Окружающий мир

Тема «Зелёная аптека»

1а класс

Цели урока :создать условия для ознакомления с разнообразием лекарственных растений

Задачи урока:

●      Образовательные

  • обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач
  • закрепление знаний правил сбора и использования лекарственных растений

●      Развивающие

  • повышение мотивации к обучению, интерес к окружающему миру, к родному краю
  • применение полученных ранее знаний в новых условиях
  • совершенствование умения ориентироваться в информационном материале
  • развитие творческих способностей учащихся, умение передавать полученные знания

●      Воспитательные

  • формирование нравственно­-этической ориентации
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
  • привитие навыков делового сотрудничества
  • воспитание экологического мышления и бережного отношения к природе

Тип урока: комбинированный

Формы работы:

●     индивидуальные:

●     парные

Универсальные учебные действия:

●      личностные

  • смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”)
  • самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)
  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе)

●      метапредметные

  • регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
  • коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)
  • познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие)

●      предметные

  • основы системы научных знаний
  • опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний
  • предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Необходимое оборудование и материалы:

●     учебник

●     тетрадь

●     карточки

●     компьютер с проектором и экраном

●     презентация PowerPoint

●     система голосования mimio

●     клей

●     ножницы

Список используемой литературы

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. . — М.: Академкнига/Учебник. 2013.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь . —         М.: Академкнига/Учебник. 2013.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие в мир природы.

А сейчас послушайте стихотворение.

 

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Должен знать ты наперёд

От растений большой прок!

Все растения полезны,

Они -  лекарства для людей,

Помогают от болезней,

Только каждый от своей.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Целепологание.

-О чём это стихотворение?

Прочитайте на стр. 60 в учебнике заголовок

«Зелёная аптека».

-А что такое аптека?

Аптека- это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства для оказания  медицинской помощи

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(предположения детей)

А что нам для этого понадобиться?(предположения детей)

А хотите узнать больше таких растений?

А где мы можем взять эту информацию?

Вызов.

Сейчас я бы хотела узнать, что вы уже знаете по теме нашего урока.

 

Игра «Верите ли вы , что…»в системе голосования МИМИО

 

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?

3. Верите ли вы, что если во время кашля пить отвар лекарственных трав, то кашель пройдёт быстрее?

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным?

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.

7. Верите ли вы, что детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.

 

мы проверим в конце урока.

Осмысление.

Псмотрите на стр.  учебника60-.61. Назовите лекарственные растения.Сейчас мы попытаемся с ними поближе познакомиться.

Вы будете работать в парах.

На каждой парте лежит описание растения.

Вам надо прочитать карточку и найти картинку с изображением на стр. учебника.

А затем рассказать нам всем об этом растении. Где оно растет, и для чего используется?

Работа в парах.

Рассматривание растений и чтение текста.

Зверобой.

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву  «страшной силой» .Говорили, что убивает любого зверя  направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при простуде, при кашле. Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.растёт на лугах.

Аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется при для лечения ангины, кашле, болеутоляющее средство. Растет на лугах.

Подорожник

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

Пастушья сумка —растет  на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяют при температуре , для заживления ран.

Чистотел —растет на скалах, на  огородах. Главное лекарство в нём -это листья. Растение лечит раны, выводит бародавки, лечит аллерию на коже человека.

Липовый цвет -используют кору— для лечения ожогов ; плоды используют— для остановки носовых кровотечений. Настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта,  (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях.Липа растет в лесах, парках.

Тысячелистник- многолетнее растение. Цветки собраны в корзинки. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием.

Слайды(когда дети рассказывают): ромашка,  подорожник, тысячелистник, чистотел, зверобой, пастушья сумка, цветы липы.

Рассказ о растениях.

Микроитог.

Физкультминутка.

Индивидуальная работа .

Работа в тетради з. 37 с. 38

Вырезать из приложения растения и поместить их под названиями, раскрасить.

Микроитог.

_А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?(да)

-Для чего они нужны эти правила?

Прочитайте , что об этом думают наши друзья Маша и Миша на стр. 61

Обсудите в парах , какие еще правила нужно соблюдать при сборе лекарственных трав.В этом вам поможет иллюстрация на стр. 61.

 

Работа в парах.

Обсуждение

Высказывание правил.

Микроитог.

Рефлексия.

-Какие растения в нашей местности растут?

Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё много полезных и красивых:: боярышник, лопух, полынь, мать-и мачеха, клевер, крапива и много других растений.

Слайд

 

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке.

-Какую тему изучали на уроке?

Продолжите фразы:
Я познакомился с ...
Было непросто ...
У меня получилось ...
Хотелось бы ...
Мне запомнилось ....

 

Игра «Веришь ли ты…»-подведение итога

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?

3. Верите ли вы, что если во время болезни можно лечиться только таблетками?

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.

7. Верите ли вы, то детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.

 

Дома можно дораскрашивать растения в тетрадке, почитать дополнительную литературу.

Итог урока.

Технологическая карта урока по теме «Зелёная аптека», окружающий мир 1 класс

 

Этапы урока

Цель этапа

Время

мин.

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности учащихся

Средства обучения

Формы деятельности

Методы обучения

Организационный

Организовать учащихся на дальнейшую деятельность

2

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения

стихотворение, презентация урока

Фронтальная

Беседа

Целепологание

Вызов

Активизация ранее полученных знаний

10

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы учителя

Презентация урока

Фронтальная, индивидуальнаяработа .

Игра «Верите ли вы, что… №

Осмысление

Знать: названия лекарственных растений, их назначение, правила сбора.

Уметь: читать и  анализировать текст, пересказывать его, высказывать свои предположения.

23

Организация парной работы

Работа в парах.

Ознакомление с заданием. Анализ материала. Выполнение задания.

Карточки с описанием растений,  Текст учебника «Правила сбора лекарственных трав», презентация урока

Работа парная

Самостоятельная работа, частично-поисковый метод, работа с книгой

Рефлексия

Уметь: представлять и аргументировать групповое  решение; обобщить материал по изученной теме.

10

Подведение итогов по сказанному. Оценка работы

самооценка

презентация урока.

Фронтальная, индивидуальная.

Демонстрация, групповая оценка

 

.Зверобой

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву  «страшной силой» .Говорили, что убивает любого зверя  направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при простуде, при кашле. Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.растёт на лугах.

Аптечная ромашка

Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется при для лечения ангины, кашле, болеутоляющее средство. Растет на лугах.

Подорожник

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

Пастушья сумка

Растет  на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяют при температуре , для заживления ран.

Чистотел

Растет на скалах, на  огородах. Главное лекарство в нём -это листья. Растение лечит раны, выводит бародавки, лечит аллерию на коже человека.

Липовый цвет

Используют кору— для лечения ожогов ; плоды используют— для остановки носовых кровотечений. Настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта,  (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях.Липа растет в лесах, парках.

 

Тысячелистник

Многолетнее растение. Цветки собраны в корзинки. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием.