Юркевич Ирина Владимировна

 

учитель русского языка и литературы

образование: высшее

квалификационная категория: первая

педагогический стаж: 22 лет

Конспект урока "Причастный оборот"

Тема: Причастный оборот

Тип урока: урок закрепления и обобщения  знаний

Базовый учебник: М.М.Разумовская « Русский язык.6 класс»

Цель:

Деятельностная: закрепить  понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми.

Содержательная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного  по алгоритму на основе текста, индивидуальная дифференцированная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Предметные задачи:

  • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
  • формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;

Метапредметные задачи:

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, развивать навыки работы в паре.

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и составления текста.

Личностные: продолжить формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Прививать интерес и бережное отношение к литературному языку и литературе.

Технологии: деятельностного и дифференцированного подхода, критического мышления, смыслового чтения.

Оборудование:

Раздаточные материалы для каждого учащегося: карточки с заданиями. Презентация.

Формы и методы диагностики метапредметных результатов:

1) оценивание учителем и самооценка сформированности УУД при работе с разными типами упражнений на этапе применение на практике знаний и умений;

2) самооценка на этапе подведения итогов;

3) наблюдение учителя за работой учеников в группе.

План урока:

1.Организационный момент. –1 минута.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. –5 минут.

3.Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы –1 минуты.

4.Закрепление  материала. Работа по теме.–10 минут.

5.Физкультурная пауза. –1 минуты.

7.Применение на практике знаний и умений. –20 минут.

8.Рефлексия (подведение итогов урока). – 5 минут.

9.Информация о домашнем задании. –1 минута.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к

уроку, выявление отсутствующих, организация внимания.

-Сегодня писать будем на карточке №1 (см. приложение 1)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

 

Метод.рекомендации: привлечение внимания к раздаточному материалу, с которым учащиеся будут работать на уроке

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

- Начнем урок с небольшой игры-разминки.

Вопросы «Верю - не верю» (см.приложение 1)

Учитель помогает формулировать определение (если есть необходимость).

Далее учащиеся формулируют тему урока самостоятельно.

 

Все учащиеся, отвечая на вопросы, кивают головой.

Если возникают разногласия, то вопрос обсуждается в классе. Учащиеся формулируют правило обособления оборота. Записывают  тему урока.

Регулятивные: умение применять знания в соответствии с целями задания;

Познавательные: обобщение и систематизация изученного ранее по теме «Причастный оборот»

 

Метод.рекомендации: использование элементов технологии критического мышления помогает быстро и качественно обобщить полученные ранее знания.

3.Целеполагание и мотивация.

Учитель  просит сформулировать цель урока учеников самостоятельно.

Учащимся предлагается прослушать увертюру Исаака Дунаевского из  фильма «Дети капитана Гранта».

В ходе беседы выясняется, символом чего являются алые паруса,  называется автор одноименного произведения.

- Сегодня герои феерии «Алые паруса» помогут нам освоить учебный материал.

Цель: повторить и закрепить понятие «причастный оборот», правильно ставить знаки препинания при обороте. А также, где и зачем используют причастный оборот.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно

формулирование целей деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Метод.рекомендации: на данном этапе важно, чтобы сами учащиеся определили цель и задачи урока. Перед учащимися ставится задача: научиться ставить знаки препинания при причастном обороте и понять, где и для чего используют обороты.

Для  закрепления знаний привлекается не абстрактный материал, а основой становятся герои  литературного произведения. Такой материал помогает решать воспитательные задачи и  понять, как причастные обороты используются на практике.

4.Закрепление  материала. Работа по теме.

Работа с карточкой № 1. (см.приложение 1)

Учащимся нужно прочитать текст с пропущенными словами (причастиями). Для того чтобы вставить причастия предлагается несколько подсказок разного уровня.

Первый вариант: самостоятельно без подсказок. Это высший пилотаж.

Второй вариант: с подсказкой, но разного уровня. (см.приложение 2)

1 уровень – сложный

2 уровень – средний

3 уровень – базовый

 Этап проверки. Читаем вслух только причастия.

-Прочитайте текст целиком. Почему его трудно читать?

-Расставьте  пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты.

Определяем: является ли этот отрывок текстом и почему, а также тему, основную мысль, стиль и тип речи.

Выясняем: какова роль  причастий и причастных оборотов в  художественном стиле, и где они чаще всего используются.

 

Учащиеся должны самостоятельно решить, как они будут работать: без подсказки, с подсказкой какого уровня.

На любом уровне можно попросить другую подсказку.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке.

 

 

Учащиеся, на данном этапе, проверяют, только правильно ли подобраны и написаны причастия.

-Читать текст трудно, так как нет знаков препинания.

Работа в парах над пунктуацией и выразительным чтением причастных оборотов.

 Делам  вывод, что в художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально воздействовать на читателя. Причастия  чаще всего используют в книжной письменной речи.

Предметные:

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к систематизации изучаемого предметного содержания.

Метапредметные:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию самостоятельно и с помощью вопросов. Регулятивные: 

формировать ситуацию саморегуляции, умение оценивать свои знания. Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Познавательные: формирование умения самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Метод.рекомендации: форма работы - восстановление деформированного текста на основе полученных знаний. Дифференцированный  подход к повторению материала способствует не только усвоению учебного материала, но и  помогает учащемуся определить уровень своих знаний, самостоятельно выбрать путь решения проблемы. Данный литературный материал дает возможность проанализировать текст, повторить его признаки, средства художественной выразительности, увидеть, какова роль причастных оборотов в речи.

5.Физкультурная пауза

-Немного передохнём.

Физ.минутку проводит заранее подготовленный ученик.

Коммуникативные: умение слушать и слышать своих товарищей.

6.Применение на практике знаний и умений

Работа над созданием собственного текста-описания художественного стиля с использованием причастий и причастных оборотов.

1.На карточке № 2 иллюстрация, на которой изображены герои фильма «Алые паруса» (Встреча Ассоль и Грея) (см.приложение 3).

Рассматриваем иллюстрацию, обсуждаем вместе.

Работа в паре, записываем опорные слова в таблицу (см.приложение 3).

2.Написание сочинения.

Формулировка цели письменной работы: где, как и для чего уместно использовать причастия и причастные обороты.

 Учащимся предлагается сделать выбор:

-самостоятельно работать, пользуясь  планом, который есть на карточке №2

-получить развернутый  план-подсказку для сочинения; (см. приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, с помощью наводящих вопросов, рассматривают иллюстрацию. Работа в паре: ученикам нужно предварительно обсудить какое опорное слово они будут заносить в таблицу, а потом это слово записать в нужную графу. Фронтальная проверка. Обсуждение. Учащиеся формулируют цель работы, а далее выбирают способ работы над сочинением. Если в ходе работы они понимают, что нужна подсказка, получают её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

Формируем умения определять стиль  речи, выделять опорные слова для создания текста,

составлять план, подбирать языковые средства.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Регулятивные: формирование умения составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли на письме.

Личностные: формирование сознания того, что знание языка показатель важнейшей культуры человека.

Метод.рекомендации: использование технологии смыслового чтения – преобразование информации, полученной путем рассматривания и анализа иллюстрации, в таблицу, план и текст – дает широкие возможности в работе над развитием речи учащихся.

7.Рефлексия (подведение итогов урока).

Читаем готовые сочинения.

Подводим итог урока.

Учащимся оценить свою работу на уроке с помощью таблицы (см. приложение 1)

Учащиеся, с помощью учителя, корректируют свои сочинения.

Заполнение таблицы.

Предметные: производить самодиагностику результатов изученной темы.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки.

Метод.рекомендации: после проверки теста разобрать все пункты, которые были выполнены неправильно. Выставление отметок зависит от активности учащихся, с учетом устной и письменной работы.

8.Информация о домашнем задании

-Предположите, какое домашнее задание у вас будет.

Не все успевают  написать и откорректировать сочинение на уроке. Поэтому, тем, кто не успел, доделать работу дома.

Откорректировать сочинение.

Познавательные: умение находить информацию и преобразовать ее в таблицу, схему, текст.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.

Метод.рекомендации: важно задание озвучить до звонка. Желательно, чтобы это сделали сами дети. Записать  в дневник.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2008. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Русский язык. Краткий курс. 7 класс,Т. М. Воителева. Издательство: «Дрофа» 1997
  3. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др;  М: Просвещение, 2013
  4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс». М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2010 г

Издательский дом «Первое сентября»:

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

Методические материалы:

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://nsportal.ru/  Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Приложение 1

Карточка № 1

Фамилия, имя класс

 

Тема урока:

 

тип задания

Справился сам (без подсказок)

Справился сам, воспользовавшись подсказкой №

Справился с работой только после совместной проверки.

Работа с текстом

 

 

 

 

 

Творческое задание в паре

 

 

 

 

 

Итоговая отметка за урок

 Ставлю себе отметку ……, так как я сегодня на уроке ….

 

 

 

Вопросы «Верю - не верю»

  1. Верите ли вы, что у каждого причастия есть определяемое слово?
  2. Верите ли вы, что определяемое слово входит в состав причастного оборота?
  3. Верите ли вы, что если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то надо ставить запятые?

Задание № 1. Работа с текстом. Допишите  пропущенные причастия. Работаем карандашом.

Струя пены                                               кормой корабля прошла через океан белой чертой.

 Грэй лёг у костра и смотрел на                                         огонь воду.

Неизвестный парусник  только что                                                  порт  двигался вдоль берега. Розовые тени скользили по белизне мачт, всё было белым, кроме                                       парусов цвета глубокой радости. Грэй                                          с берега долго наблюдал за ним.

 (по А.Грину)

Приложение 2

Подсказка № 1

Отбрасывать -  (страдательное причастие настоящего времени в форме ед.ч., Р.п., ж.р.)

Отражать - (действительное причастие прошедшего времени в форме ед.ч., В.п., ж.р.)

Покинуть - (действительное причастие прошедшего времени в форме ед.ч., И.п., м.р.)

Раскинуть - (страдательное причастие прошедшего времени в форме мн.ч., Р.п.)

Смотреть - (действительное причастие прошедшего времени в форме ед.ч., И.п., м.р.)

Подсказка № 2

Отбрасывать -  основа глагола + ем + ая

Отражать – основа глагола + вш + ую

Покинуть – основа глагола + вш + ий

Раскинуть – основа глагола + т + ых

Смотреть – основа глагола + вш + ий

Подсказка № 3

Отбрасываемый, отражавший, покинувший, раскинутый, смотревший

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Карточка № 2


Ассоль и Грэй – главные герои произведения А.Грина «Алые паруса».

 

Глагол

Существительное (определяемое слово)

Причастие

Зависимые слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2. Творческое задание. Работа в парах.

 

 

 

Справка

А.Грин закончил писать феерию «Алые паруса» в 1922 году. В  1961 году  советский кинорежиссер Александр Птушко снял фильм по мотивам этого произведения.

Феерия – праздник, сказка

План работы над сочинением:

1.Вступление.

2.Основная часть. Описание.

3.Заключение. Свое отношение к героям, к символу надежды

 

 

 

 

 

Приложение 4

Подсказка. План работы над сочинением

1.Вступление. (2-4 предложения)

В 1916 году А.Грин начал писать свою феерию «Алые паруса.». Работал над ней 6 лет. А в 1961 году  советский кинорежиссер Александр Птушко снял фильм по мотивам этого произведения.

2.Основная часть. Описание.

На переднем плане иллюстрации изображены….

На иллюстрации запечатлен момент встречи…….., главных героев произведения А.Грина «….». Они ….

На заднем плане мы видим……

Это символ…..

3. Заключение. Свое отношение к героям, к символу надежды.

Я думаю…

Мне кажется, что….

 

 

Материал для подготовки к ЕГЭ. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности

Способы переноса значений слова. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового облика слова с тем или иным явлением действительности.

Прямое (или основное, главное) значение слова — это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Например, слово стол имеет следующее основное значение: «предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах, ножках».

Переносные (непрямые) значения слов возникают в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д. Так, слово стол имеет несколько переносных значений: 1. Предмет специального оборудования или часть станка сходной формы (операционный стол, поднять стол станка). 2. Питание, пища (снять комнату со столом). 3. Отделение в учреждении, ведающее каким-нибудь специальным кругом дел (справочный стол).

В зависимости от того, на каком основании и по какому признаку название одного предмета переносится на другой, различают три типа переноса значений слов: метафору, метонимию и синéкдоху. Некоторые лингвисты выделяют ещё перенос по сходству функций.

1. Метафора (гp. metaphora — перенос) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.

Сходство предметов, получающих одно и то же название, может проявляться по-разному:

предметы могут быть похожи по форме (кольцо на руке — кольцо дыма,спелое яблоко — глазное яблоко);
по цвету (золотой медальон — золотые кудри, шоколадный батончик — шоколадный загар);
по функции (камин — печь и камин — электрический прибор для обогревания помещения, крыло птицы — крыло самолёта);
по характеру звучания (завыл пёс — завыл ветер);
сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (хвост животного — хвост кометы, нос человека — нос корабля);
сходство в оценке предметов (ясный день — ясный стиль);
сходство в производимом впечатлении (черное покрывало — черные мысли);
возможны сближения и по другим признакам: зеленая клубника — зеленая молодежь (объединяющий признак — незрелость); быстрый бег — быстрый ум (общий признак — интенсивность); тянутся горы — тянутся дни (ассоциативная связь — протяженность во времени и пространстве).

 

Метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные: железные нервы, золотые руки, пустая голова, и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья.

Нередко бывает так, что главное, исходное значение слова метафорически переосмысляется на основе сближения предметов по разным признакам: седой старик — седая древность — седой туман; черное покрывало — черные мысли — черная неблагодарность — черная суббота — черный ящик (в самолете).

Метафоры, расширяющие многозначность слов, принципиально отличаются от поэтических, индивидуально-авторских метафор. Первые носят языковой характер, они частотны, воспроизводимы, анонимны. Языковые метафоры, послужившие источником возникновения у слова нового значения, в большинстве своем необразны, поэтому их называют «сухими», «мертвыми»: колено трубы, нос лодки, хвост поезда. Но могут быть и такие переносы значения, при которых отчасти сохраняется образность: цветущая девушка, стальная воля. Однако выразительность подобных метафор значительно уступает экспрессии индивидуальных поэтических образов; ср. языковые метафоры: искра чувства, буря страстей и поэтические образы С. Есенина: чувственная вьюга; буйство глаз и половодье чувств; пожар голубой.

Сухие метафоры, порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал); языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры — достояние художественной речи, их создают мастера слова.

 

2. Метонимия (гр. metonymia — переименование) — это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.
Так, метонимическими являются переносы наименований:
названия материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото, серебро — Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро);
названия места (помещения) на группы людей, которые там находятся (класс, аудитория — Класс готовится к контрольной работе; Аудитория внимательно слушает лектора);
названия посуды на ее содержимое (фарфоровое блюдо — вкусное блюдо);
названия действия на его результат (заниматься вышивкой — красивая вышивка);
названия действия на место действия или тех, кто его выполняет (переход через горы — подземный переход; защита диссертации — играть в защите);
названия предмета на его обладателя (тенор — молодой тенор);
имя автора на его произведения (Шекспир — ставили Шекспира) и т.д.

Как и метафора, метонимия может быть не только языковой, но и индивидуально-авторской. Последние часто встречаются в художественной речи, например, у А.С. Пушкина: Фарфор и бронза на столе, и, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале; Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

 

3. Синéкдоха (гр. synekdoche — соподразумевание) — это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, груша — фруктовое дерево и груша — плод этого дерева; голова — часть тела и голова— человек умный, способный; вишня созрела — плод; мы люди простые — говорящий о себе самом.

На синекдохе основаны переносы значения в таких, например, выражениях: чувство локтя, верная рука, протянуть руку помощи, доброе слово, полет мысли и под.

4. Переносы по сходству функций возникают тогда, когда предметы выполняют одинаковые функции: дворник — «человек, убирающий двор» и «стеклоочиститель на автомобиле»; сердечный клапан — клапан насоса.
С течением времени переносные значения могут стать прямыми.

Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. — В Тараканове, как в самом глухом медвежьем углу, не было места тайнам.
В первом предложении слово угол употреблено в прямом значении «место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо». А в устойчивых сочетаниях «в глухом углу», «медвежий угол» значение слова будет переносным: в глухом углу — в отдалённой местности, медвежий угол — глухое место.

В толковых словарях прямое значение слова даётся первым. Значение, зафиксированное в качестве переносного идёт с пометой «перен.».
Пример словарной статьи:
Деревянный, -ая, -ое. 1. Сделанный из дерева. 2. перен. Неподвижный, маловыразительный. Деревянное выражение лица. Деревянное масло — дешёвый сорт оливкового масла.

 

Примеры метафоры в русском языке

 

Золотая голова
Золотые руки
Каменное сердце
Крутая машина
Железный характер
Ядовитый человек
Глухая ночь
Кот наплакал
Ежовые рукавицы
Волчья хватка
Пятое колесо в телеге

 

Метонимия очень похожа на метафору. Иногда их трудно различить. Чтобы не ошибиться, следует опираться на отличия:

 

  • В метафоре сопоставляемые предметы обязательно похожи, при метонимии такого сходства нет. Это чем же похожи фраки на людей, которые облачены в них?
  • Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Например, бахрома инея – иней, как бахрома. Метонимию в сравнительный оборот преобразовать не удастся. "Все флаги в гости будут к нам", где флаги замещают страны.
  • Синекдоха – такой перенос значения, когда, называя часть, имеют в виду целое или, называя целое, имеют в виду часть целого.
  • Обычно в синекдохе употребляется:
  • 1.Единственное число вместо множественного: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь);
  • 2.Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин);
  • 3.Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен);
  • 4.Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце);
  • 5.Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).
  •  

 

 

Анализ стихотворения Николая Рубцова "Звезда полей" показал, что автор стремился усилить эффект, используя различные соседства выразительности. Но какие же эмоции он хотел передать? Во-первых, это чувство тревоги за тех людей, которые лишены веры, надежды, тех, кто одинок. Во-вторых, и эта эмоция преобладает, чувство некоторой защищенности. Звезда полей ведет заблудшего человека, она оберегает его, освещает путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа  по теме: «Тропы. Фигуры речи». 1 вариант

Задание: определите тропы и фигуры речи.

  1. Спит земля в сияние голубом. (М.Ю.Лермонтов).олицетворение
  2. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов).эпитет.сравниние
  3. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. (В.Маяковский).антитеза, синекдоха эллипсис
  4. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.Маяковский).гипербола
  5. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. градация
  6. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь).эпифора
  7. Сладкая горечь воспоминаний. оксюморон
  8. Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор? (А.С.Пушкин). параллелизм
  9. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (А.С.Пушкин). эпитет олицетворение
  10. Корабль пустыни. перифраз

 

Практическая работа  по теме: «Тропы. Фигуры речи» 2 вариант

Задание: определите тропы и фигуры речи.

  1. Ликует буйный Рим. (М.Ю.Лермонтов). метонимия
  2. Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л.Н.Толстой).анафора градация
  3. В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В.Маяковский).гипербола метафора
  4. Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня… (А.А.Блок).олицетворение
  5. В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут. (А.С.Пушкин).параллелизм
  6. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П.Чехов).градация
  7. Пустых небес прозрачное стекло.метафора
  8. Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты и бессильная, // Матушка-Русь. (Н.А.Некрасов). анафора. параллелизм
  9. Обыкновенное чудо. оксюморон
  10. Земного счастья мы не ценим, // Людей привыкли не ценить; // Себе мы оба не изменим, // А нам не могут изменить. (М.Ю.Лермонтов)эпифора

 

 

 

 

 

Средства выразительности речи

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Аллегория

лекс.

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
                                                   (А. Пушкин)

Аллитерация

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума...
                                                 (С.Есенин)

Анафора

синт.

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.       (О.Высотская)

Антитеза

синт.

Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления

"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Ассонанс

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...                     (Б.Пастернак)

Гипербола

лекс.

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация

синт.

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.                                                (Н.Заболоцкий)

Именительный темы

синт.

Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия

синт.

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)

Ирония

лекс.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

                   Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)

Композиционный стык

синт.

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)

Лексический повтор

лекс.

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота

лекс.

Художественное преуменьшение

"мальчик с пальчик"

Метафора

лекс.

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия

лекс.

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие

синт.

Намеренное использование повторяющегося союза

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.
                                               (В.Инбер)

Окказионализмы

лекс.

Индивидуальные авторские словообразования

...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон

синт.

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение

лекс.

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

Парцелляция

синт.

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз

лекс.

Замена слова (словосочетания) описательным оборотом

"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

синт.

Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов)

Ряды, парное соединение однородных членов

синт.

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

...Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)

Сарказм

лекс.

Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха

лекс.

Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм

синт.

Сходное, параллельное построение фраз, строк

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение

лекс.

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.                                                   (А.Твардовский)

Умолчание

синт.

Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)

Эллипсис

синт.

Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет

лекс.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
(Н.Некрасов)

Эпифора

синт.

Одинаковая концовка нескольких предложений

Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звезда полей» Николай Рубцов

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

 

Метафоры: звезда полей, сон окутал, она горит, горит над золотом, лучом касаясь. Эпитеты: заледенелой, тревожных, приветливым. Олицетворение: звезда смотрит. Гипербола: своим лучом приветливым касаясь Всех городов. Сравнение: восходит ярче и полней. Синекдоха: минуты потрясений. Анафора: звезда полей. Синтаксический параллелизм: Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звезда полей» Николай Рубцов

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

 

«Звезда полей» Николай Рубцов

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

 

 

Сжатое изложение.

Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове» 7 класс (текст упр. 522)

Тема: Характеристика человека

Цель: проверить умение писать сжатое изложение текста, включающего характеристику человека, научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.

Подготовка к сжатому изложению проводится в ходе коллективной работы и включает в себя следующие шаги: чтение и смысловой анализ текста, составление сложного плана. Затем каждый учащийся самостоятельно, опираясь на план, сжато передает основную информацию, опуская детали и подробности. При этом учащимся можно разрешить пользоваться исходным текстом. (Возможен, по усмотрению учителя, и другой вариант — сжатый пересказ по памяти.

Примерный план

1.Любовь к «многолюдству».

1)Гостеприимство.

2) Артельность.

3) Неугомонная веселость.

2.Стремление к созидательному преобразованию жизни.

1) Склонность к озеленению земли.

2) Самоотверженная общественная деятельность.

 

1. Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «О Чехове».

Каким предстаёт перед нами Чехов-человек? Расскажите об особенностях его характера.

Напишите сжатое изложение по этому тексту.

Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу... И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании. Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними... Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами — и Мелихово зазеленело. А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни. Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями... Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.

2.Как вы понимаете смысл выделенной фразы?

3.Объясните значение слова магнат. Проверьте себя по толковому словарику.

Как писать сжатое изложение. Памятка.

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1. Определите тему текста (о чем текст?).

2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Смысловое сжатие текста предполагает:

Сохранение последовательности в развитии событий.

Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части.

Использование грамматических форм, отличных от авторских.

Установление смысловой связи между предложениями.

Использование уместных языковых средств.

Речевые приёмы сжатия текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Сжатое изложение

1. Особенности сжатого изложения.

По отношению к объекту текста различаются подробные и сжатые изложения. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Для сжатого изложения подойдет не всякий текст, а только тот, в котором есть что сжимать. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного. Краткий пересказ – прием, неорганичный для детской природы. И если специально не учить, задача пересказать текст кратко, для многих учащихся абсолютно не выполнима.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения :

• умение отобрать в исходном тексте основное и существенное;

• умение сокращать текст разными способами;

• умение правильно и логично излагать свои мысли;

• умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

2. Способы и приемы сжатия текста.

Выделяются три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Конспект урока «Публицистический стиль речи»

Тема: «Публицистический стиль речи».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Развитие речи.

Цель урока

Деятельностная: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления;

Содержательная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного  по алгоритму на основе текста, групповая работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Предметные задачи:

Знать особенности публицистического стиля

Уметь узнавать высказывания публицистического стиля.

Уметь анализировать тексты различных стилей, редактировать тексты.

Метапредметные задачи:

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, развивать навыки работы в паре.

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и составления текста.

Личностные:

Продолжить формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Прививать интерес и бережное отношение к литературному языку.

Технологии:

Здоровьесбережения, деятельностного подхода

Оборудование:

Раздаточные материалы для каждого учащегося: карточки с заданиями, тест, таблица «Стили речи»

Формы и методы диагностики метапредметных результатов:

1) оценивание учителем и самооценка сформированности УУД при работе с разными типами упражнений на этапе применение на практике знаний и умений;

2) самооценка на этапе подведения итогов;

3) наблюдение учителя за работой учеников в группе.

План урока:

1.Организационный момент. –1 минута.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. –5 минут.

3.Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы –2 минуты.

5.Освоение нового материала –12 минут.

6.Физкультурная пауза. –1 минуты.

7.Применение на практике знаний и умений. –15 минут.

8.Рефлексия (подведение итогов урока). – 8 минуты.

9.Информация о домашнем задании. –1 минута.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к

уроку, выявление отсутствующих, организация внимания.

-Сегодня вам понадобится ручка, учебник. Писать будем на карточке №1.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

 

Метод.рекомендации: привлечение внимания к раздаточному материалу, с которым учащиеся будут работать на уроке

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

-Найдите на карточке задание №1. Прочитайте вслух.

-О каком понятии идёт речь?

-Какие слова помогли догадаться?

-Какие две группы стилей нам знакомы?

-Назовите книжные стили.

 

 

-Как отличить один стиль от другого?

 

 

 Читают.

 

 

-О стиле речи.

 

Ответы учеников.

 

-Книжный и разговорный.

-Научный, художественный, официально-деловой.

 Перечисляют  ряд особенностей для каждого стиля.

Регулятивные: умение применять знания в соответствии с целями задания;

Познавательные: обобщение и систематизация изученного ранее по теме «Стили речи»

 

Метод.рекомендации: повторение ранее изученного материала, который позже будет отражен в таблице.

3.Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы

-Прочитайте  текст  из задания №1.

-Кто автор этих строк?

 

- Определите стиль речи данного отрывка.

 

 

 

-Для кого предназначен данный стиль?

 

 

 

-От слова «публика» образовалось название стиля. Назовите его.

-Какова же тема нашего урока?

Запишите на карточке №1.

-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

-А какие задачи?

 

-Посмотрите, на доске цитата. Слова Аристотеля:«…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

-Исходя из этого высказывания, какие еще задачи поставим перед собой?

 

Читают.

 

-Владимир Мономах.

-Сложно, потому что изученные признаки не подходят. Значит, этот стиль мы не изучали.

- Предназначен стиль  для большого количества людей. Для выступлений перед публикой.

 

- Публицистический

 

 

 

 

 

-Познакомиться с новым стилем речи.

 

-Узнать особенности стиля; где используется;

 

 

 

 

 

 

-Научиться применять знания, самостоятельно их добывать, учиться общаться, слушать друг друга, работать вместе.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того что уже известно и того, что еще

неизвестно, формулирование целей деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Метод.рекомендации: на данном этапе важно, чтобы сами учащиеся определили цель и задачи урока. Перед учащимися ставится задача: определить стиль текста. И здесь возникает сложность, чтобы его определить,  требуются новые знания, которые  необходимо самостоятельно добыть и научиться применять на практике.

4.Освоение нового материала

-Сегодня вы будете добывать знания по новой теме сами. Вашими помощниками будут учебник, таблица и ваш сосед.

-Вам надо в паре заполнить таблицу недостающими сведениями (учеб. с.74, с.76)

-Помним, что надо отметить самое трудное задание *.

-На работу 12 минут. Приступайте.

-Какую графу не заполнить с помощью учебника? Почему?

-И здесь у вас есть помощник на карточке задание №2. (см.приложение)

-Выполните его, после впишите жанры в таблицу.

Проверка и обсуждение трудностей, возникших в ходе работы.

Самостоятельная работа  в парах. Заполнение таблицы.

(см.приложение)

 

 

С помощью учебника учащиеся смогут заполнить почти все графы, кроме графы «жанры».

 

 

 

 

-Жанры. Этого нет в учебнике.

 

 

 

 

 

Выполняют  задание.

 

 

Совместная  проверка с учителем.

Предметные:

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к систематизации изучаемого предметного содержания.

Метапредметные:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: 

формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Метод.рекомендации: для выполнения задания детям понадобится изучить параграф учебника и всю информацию трансформировать в таблицу. Проверка  по образцу. Озвучиваем только самые трудные вопросы. Здесь важно поработать над такими словами: экспрессивная, оценочная лексика, злободневная тема, гражданская позиция.

5.Физкультурная пауза

-Немного передохнём.

Физ.минутку проводит заранее подготовленный ученик.

Коммуникативные: умение слушать и слышать своих товарищей.

6.Применение на практике знаний и умений

- Применим полученные знания на практике. Найдите задание №3.

Учитель выразительно читает отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная» «Учитесь говорить и писать!» (см.приложение)

Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какими средствами языка автор воздействует на читателей?

 

 

 

 

-Итак, в публицистическом стиле мы встретим и книжные слова и разговорные в одном тексте. Это одна из основных особенностей стиля.

Автор никогда не остается равнодушным к тому, о чем говорит.

 

 

Учащиеся следят за чтением по тексту на карточке.

 

 

 

 

Учащиеся доказывают, что данный текст публицистического стиля. Называют основные черты стиля, жанр.

Основная цель текста: воздействие + сообщение.

Основные черты:

-призывность

-эмоциональность;

-актуальность;

-доходчивость;

Учащиеся приводят примеры из текста.

-побудительные и восклицательные предложения;

-риторические вопросы;

-слова книжной  лексики (обладает, моральный облик и т.д.) и слова разговорной лексики ( «плюется словами», нипочём, трус и т.д.)

 

 

Предметные:

Уметь определять стиль  речи, выделять опорные слова в тексте. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: формирование сознания того, что знание языка показатель важнейшей культуры человека.

 

Метод.рекомендации: при работе с текстом учащиеся активно пользуются составленной таблицей. Обязательно выясняются и осуждаются трудности, возникшие при выполнении задания.

7.Рефлексия (подведение итогов урока).

-А теперь у вас есть возможность проверить себя с помощью небольшого  теста.

Проверка осуществляется сразу после выполнения.

-Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока? Достигли поставленной цели?

-Что для себя лично вы унесете с сегодняшнего урока?

Выставление отметок за работу на уроке.

Учащиеся самостоятельно выполняют тест по теме (см.приложение).

 

 

Ответы учащихся

Предметные: производить самодиагностику результатов изученной темы.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки.

 

Метод.рекомендации: после проверки теста разобрать все пункты, которые были выполнены неправильно. Выставление отметок зависит от активности учащихся, с учетом устной и письменной работы.

8.Информация о домашнем задании

-Предположите, какое домашнее задание у вас будет.

-Совершенно верно. Выучить новый теоретический материал и упражнение 193 (по аналогии классной работы: найти признаки стиля).

-Выучить теорию. И упражнение для закрепления темы.

Познавательные: умение находить информацию в таблицах, схемах, словарях.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.

Метод.рекомендации: важно задание озвучить до звонка. Желательно, чтобы это сделали сами дети. Сразу запись в дневник.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2008. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 6 класс – М.:  творческий центр « Сфера», 2013;
  3. Русский язык. Краткий курс. 7 класс,Т. М. Воителева. Издательство: «Дрофа» 1997
  4. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская,
  5. С.И.Львова, Г.А.Богданова и др;  М: Просвещение, 2013
  6. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 7 класс». М.Разумовская, С.И.Львова,

В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2010 г

Издательский дом «Первое сентября»:

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

Методические материалы:

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://nsportal.ru/  Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Карточка№1___________________________________________________________

Задание 1

…………………………(от греч. stylos — палочка для письма) — это система  речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь...»

Задание 2

Соедините номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение жанров   публицистических текстов:

 

1. эссе

 

А) сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой.

2. репортаж

Б) беседа в форме вопросов ответов с каким-нибудь лицом.

3. интервью

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых.

4. статья

Г) живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события)

5. очерк

Д) прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному  вопросу

 

Задание 3

Учитесь говорить и писать!

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает! Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!

Вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

 (Отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная»).                                                       

Задание 4

                  Таблица для ответов на тест.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Карточка № 2

Тест по теме «Публицистический стиль речи»

1.      Выберите правильное определение.

А)    Публицистический стиль – это стиль, который  используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке.

Б)    Публицистический стиль – это стиль,  который обеспечивает образовательный процесс  в учебных заведениях.

В)    Публицистический стиль – это стиль,  который обслуживает  общественные отношения.

2.      Главная функция  публицистической  речи

А) сообщение                          Б) общение                          В) воздействие

3.      Какая характеристика соответствует публицистическому стилю 

А) Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

Б) Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

В) Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Г) Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

4.      Отметьте основные стилистические черты публицистического стиля

А) злободневность и актуальность проблематики                  Б) достоверность информации

В) стандартная форма изложения                                             Г) призывность

Д)  безличность и абстрактность высказывания                      Е) образность, эмоциональность                       

5.      Публицистическому стилю соответствует:

А) отсутствие разговорной лексики                                 Б) использование торжественной лексики

В)  оценочная лексика                                                        Г) канцеляризмы

Д) частое употребление местоимений «мы», «наш»      Е)  неологизмы

6.      Отметьте жанры публицистического стиля речи

А) реферат, монография, диссертация, рецензия        Б) эпиграмма, рассказ, повесть, новелла

В) статья, очерк, репортаж, интервью                          Г) устав, инструкция, протокол, расписка

7.     Публицистический стиль используется:

А) в газетах, в журналах, на телевидении, на радио;

Б) научных статьях, в документах;

В) в устной речи с друзьями, в письмах к родственникам;

Г) в журналах, в беседах, в научных докладах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Научный

Публицистический

 

Официально-деловой

 

Художественный

 

Разговорный

 

Сфера

использования

 

Наука, техника,

образование

 

 (о/о)

Применяется в общественно-политической жизни: в средствах массовой  информации,

публичных выступлениях. (о/о)

Законодательство,

делопроизводство

 (о/о)

Искусство,

художественная литература

(о/о)

Повседневное общение

(н/о)

Основная

цель речи

 

 

 

Сообщение, фиксация

знаний

 (1-много)

 

Сообщение и

Воздействие, сформировать гражданскую позицию

 (1-много)

Сообщение (+объяснение)

констатация факта, установление административно-

правовых отношений

(1-много)

Воздействие на читателя, на его чувства и эмоции

 (1-много)

Установление межличностных контактов

 (1-1)

Характерные

черты стиля

 

 

 

Строгая логичность

изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

На злободневную тему, высказывание яркое, страстное, призывное.

Ему присущи эмоциональность, оценочность.

Точность,

стандартизованность, отсутствие

средств выразительности

 

 

Образность, широкое

использование средств

др. стилей, средств

выразительности

 

Непринужденность,

минимальная забота о

форме изложения

мысли, особая роль

жестов, мимики,

интонации

Жанры

 

 

 

 

 

 

Монография,

диссертация, научная статья,  реферат,

доклад, курсовая работа

и др.

 

Очерк, статья, отзыв, заметка,

интервью, репортаж, эссе, выступление

по радио (телевидению), дискуссия и др.

Законодательные

документы (конституция, устав, кодекс),

деловые бумаги (приказ, протокол, договор,

справка и т.п.)

 

Роман, повесть,

рассказ, поэма, лирическое стихотворение

и т.д.

 

Бытовая беседа,

просьба, извинение,

комплимент и др.

 

 

Языковые

средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однозначные слова,

термины, абстрактная

лексика; причастия и

деепричастия, указатель-

ные и определительные

местоимения; вводные

конструкции, сложные и

простые осложненные

предложения, прямой

порядок слов; минимум

средств выразительности

(сравнение, реже мета-

фора)

Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная

лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения;

разнообразие средств

выразительности

Официальная и

канцелярская лексика

и фразеология, использование аббревиатур; преобладание

существительных над

глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции,

неопределенно-

личные и безличные

предложения

Возможно использова-

ние любых лексических

единиц (синонимы,

антонимы, архаизмы,

историзмы, простореч-

ные и разговорные

слова, диалектизмы и

др.); разнообразие

синтаксических

конструкций; широкое

употребление тропов и

стилистических фигур

Бытовая, разговорная и

просторечная лексика,

эмоционально-экспрес-

сивная лексика; обилие

частиц, вводных слов,

междометий; бессоюз-

ные, неполные предло-

жения

 

 

 

 

                   

 

Научный

Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Разговорный

Сфера

использования

 

Наука, техника,

образование

 (о/о)

 

 

 

Законодательство,

делопроизводство

 (о/о)

Искусство,

художественная литература

(о/о)

Повседневное общение

(н/о)

Основная

цель речи

 

 

 

Сообщение, фиксация

знаний

 (1-много)

 

 

Сообщение (+объяснение)

констатация факта, установление административно-

правовых отношений

(1-много)

Воздействие на читателя, на его чувства и эмоции

 (1-много)

Установление межличностных контактов

 (1-1)

Характерные

черты стиля

 

 

 

Строгая логичность

изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

 

Точность,

стандартизованность, отсутствие

средств выразительности

 

 

Образность, широкое

использование средств

др. стилей, средств

выразительности

 

Непринужденность,

минимальная забота о

форме изложения

мысли, особая роль

жестов, мимики,

интонации

Жанры

 

 

 

 

Монография,

диссертация, научная статья,  реферат,

доклад, курсовая работа

и др.

 

 

Законодательные

документы (конституция, устав, кодекс),

деловые бумаги (приказ, протокол, договор,

справка и т.п.)

 

Роман, повесть,

рассказ, поэма, лирическое стихотворение

и т.д.

 

Бытовая беседа,

просьба, извинение,

комплимент и др.

 

 

Языковые

средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однозначные слова,

термины, абстрактная

лексика; причастия и

деепричастия, указатель-

ные и определительные

местоимения; вводные

конструкции, сложные и

простые осложненные

предложения, прямой

порядок слов; минимум

средств выразительности

(сравнение, реже мета-

фора)

 

Официальная и

канцелярская лексика

и фразеология, ис-

пользование аббревиа-

тур; преобладание

существительных над

глаголами, стандарт-

ные обороты, страда-

тельные конструкции,

неопределенно-

личные и безличные

предложения

 

 

Возможно использова-

ние любых лексических

единиц (синонимы,

антонимы, архаизмы,

историзмы, простореч-

ные и разговорные

слова, диалектизмы и

др.); разнообразие

синтаксических

конструкций; широкое

употребление тропов и

стилистических фигур

Бытовая, разговорная и

просторечная лексика,

эмоционально-экспрес-

сивная лексика; обилие

частиц, вводных слов,

междометий; бессоюз-

ные, неполные предло-

жения

 

 

 

               

 

 

Таблица морфологических признаков.

Таблица морфологических признаков.

Части речи

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

1.

Имя существительное

1)одушевлённое – неодушевлённое

2)собственное – нарицательное

3)род

4)склонение

1)число

2)падеж

2.

Имя прилагательное

1)разряд: качественное, относительное, притяжательное

2)полное или краткое (у качественных)

3)степень сравнения (у качественных)

1)число

2)род

3)падеж

3.

Имя числительное

1)простое, составное или сложное

2)количественное или порядковое

3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)

1)падеж

2)род (у порядковых)

3)число (у порядковых)

4.

Местоимение

1)разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное

2)лицо (у личных)

1)падеж

1)число, род (имеют не все местоимения)

5.

Глагол

1)вид

2)спряжение

3) возвратность

4) переходность

1)наклонение: изъявительное, условное, повелительное

2) время (в изъявительном наклонении)

3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении)

4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения)

5)число

 

6.

Причастие

1)действительное или страдательное

2)время

3)вид

4)возвратность

1)полная или краткая форма (у страдательных)

2)число

3)род

4)падеж

7.

Деепричастие

1)неизменяемость

2)вид

3)возвратность

 

8.

Наречие

1)неизменяемость

2)значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины)

3) степень сравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец морфологического разбора глагола.

 

I. Прислушайтесь — глагол, обозначает действие: (что сде­лайте?) прислушайтесь.

Начальная форма — прислушаться.

 

II. Морфологические признаки.

 Постоянные признаки: совершенный вид, возвратный, непереходный,  I спряжения;

 Непостоянные признаки: повелительное наклонение,  2-е лицо,  множественное число;

 

III. Вы (что сделайте?) прислушайтесь

 В предложении является  сказуемым.

 

 

Образец морфологического разбора существительного.

 

I. Ночь — имя существитель­ное, так как обозначает предмет: (что?) ночь.

Начальная  форма — ночь.

 

II. Морфологические признаки.    

 Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, III склонения;

 Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число;

 

III. Наступила (что?) ночь

В предложении является подлежащим.

 

Образец морфологического разбора прилагательного.

 

I. Длинный – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета: (какой?) длинный.

Начальная форма – длинный.

 

II. Морфологические признаки.

 Постоянные признаки:  качественное;

Непостоянные признаки:  в полной форме, мужской род, единственное число, именительный падеж;

 

III.Плащ (какой?) длинный

В предложении является определением.