Алешина Ирина Анатольевна
Быть педагогом для меня:
Добро нести, добру учить,
Добиться цели через трудности,
Любовью истине служить –
Я называю это мудростью.
А.В. Елисов.
- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
Проект урока внеклассного чтения, 2 класс
Тема: Поговорим о маме
Урок внеклассного чтения, 2 класс
Тема: «От чистого сердца: произведения о маме»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний;
УМК «Планета знаний»
Форма урока: Урок-беседа
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Цель: знакомство с произведениями о маме разных писателей, поэтов, художников, русским народным творчеством, произведением В. Сухомлинского «Крылья матери».
Задачи:
развивать речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к чтению, коммуникативную культуру, любовь к маме.
предметные
- совершенствовать умение работать с текстом
- формировать умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы
- формировать навык и культуру чтения
метапредметные:
- Формируемые на уроке универсальные учебные действия:
регулятивные
• выполнение принятой учебной задачи; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;
познавательные
- общеучебные – ознакомление с рассказом В. Сухомлинского «Крылья матери»; осознанное восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.
коммуникативные
• взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;
личностные:
•умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Задачи учителя:
совершенствовать навыки чтения, формирование читательских умений по работе с текстом;
активация «вдумчивого чтения» - умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения;
обеспечить нравственное и эстетическое воспитания детей.
развивать речь и формировать читательскую самостоятельность, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей
Оборудование: мультимедийная техника, выставка книг, выставка картин разных художников, оборудованная доска, у обучающихся карточки для самооценки, тексты для чтения.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку - Начинаем урок внеклассного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы! - Перемена быстро пролетела, Нужно браться нам за дело! Слушать вам надо внимательно, Работать вам надо старательно, Побольше нового узнать И получить отметку «пять»! У вас у каждого есть индивидуальный оценочный лист. В течение урока вы будете выставлять себе оценки за работу, рисуя кружочки: зеленого цвета - у меня получается это очень хорошо синего - в моей работе есть недочеты красного - у меня получается не очень хорошо |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Личностные УУД: -установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Дидактическая задача: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
-Ребята, вы к нашему уроку внеклассного чтения готовили разные задания по группам. На какую тему были задания? -Почему выбрали эту тему?
-О чем же вы узнали? 1 группа - исследователи. Работала со словарями и узнала значение слова «мама».
2 группа - библиотекари. Искали книги о маме.
3 группа – художники – иллюстраторы. Искали изображение мамы.
4 группа – поэты – лирики.
Какой сделаем вывод?
Остальные ребята покажут свои задания позже. -Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Учит нас быть добрыми, мудрыми. Дает советы, заботится о нас, оберегает нас. Не зря многие писатели, поэты, художники, режиссеры, музыканты посвятили свои произведения мамам.
Молодцы! С домашним заданием вы справились неплохо. Каждый самостоятельно оценит выполнение домашней работы в оценочном листе кружочками. |
Участвуют в диалоге с учителем,
Готовимся к празднику День матери.
Выступает 1 человек.
Выступает 1 человек.
Выступает 1 человек.
Выступает 1 человек.
Много произведений о маме. |
|
3. Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение темы и задач урока.
Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
-Продолжить урок я хочу строками хорошо известного стихотворения Нины Саксонской: От чистого сердца, простыми словами Давайте, друзья, потолкуем о маме…
-А что значит «толковать»? -В словосочетании «потолковать о маме» замените слово «потолкуем» на синонимы.
- О маме, сложено немало стихов, песен, написано множество рассказов, повестей, романов. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Василия Александровича Сухомлинского «Крылья матери» и продолжим учиться работать с текстом. - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? -А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, верны ли ваши предположения по поводу содержания.
Чтение учителем первой части текста.
|
Участвуют в диалоге с учителем,
(Поговорим, побеседуем, что-то поймем о маме).
Поговорим о маме. |
Предметные УУД: - умение отвечать на вопросы по содержанию текста
Коммуникативные УУД
- умение слушать и вступать в диалог; -умения сотрудничать с учителем и сверстниками
Познавательные УУД: - умение найти и выделить необходимую информацию; - умение оценить результат деятельности; - умение адекватно передавать содержание текста |
- Проверка первичного восприятия текста.
Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное освоение учащимися содержания художественного произведения.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Учитель проверяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности учащихся через фронтальную беседу для определения уровня осмысления содержания услышанного текста. - Понравился ли вам отрывок из произведения В.А. Сухомлинского? - Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении? - Какое настроение вызывает этот отрывок? Почему? Какие слова текста передают ваше настроение? - Хочется ли вам самим выразительно продолжить читать его? |
Учащиеся участвуют в диалоге, рассказывают о своих впечатлениях. |
Личностные УУД: - умение оценивать поступки людей; Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Познавательные УУД: - Умение определять жанр произведения |
5. Физкультминутка.
Дидактическая задача:
Снять утомление и статическое напряжение, повысить работоспособность учащихся
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Учитель организует смену деятельности детей, через проведение динамической паузы. - Молодцы, ребята! Вы внимательные слушатели. Сейчас мы отдохнем, а потом прочитаем продолжение интересного рассказа вслух и выполним задания. Ребята из музыкальной группы подготовили песню о маме. |
Ребята выполняют физические упражнения для снятия напряжения. |
Регулятивные УУД: - умения действовать по внутреннему плану |
- Первичное восприятие произведения (продолжение), анализ содержания, выборочное чтение.
Дидактическая задача: организовать работу по адекватному осмыслению содержания и основной мысли текста и делению его на логические части
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
-Как вы думаете, что произошло дальше с утятами и их мамой? Обсудите в группах.
Высказывание мнений.
Учитель организует чтение текста вслух, следит за интонацией, постановкой ударения в словах, проводит проверку усвоения содержания и идейного замысла текста через постановку вопросов, выборочное чтение, выполнение заданий для обобщения высказываний учащихся об основной мысли текста.
Третью часть читает учитель.
- Так ли развивалось событие рассказа, как вы предположили?
-Почему гусята оказались на лугу? -Каким бы был мир гусят, если бы мама-гусыня не выводила их в этот мир? -Каким увидели гусята новый мир? -Какие чувства испытывали гусята в новом мире? -Найдите в тексте, почему гусята забыли о маме?
-Как мама стала созывать гусят? Прочитайте. Почему автор использовал слово «тревожным»? -Почему гусята вспомнили о маме? Как об этом сказал автор? -Как изменились чувства гусят, когда они оказались под крылом у мамы? Прочитайте. -Как изменился мир на лугу во время дождя? -Найдите и прочитайте, что сказал автор о крыльях матери. Как вы понимаете эти слова? -Почему гусята чувствовали себя безопасно под крылом у мамы во время дождя? -Что бы случилось с гусятами, если бы мама не прикрыла их крыльями?
-Как изменились крылья гусыни после дождя? Прочитайте. -Кто это заметил? -Просили и требовали – в чем разница? -Почему мать не сказала о своей боли? -Почему мать, несмотря на боль, была счастлива?
-Как вы думаете, защищать своего ребенка в трудную минуту может только мама-гусыня? - Так скажите, почему В.А.Сухомлинский назвал свое произведение «Крылья матери»?
- Ребята 5 команды нашли пословицы к нашему уроку. Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1 Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. 2 Нет милее дружка, чем родная матушка 3 Птица радуется весне, а младенец матери. 4 При солнышке тепло, при матери – добро. 5 Сердце матери лучше солнца греет. 6 Дитя хоть криво, да отцу - матери мило. 7 Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. 8 Мать кормит детей, как земля людей. 9 Всякой матери свое дитя мило.
- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 2? - Вы правильно справились с заданием.
|
Дети читают текст, следят за чтением товарищей, участвуют в диалоге по содержанию прочитанного, выполняют задания по поиску информации в тексте, читают отрывки из текста, сравнивают и объясняют смысл пословиц |
Познавательные УУД: - умение правильно и чётко построить ответ на вопрос - умение свободно выражать своё мнение -умение слушать и следить, воспринимать текст на слух -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - умение ориентироваться в тексте -умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков
Коммуникативные УУД:
-умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками
|
- Домашнее задание.
Дидактическая задача: организовать обсуждение и запись домашнего задания
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Мы прослушали текст, прочитали рассказ вслух. Выберите задание к следующему уроку внеклассного чтения по желанию: рассказать биографию В. А. Сухомлинского оформить выставку книг Сухомлинского оформить фотовыставку о Сухомлинском найти и прочитать произведения Сухомлинского, рассказать о них нарисовать рисунки к рассказу «Крылья матери»
|
Дети распределяются по парам и выбирают задание на дом, записывают его в дневник |
Регулятивные УУД: - умение выстраивать планы на перспективу Коммуникативные УУД: -умения межличностного общения, совместной деятельности |
- Рефлексия учебной деятельности.
Дидактическая задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания
-С каким произведением мы познакомились? - Закройте глаза и представьте, что прошел год. Какими стали гусята? -С какой целью Василий Алексеевич написал рассказ «Крылья матери»? Выберите правильное высказывание на доске, подтверждающее главную мысль рассказа. (слайд 17) 1. Рассказать о поведении гусыни и гусят во время дождя. 2. Описать крылья гусыни. 3. Показать, что нужно ценить, любить свою маму. - Чему же научил нас рассказ Сухомлинского?
- Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что вы ребята, теперь еще внимательнее и заботливее будете относиться к своей маме. Итог нашего урока. Продолжите фразу:
|
Ребята участвуют в диалоге по подведению итогов урока, высказывают свое отношение к содержанию урока, дают самооценку своей деятельности в течение всего урока. |
Личностные УУД: -умения, связанные с развитием самооценки; -умение выбрать ориентир в сфере нравственно-этических отношений; Коммуникативные УУД: - умения учитывать разные мнения; - умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения; |
Оценочный лист обучающегося:
Домашнее задание |
Выразительное чтение |
Беседа по прочитанному |
Пословицы |
Итог урока |
Оценка за урок |
|
|
|
|
|
|
- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
Урок математики в 4 классе
- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа