Лес как природное сообщество и его обитатели Урок, проведённый в 3 «А» классе

 

Лес как природное сообщество и его обитатели

Урок, проведённый в 3 «А» классе

2020 уч. год

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока: - характеризовать природное сообщество на примере леса;

-  сформировать у учащихся представления о лесе, как природном сообществе.

Задачи урока: - познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса;

                          - развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания,

                          - формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения;

                          - воспитывать экологическую культуру, помочь задуматься о ранимости природы, необходимости её охранять,

                           - воспитывать умение работать в коллективе.

Предметные результаты.

- устанавливать пищевые цепочки, приводить примеры растений и животных, характерных для данного природного сообщества, использовать учебник, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, моделировать экологические ситуации и оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

- формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России .

Регулятивные УУД:

-действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

-находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Оборудование: - карточка – инструкция;

- предметные картинки с изображениями растений и животных;

- карточка – схема восстановления цепей питания;

- дидактические карточки;

- компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point

УМК: ПНШ

Формы обучения: беседа, дидактическая игра, работа с текстом, тестирование, фронтальная работа.

Планируемый результат: Предметные: 

Знания: узнают о законах лесной жизни. 

Умения: научатся определять вид растений и животных по характерным отличиям.

Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Основные понятия: законы лесной жизни

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, экология, музыка

 

Ход урока.

1. Этап мотивации  к учебной деятельности (2 мин) (самоопределения) к учебной деятельности.

(Класс разделен на 6 групп)

 

Возьмёмся за руки, поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.  

Я, ты, он, она –

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобой друзья.

 

Девиз урока:

«Не страшны нам любые испытания.

  Вперёд, друзья,

  Откроем новые знания!»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового). Слайд 2.

 

2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)

 

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда? Отгадайте. Давайте все закроем глаза и послушаем музыку.

  (Звучат звуки леса) – в/ф «Здравствуй, лес!»

-Какие звуки природы услышали?

-Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?

(Будем говорить о лесе.)

 

3. Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)

Учитель: Я хочу пригласить вас сегодня в лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес, не только для нашей забавы,

В нём – деревья, ягоды, травы.

Насекомые, звери и птицы

Все хотят с вами подружиться.

Учёные тоже работают тут.

Лес они сообществом зовут.

 

- Какова же тема нашего урока?

(Лес – природное сообщество)

 

На слайде открывается название темы. (Слайд 3)

- Что такое сообщество?

(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

- Что мы можем сегодня узнать о лесе? (Слайд 4)

 

На слайде открывается план.

-  Обратите внимание на запись, прочитайте, что это? (План изучения природного сообщества)

1. Название сообщества.

2. Какие организмы составляют сообщество.

3. Как связаны между собой организмы в сообществе.

4. Роль сообщества

5. Экологические проблемы.

 

4. Этап формирования нового знания. (15 мин)

А) Сообщение учеников – «Законы лесной жизни»

Слайд 5.

1 ученик. На опушке леса выросло дерево. Вырасти – уже не просто: для этого надо соблюдать законы лесной жизни. Вы видели молодой ельник? Ростом он по пояс, а пробраться сквозь него трудно, так тесно стоят ёлочки друг к другу.

2 ученик. Но в старом хвойном лесу вы свободно проходите под кронами могучих деревьев. А ведь и здесь когда-то была чаща. Но выжили из ёлочек лишь те, которые смогли приспособиться к этим условиям. Остальные исчезли.

Слайд 6.

1 ученик. Наше деревце подошло лесному содружеству. Вместе с другими растениями оно включилось в «общественную жизнь» леса.

- Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)

А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.

2 ученик. - А вот если наше деревце – береза, СЛАЙД (береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.

 

Учитель: Какой мы сделаем вывод?

(В еловом лесу растут тенелюбивые растения, а светолюбивые – в лесу, где растут берёзы.)

 

Б) Работа в парах.

- Чем является лес для живых организмов?

(Домом.)

- С каким домом можно сравнить лес?

Учитель: Я вам предлагаю создать свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать?

(Посадить растения)

- Для этого поработаете в парах. У вас лежат на столах конверты под №1.  

- Какое задание вы можете предложить выполнить?

- Выберите только те растения, которые растут в вашем лесу.

- Какие растения остались? Почему вы их не взяли для своей картины?

Проверка.

Обсуждение ответов учащихся.

(Дети объясняют, почему не выбрали пальму, ковыль, тимофеевку.)

 

В) Ярусы леса.

Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить себе без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов. Всем им для жизни нужны свет, влага, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом и не мешать друг другу. Как же им это удается?

- Обратите внимание на страницу. (слайд № 7) Что вы заметили?

Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. «Этажи» леса ученые называют ярусами (работа над словом, см. толковый словарь русского языка).

Ярус - это определенный этаж, в котором произрастают различные растения.

Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники. Доступ света к растениям различных ярусов неодинаков. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света. Это самые теневыносливые растения леса.

1. Первичное закрепление.

- Проверим, как вы запомнили мой рассказ. Проведем игру «Узнай с какого яруса данные деревья» (слайд № 8)

Разные леса имеют различное количество ярусов. К примеру, в темном еловом лесу различимы только два-три яруса. На первом ярусе расположены основные деревья (ели), на втором – небольшое число травянистых растений, а третий образован мхами. Другие древесные и кустарниковые растения не растут во втором ярусе елового леса, так как не выносят сильного затенения. Также не наблюдается в еловом лесу и травянистый покров.

2. Интересные факты о деревьях.  (слайд № 8)

- Если вы прочитаете числа римской нумерации, то узнаете, какой высоты могут вырасти некоторые деревья.

ДУБ  СОСНА  ОСИНА  БЕРЕЗА   ОЛЬХА   ТОПОЛЬ      ЕЛЬ

 XL      LV         XXXVI    XXIX        XXV           XLV         XXX

 

  – Какое дерево дольше всех живет?

         Дети, решив математическую цепочку, находят ответ:

 

24 : 4 • 8 – 72 : 9 • 1  (Это дуб).

 

- Почему же деревья располагаются в лесу ярусами? Сколько их насчитывается?

 

Вывод: Оказывается, существуют законы лесной жизни, которые надо соблюдать.

3. Коллективная работа 

Работа с учебником.

Учитель: Кроме деревьев, кустарников, травянистых растений, что ещё можно увидеть в лесу?

(Грибы.)

Учитель: Я вам предлагаю отправиться в лес за грибами. Какие грибы вы собирали?

Слайд 9.

- Что мы знаем про грибы?

(Съедобные и несъедобные)

-Где мы будем искать подосиновик?      

- Подберезовик?                                            

- Белый гриб?                                            

- Сыроежку?                                        

-Какой мы сделаем вывод?

(Грибам нужны деревья)

- А почему?

Работа с учебником.

Учитель: Обратимся к нашему учебнику. Вы прочитаете текст учебника (страница …… первый абзац)  и ответите на вопрос:

- Почему грибам нужны деревья?

(Чтение детьми про себя)

- Так почему грибам нужны деревья?

(Оказывается, грибы и деревья обмениваются информацией.)

5. Физкультминутка (2 мин)

Учитель: Ребята, мы достаточно долго путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.

 Физминутка.

Вверх руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели-

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем-

Сели все дружно опять.

4. Этап формирования нового знания (продолжение)

Коллективная работа

Проблемная ситуация на уроке.

Учитель: Ребята, замечательный у нас получился лес. Но представьте: в нашем лесу расплодились жуки-короеды и листогрызы.

- Почему так случилось?

- Что могло произойти? 

(Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть.)

Лес может превратиться в то, что показано на слайде.

Слайд 9.

-Что мы можем сделать, чтоб помочь лесу?

(Мы должны добавить в наш лес птиц.)

- Какие животные помогут уничтожить в нашем лесу жуков-короедов и листогрызов?

Работа в группах: У каждой группы конверт № 2 с картинками животных. Определить вид животных, который может помочь в решении проблемы. Найди  лишних животных.

Обсуждение ответов учащихся.

- Почему эти животные не живут в нашем лесу?

(Нет условий в нашем лесу.)

Вывод: 

- Какой вывод мы сделаем?

Значит, животным, как и растениям, нужны определенные условия: питание, среда обитания.

6. Этап первичного закрепления (4 мин)

Учитель: Лес – это природное сообщество, потому что здесь приспособились к определенным условиям окружающей среды. А в любом природном сообществе складываются пищевые цепочки.

Коллективная работа. Составить пищевую цепочку взаимоотношений в нашем лесу.

(Даны таблички с названиями. Составить пищевую цепочку.)

растение – жук-короед –дятел – сокол

Все обитатели леса — растения, грибы, животные, микроорганизмы — живут совместно в одних тех же природных условиях. Животные и растения связаны между собой в цепи питания. Безусловно, пищевые связи — главные связи в сообществе растений и животных. Но, кроме них, между организмами существуют и другие очень важные для жизни связи. Растения дают животным возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют листья и стебли растений для постройки гнёзд. А животные помогают распространению семян и плодов растений. Некоторые роют норы и ходы под землёй, что способствует поступлению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые потребляют растения. Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев , кустарников, трав и помогают им высасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.

Таким образом, растения, животные, грибы не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах, приносят пользу друг другу. Поэтому учёные называют лес ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ.

III. Влияние человека на лесное сообщество.

  1. 1.      Роль сообщества. (слайд № 24)

Вот как о лесе писал Л. Леонов: “Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев”.

- Что дает лес природе? Какое он имеет значение? (Учитель выслушивает мнение детей)

а) - Как вы думаете, что дают нам деревья, без чего человек не смог бы прожить и несколько минут? (кислород).

 Лес — это “кислородный цех”, “легкие планеты”, “зеленое золото”.

 Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.

- В чем значение кислорода для всего живого?

б) В крупных городах, где много заводов и фабрик, огромное значение имеют зеленые насаждения, зеленые зоны отдыха, парки.

 Как вы думаете, почему в городах, где много пыли, копоти, ядовитых газов, лес так важен?

 Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю.

 Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами.

Кто запомнил, как называют лес за его способность очищать воздух? (лес — фильтр)

в) Что для животных – лес? (дом и пища)

 г)Кто знает, какую роль играет лес для почвы?

 Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеивания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.

- Ребята, как вы думаете, нужен ли человеку лес? Почему?

д) Как вы уже говорили, лес — источник огромных материальных ценностей. Ни одна отрасль хозяйства не может развиваться без использования древесины. Для изготовления чего люди используют древесину? (мебель, суда, дома, бумага и др.)

(лес — источник материальных ценностей)

е) Лес — источник ягод, грибов, лекарственных растений.  Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания. Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами.

Многие растения, произрастающие в лесу, с давних пор используются в народной медицине.

ж) Лес является хорошим местом для отдыха.

-Но что мы должны помнить, приходя в лес?

2. Правила поведения в лесу. (слайд № …)

3. Влияние человека на природу. (слайд № …)

- Как вы думаете, а как человек влияет на природу? (Работа по таблице)

- Как проявляется это влияние? 

4. Экологические проблемы. (слайд № 27)

- А сейчас стоит поговорить о экологических проблемах. Узнать их вы сможете, прочитав стихи.

1. Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз! (вырубка лесов)

2. Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра… (пожар в лесу)

3. Что бы было равновесие

надо с вами, нам, друзья

не выбрасывать отходы

и не загрязнять моря.  (загрязнение водоемов и лесных насаждений)

4. Сквозь фабрик и заводов,

дым нам трудно разглядеть.

Все те страданья,

что Земле приходится терпеть. (загрязнение воздуха)

5. Слышишь выстрелы в лесу?

Целый день стреляет.

Из ружья убил лису,

а зачем - не знает. (браконьерство)

 

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

- Представьте, человек остался один на планете, что произойдет?

- К чему может привести экологические проблемы на Земле?

 Объясните смысл поговорки: «Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустыню»

  Берегите не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегаю одних, вы часто помогаете другим.

  1. Работа группами. Восстановите пищевые цепочки.

Выполните самостоятельно задание на карточке.

-Как думаете, вы правильно выполнили задание?

Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы.

Поднимите руки, кто не совсем уверен в правильности выполнения.

Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран интерактивной доски и сравните свои ответы с эталоном.

Выполните самопроверку с опорой на эталон.

-Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо  знать учебный материал. А кто был уверен, но в результате контроля нашел ошибки, вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.

 

IV. Рефлексия.

- Выберите вопрос, на который вы бы хотели ответить.

1. Случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему?

2. Является ли лес – природным сообществом? Докажи.

3. Приведи примеры пищевой цепочки?

4. Что ты сможешь сделать для охраны лесов?

5. О чем бы ты хотел узнать побольше?

(Этот вопрос помогает учителю выйти на исследовательскую деятельность, а так же домашнее задание к следующему уроку, которые ученики сами могут выбрать)

  1. Работа группами. Восстановите пищевые цепочки.

Выполните самостоятельно задание на карточке.

-Как думаете, вы правильно выполнили задание?

Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы.

Поднимите руки, кто не совсем уверен в правильности выполнения.

Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран интерактивной доски и сравните свои ответы с эталоном.

Выполните самопроверку с опорой на эталон.

-Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо  знать учебный материал. А кто был уверен, но в результате контроля нашел ошибки, вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.

v.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Подведение итогов

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Можем теперь ответить на вопросы, которые вас интересовали в начале урока?

- Были ли у вас затруднения?

- Смогли ли мы их преодолеть?

Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик

- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. 

Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

9.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж. (2мин)

Задание дано дифференцировано.

Для  1 группы: ответить на вопросы учебника (страница 130).

Для 2 группы: составить пищевые цепочки по рассказу В. Бианки «Куница за белкой» (страница 129-130 учебника).

Для 3 группы: написать сочинение-размышление «Почему белка не может жить в воде?»