

В трудную минуту помогают:

Общение с природой

Чтение литературных произведений

Произведения изобразительного искусства

Музыка

Слайд 10

Закончить наш урок я бы хотела словами:

Всматривайтесь в привычное -

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое -

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое -

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в частицы -

И вы увидите целое.

Всматривайтесь в малое -

И вы увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь,

Вникайте, не проходите мимо!

 

Дети дарят гостям свои рисунки со словами напутствия.

2 класс" Растения сада"ПНШ окружающий мир -конспект

Растения сада

1.Организационный момент.

-Работать сегодня будем в парах.

2. Проверка дом. задания

Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке:

- Какие зерновые культуры выращивают на полях?

Несколько ответов (по творч.дз работам)

3. Определение темы и цели урока.

- Посмотрите на экран и, подумав, постарайтесь определить тему нашего урока.

О каких растениях мы сегодня будем говорить?

Растения сада

- Посмотрите на листке, который лежит у вас на столе, что означает слово сад.

Сад – территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками.

-Подумайте, какие цели мы поставим перед собой.

• Особенности растений сада.

• Значение этих растений для человека.

• Особенности ухода в разные времена года.

4. Работа по теме урока.

Игра «Угадай растения по описанию».

Впиши в таблицу. Допиши свои примеры.

Вывод: В саду растут плодовые деревья и ягодные кустарники.

5. Решение природных задач:

1)Семья Ивановых решила высадить в саду апельсин, яблоню, грушу, вишню. Все ли растения могут расти в селе Мирном

Обсуждение в парах

2)Зачем люди выращивают садовые растения? (обсуждение в парах)

Ответы.

Растения сада, как и другие группы культурных растений, приносят……… (пользу человеку), и поэтому он……………………….(ухаживает за ними).

3)Вопросник

1)Зачем стволы деревьев обвязывают еловыми ветками?

2)Зачем вешают скворечники и кормушки для птиц?

3)Зачем белят стволы деревьев?

4)Зачем стряхивают снег с веток?

5)Почему в сильные морозы садовые растения надо окучивать снегом?

6)Зачем садоводы снимают с деревьев засохшие листья?

Вывод: Можно ли согласиться с тем, что садовые растения требуют меньше ухода, чем огородные?

Все культурные растения требуют ухода.

-Чем вы можете помочь?

-Когда трудятся садоводы в саду?

Выберите время года и обсудите, как садоводы работают в саду.

8.Итог урока.

Все ли поставленные цели мы достигли.

9. Рефлексия.

На яблоню нужно нарисовать яблоко, соответствующее вашему настроению: красное яблоко – прекрасное настроение-все удалось на уроке, жёлтое – нормальное, но есть над чем работать, зелёное – плохое, урок мне не удался.

10. ДЗ Создать макет своего сада(рисунок, аппликация, лепка, и т.д.)

Урок окружающего мира 3 класс по теме: СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ ПНШ

Урок окружающего мира 3 класс по теме: СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний:

– Прежде, чем объявить тему заседания клуба, я назначаю руководителей групп.

– А о чем будет идти сегодня речь, вы узнаете, выполнив задание «Четвертый лишний». Группам выдаются листки с заданием. (ключевое слово «ВЕЩЕСТВО»). В каждой строчке найти лишнее слово и выписать его на листок бумаги.

1. Айсберг, сосулька, вода, снежинка.

2. Камень, ель, песчинка, льдинка.

3. Лошадь, собака, кошка, щетка.

4. Ежевика, корзина, забор, дом.

5. Солнце, растение, гриб, животное.

6. Железо, трактор, алюминий, медь.

7. Фарфор, стекло, вода, пластмасса.

8. Луна, облако, Солнце, Марс.

Из первых букв слов составить «ключевое слово» – Название этого вещества вы узнаете из первой группы слов. Да, это ВОДА, потому что айсберг, сосулька, снежинка – это ТЕЛА.

– Мы уже говорили, что вода – необыкновенное удивительное вещество

Дети читают стихотворение наизусть (заранее подготовлено)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей

На плите у вас кипит, Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Выступление об известных свойствах-2-3 мин. (заранее подготовлено)

- Свойства воды запишите на листках.(Работа в группах) (Без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы – текучесть, может одновременно находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном).

III. Сообщение темы урока:

– Теперь можно объявить тему нашего заседания клуба «СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ»

– Ваша задача, опытным путем определить свойства воды при нагревании и охлаждении. перед работой необходимо напомнить «Правила поведения при проведении опытов» (раздать в группы напечатанные правила)

Работа с учебником.

– В учебнике на стр. 59 дано описание порядка проведения этих опытов.

Ознакомьтесь и приступайте к работе.

IV. Практическая работа:

Выполнение опытов

Руководители групп на демонстрационном столе берут заранее подготовленные колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает на трубке уровень воды. Затем колбу опускает в теплую воду. Вода в трубке поднимается. Снова отмечает фломастером. Ту же колбу опускает в тарелку со льдом. Уровень воды в трубке опускается ниже первой метки. Опыт подводит к выводу: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.

– А кто сможет объяснить причину этого? В группе обсуждается и представитель озвучивает причину.

Работа с учебником:

– Точно сформулировать вывод и объяснить причину наблюдаемых явлений поможет текст на стр. 60.

Чтение текста.

-Этими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости: спирт, ртуть, керосин, бензин. А в каком приборе используется это свойство? (В термометре). Эта тема следующего урока. Работа в Тетрадях для самостоятельных работ.з№32.

Работа с учебником.

– Предлагаем ознакомиться со свойствами воды при замерзании. Учащиеся читают сообщения Кости Погодина на стр. 61.

– Кто перескажет опыт Кости и вывод, к которому он пришел? (Вывод ПРИ ЗАМЕРЗАНИИ ВОДА РАСШИРЯЕТСЯ)

– Дома с родителями повторите этот опыт.

– Где может пригодиться знание свойства воды при замерзании? (строители используют при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лед и разорвет трубы).

– Иногда в лесу зимой можно услышать треск деревьев. Иной раз даже вздрогнешь от неожиданности. Попробуйте объяснить это явление. Обсуждение в группах и выслушивание ответов представителей групп.

– Заканчивая урок, мы еще раз назовем свойства воды в жидком состоянии:

Работа на индивидуальных листочках.

1. При нагревании вода ….расширяется.

2. При охлаждении вода …..сжимается.

3. При замерзании вода…. расширяется.

– Знания свойств воды необходимы в жизни. А незнания – могут привести к непредвиденным ситуациям. Руководители групп, возьмите карточку с вопросом, обсудите, а представитель через минуту вслух проговорит ответ.

Вопросы:

1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?

2. Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?

3. Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

VI. Итог урока.

Рефлексия.

Оценивание. Детям выдаются чистые листочки, на которых они пишут конец предложения и приклеивают на листах ватмана.

Я узнал на уроке...

У меня получилось на уроке…

Я хочу выполнить д.з №…

На доске д.з. на выбор.

Написать доклад или создать презентацию по теме: №1

Можно ли унести воду в решете? №2

Можно ли воду в руках удержать? №3

Можно воду в гору занести?№4

На листах А-4 участники групп цветными жетонами (красного, желтого, зеленого) оценивают свою работу на уроке (наклеивают)

• Красный цвет – отлично;

• Желтый цвет – хорошо;

• Зеленый цвет – удовлетворительно.

Раздаточный материал

«Четвертый лишний» В каждой строчке найти лишнее слово и выписать его на листок бумаги.

Айсберг, сосулька, вода, снежинка.

Камень, ель, песчинка, льдинка.

Лошадь, собака, кошка, щетка.

Ежевика, корзина, забор, дом.

Солнце, растение, гриб, животное.

Железо, трактор, алюминий, медь.

Фарфор, стекло, вода, пластмасса.

Луна, облако, Солнце, Марс.

Из первых букв слов составить «ключевое слово» ________________________________________

1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?

2. Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?

3. Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите? ________________________________________

Я узнал на уроке...

У меня получилось на уроке…

Я хочу выполнить д.з №… ________________________________________

1. При нагревании вода …..

2. При охлаждении вода …...

3. При замерзании вода…. .

ПНШ Конспект Развитие речи. Азбука вежливости. Как написать письмо? 2 класс

Тема урока: Развитие речи. Азбука вежливости. Как написать письмо? 2 класс

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма ;способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: формировать интерес к изучению эпистолярного жанра..

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре. структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».

Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы. Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками. Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, конверты, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма», оформление доски

Источники: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11009/ http://ru.wikilove.me/kak-pisat-pisma.html http://pro444.ru/business/pisma-rassylki.html http://steepbend.ru/biznes/kak-pisat-delovye-pisma/ http://festival.1september.ru/articles/414400/

1.Организационный этап.

Приветствие гостей.

2. Мотивация к деятельности

Учитель: Послушайте стихотворение (читает):слайд

Отчего взгрустнулось

Тоне-письмоносцу?

Встала рано утром,

Ходит по морозцу,

Всем приносит нынче

Лишь в газетах вести.

Отчего ж у Тони Сердце не на месте?

Ей от грустных мыслей Никуда не деться,

Ждать от друга писем

Ей хотелось с детства,

Но никто не пишет

Каждый очень занят,

В моде SMSки.

А душу не загладят.

Так хотелось Тоне

Рассказать подробно,

И узнать побольше,

Поделиться с кем- то,

А ей ни разу в жизни

Писем не вручали.

Грустно письмоносцу...

Ходит по морозцу

Почтальон в печали.

3.Проблемная ситуация.

Учитель: -Почему грустит Тоня? (ответы детей)

Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS. Слайд

Проще позвонить по телефону, отправлять интернет-письма или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит –это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

Дети: Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком

Учитель:-Приходилось ли вам получать письма?

Какие чувства при этом испытали?

Приходилось ли вам писать письма? Кому?

Знаете ли вы как правильно писать письма?

Дети: нет.

Учитель: А хотите ли научиться?

Дети: да

4. Постановка цели урока.

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (ответы детей)

Итак, тема нашего урока –Слайд «Как написать письмо».

Сформулируйте цель урока. (ответы детей)

Для того, чтобы поставить перед собой задачи урока прочитайте вопросы на листочках.

На партах у каждого лист с предложениями.

Поставьте -!, рядом с теми вопросами, на которые вы знаете ответ и -? , если не знаете ответ, но хотите узнать.

Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?(дети читают)

Это и есть наши задачи на сегодняшний урок.

Какие бывают виды письма?

Какие существуют правила письма?

Из каких частей состоит письмо?

Что такое письмо?

Учитель: Пусть это и будет нашим планом урока. Слайд 5.

Этап открытия новых знаний.

На доске слова: Слайд адрес, конверт, почта, индекс, марка, адресат, адресант.

Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова ,связанные со словом « письмо».-ответы детей

Есть еще 2 слова: адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова? (нет) Это действительно в наше время редко используемые слова. Где вы можете узнать, что обозначают эти слова?

Дети: В словаре. (Работа со словарем по листку на парте в паре)

Дети: Адресат – человек, который получает письмо.

Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель)

Учитель: Мы вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова. Хотелось бы вам больше узнать о них?(да)

Слайд Историческая страничка.

Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы. Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт увидел свет в 1820 году в США. Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества.

Виды писем.

Учитель: А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма?

Дети: • сообщают о каких-то событиях, • делятся впечатлениями, • обращаются с просьбами.

Несмотря на смену времён, традиций, до наших дней сохраняется деление писем на группы. Послушайте два письма. Чем отличаются эти письма? Какое содержит деловую информацию, а какое личную?

Учитель:

1.Привет тебе с планеты Земля! Я живу в большой стране….(письмо Пети Модина инопланетянину)Слайд

2.Уважаемые жильцы дома №34 по улице Будапештская! Доводим до вашего сведения, что с 10ч утра до 15ч. дня в доме будет отключена горячая вода. Просим держать краны закрытыми.

Дети: определяют где письмо-личное, а где-деловое.

Личных писем существуют более 10 видов. Мы разберём только некоторые из них. -письмо-повествование, -письмо-поздравление, -письмо-просьба, -письмо-благодарность

Письма на парте:

Мои дорогие внуки! Поздравляю вас с Новым 2016 годом! Учитесь хорошо. Будьте добрыми и здоровыми. Ваш дедушка.

Здравствуй мама! Я хорошо отдыхаю в санатории. У меня много друзей. Для занятий физкультурой мне нужны кроссовки. Привези , пожалуйста, мне их в субботу. Оля

Дорогие ребята! Выражаю вам благодарность за участие в сборе макулатуры. Мы всем классом спасли от вырубки 2 дерева. Молодцы!

Здравствуй бабушка! Я замечательно путешествую по реке Волге на теплоходе. Мы проплываем мимо разных городов и деревень. Здесь очень красиво. Твой внук Павлик.

Учитель: На партах у вас разные образцы писем, прочитайте их и сами определите, к какому виду оно относится и попробуйте объяснить с какой целью было оно написано. (дети в парах читают письма и соединяют стрелочками с их видом) Проверка Слайд

- Мы можем сделать вывод, что письма бывают разные. письмо – пожелание, письмо – поздравление, письмо –повествование письмо-благодарность

6.Физкультминутка.

Я почтальон веселый

Шагаю каждый день

По улицам, проулкам

Поселков, деревень

В мороз, жару и стужу

И в дождик, и в метель.

Учитель: Чтобы правильно написать письмо что еще необходимо знать?

Дети: Правила написания письма.

Чтобы узнать, какие существуют правила письма , я предлагаю провести исследование и поработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках.

Слайд В русском языке слово «письмо» восходит к слову «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота»

В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква»

А в Германии в немецком языке письмо называют словом DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий»..

Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов? (ответы детей)

Вывод. 1.Писать следует грамотно.

2.Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и четкие.

3.Письмо должно быть коротким, но полным.

Знакомство с этическими законами переписки.

Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма, и послушайте письмо, которое написал мальчик по имени дядя Федор. М/ф по сказке Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»

Почему мама и папа мальчика, прочитав письмо, упали в обморок? Почему мы смеялись? (ответы детей)

Между людьми, ведущими переписку, соблюдаются определённые правила, законы. Законы эти устанавливались веками. Их можно назвать этическими законами переписки.

Как вы думаете, какие это законы?

Можно ли прочитать письмо, если оно адресовано не вам?

Обязательно ли отвечать на письмо? (ответы детей)

Вывод.

1.Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их.

2.Нельзя читать чужие письма. Можно ли оставлять письмо без ответа?

3.Нельзя оставлять письмо без ответа. Какими должны быть бумага и конверт?

4.Бумага и конверт должны быть чистыми.

Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма.

7. Закрепление знаний.

Работа индивидуальная на карточке. На доске проверка.

Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.

Структура письма.

Учитель: Послушайте письмо. «Паша! Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Колей я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Мадагаскар-з ”. На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок. Побывали мы и в музеях. Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. »

-Всё ли вам понравилось?

Дети: Нет, связи и последовательности между предложениями, нет приветствия, говорит только о себе и т.д.

Значит, чтобы грамотно написать письмо нужно знать структуру письма. Перед вами на листочках даны названия частей письма. Обсудите, какой должна быть последовательность этих частей. (Идёт обсуждение структуры письма в паре).

Вступление Обращение и приветствие. Прощание Вопросы просьбы, пожелания. Подпись и дата

Проверка Слайд и обсуждение что должно быть написано в каждой из этих частей?

Как вы понимаете Обращение и приветствие? (имя того, кому предназначено письмо. )

Знаете ли вы как правильно начать письмо? Вступление. Что пишут в этой части?( вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, фраза о состоянии переписки. )

Основная часть. (Вопросы, просьбы, пожелания, рассказ.)

Прощание? Как правильно закончить его?

Давайте познакомимся с советами Волшебницы на с.24.— Работа по учебнику.(вместе с ответами)

Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо, пользуясь подсказками тетради.

Работа по тетради на печатной основе с.64 з. 80

Кому бы вам хотелось написать? Какие слова обязательно будут в ваших письмах? (Здравствуй и до свидания) Знаете ли как писать эти слова? Если будете затрудняться где взять ответ.? В словаре «Пишу правильно» Индивидуальная работа в тетради на печатной основе.

Дети зачитывают письма.

9. Итог урока

Рефлексия учебной деятельности.

Вот и подошел к концу наш урок.

Посмотрите на свои листочки, на все ли вопросы вы смогли получить ответ? Все лаи вам было понятно, интересно? Я думаю, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы.

10. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему? Пользуясь знаниями, полученными на уроке, давайте напишем письмо Деду Морозу (выдача писем и конвертов).

Индивидуальная карточка

Какие бывают виды письма

Какие существуют правила письма

Из каких частей состоит письмо

Что такое письмо ________________________________________

Адресат – человек, который получает письмо.

Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель) ________________________________________

Для письма используй____________________ лист бумаги. Письмо нужно писать_______________________________ . Обращение в письме пишется_________________________ . Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________. Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Слова справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.

Мои дорогие внуки! Поздравляю вас с Новым 2016 годом! Учитесь хорошо. Будьте добрыми и здоровыми. Ваш дедушка.

письмо – пожелание

Здравствуй мама! Я хорошо отдыхаю в санатории. У меня много друзей. Для занятий физкультурой мне нужны кроссовки. Привези, пожалуйста, мне их в субботу. Оля

письмо – поздравление

Дорогие ребята! Выражаю вам благодарность за участие в сборе макулатуры. Мы всем классом спасли от вырубки 2 дерева. Молодцы!

письмо –повествование

Здравствуй бабушка! Я замечательно путешествую по реке Волге на теплоходе. Мы проплываем мимо разных городов и деревень. Здесь очень красиво. Твой внук Павлик.

письмо-благодарность

Вступление

Обращение и приветствие.

Прощание

Вопросы просьбы, пожелания.

Подпись и дата ________________________________________