3 классКонспект внеурочного занятия курса «Школа развития речи» по теме: "Пословицы недаром молвятся!"
- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
- Обновлено 21 Октябрь 2016
Конспект внеурочного занятия курса «Школа развития речи»
по теме: "Пословицы недаром молвятся!"
Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами.
Задачи:
• Формировать понятия о пословице как фольклорных жанрах.
• Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
• Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
• Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
• Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
• Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
• Формировать умение командной работы.
Ход занятия
Дети делятся по парам. Каждая пара занимает свое рабочее место.
Учитель: Дорогие ребята! Наше занятие я хочу начать с загадки.
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)
Слайд 1
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Кто догfдался , о чем мы сегодня будем говорить?(ответы детей)
Слайд 2
"Пословицы недаром молвятся!"
Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи. Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
Слайд 3
• Пословица – всем делам помощница.
• Без пословицы не проживешь.
• Пословица вовек не сломится.
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!» Проводится игра «Составь пословицу!» Каждая пара получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.
• пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
• пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
• строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.) Слайд 4
Учитель: Что же такое пословица? Попросим помощь у родителей. Родители отвечают.
Слайд 5
Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение.
Пословица учит, как надо жить, как обходиться с людьми, как надо относиться к труду, к своему отечеству.
Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважать науку, просвещение и книгу. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений.
Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами». Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.)
Лапки её мягки, да когти остры.
Она спит, а мышей видит.
Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
И она помнит, кто ее кормит.
Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)
Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)
Слайд 6
Учитель: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.
Слайд 7
Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.
Проводится игра «Живые буквы» – тема «Пословица». Пары составляют из букв исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.
Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!
1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово
2. Когда она есть, ума не надо. сила
3. Им лучше в грязь не ударять. лицо
4. Кто и во сне кур считает? лиса
5. Паршивая, она все стадо портит. овца
Слайд 8
Чтецы-дети
Слайд 9
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую.
Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
Учитель: Пословицы стали возникать еще до появления письменности. В России они были известны свыше тысячи лет назад.
Проводится игра «Азбука – к мудрости ступенька». Ребятам предлагается по парам заменить предложения пословицей.(по карточке в таблице)
Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)
Слайд 10
Проводится игра «Пословицы – мудрость народов». Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира-к любой.(На карточке все пословицы)
«У семи нянек дитя без глазу»
«Сапожник всегда без сапог»
• Много поваров плохой суп варят. (английская пословица)
• В доме, где много петухов, поздно наступает утро. (турецкая пословица)
• Дверь плотника всегда сломана. (арабская пословица) •
Красильщик в некрашеных шароварах ходит. (японская пословица)
Проводится игра «Мыслей и речи украшение».
Слайд 11
На доске подсказка: два зайца, кот, пара сапог, ложка. Задание по парам: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.
• *б*ть дв*х *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
• К*п*ть *от* в *еш*е. (Купить кота в мешке.)
• Д*а с*п*г* *ар*. (Два сапога пара.)
• *ор*г* *ож*а к *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)
Учитель: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.
…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.
Наше занятие подошло к концу, и завершаю ее я пословицей:
Слайд 12
«Пословицы читай – себе ум набирай!»