- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
Паспорт проекта
- Исполнители учебного проекта
Образовательная ступень |
Начальная |
Класс |
1 |
Участники проектной группы (ФИО) |
Учащиеся класса |
Руководитель проекта (ФИО) |
Матвеева Е.В. |
Тема проекта: Петербургский алфавит
Цель проекта: изучение достопримечательностей Санкт-Петербурга и создание виртуальной экскурсии в форме презентации, где на каждую букву алфавита подобран городской объект.
Задачи проекта:
1) собрать информацию о санкт-петербургских достопримечательностях;
2) сделать собственную фотографию на фоне городского объекта;
3) оформить слайд презентации с фотографией.
Тип проекта
По содержанию |
Межпредметный |
По продолжительности |
Долгосрочный |
По количеству участников |
Коллективный |
По преобладающему виду деятельности |
Информационный |
Необходимое оборудование: фотоаппарат, компьютер с выходом в интернет, компьютерная программа Google -презентация.
Предполагаемый продукт: виртуальная экскурсия в форме презентации.
Планируемый результат:
- пробуждение интереса к изучению объектов культурного наследия родного города,
- умение находить информацию о достопримечательностях города,
- демонстрация своих результатов посредством компьютерной презентации.
Идея проекта возникла на основе курса внеурочной деятельности для первоклассников «Мой город Санкт-Петербург». Одна из важнейших задач курса — развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного города. Краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге, в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности. Кроме того, созданы условия и для формирования общих учебных умений, комплексному изучению разных сторон окружающего мира.
Дети знакомятся с технологией проектной культуры, получают опыт публичной защиты своих исследований. Ценность этой деятельности заключается в том, что ребёнок может сам выбирать себе материал для работы, учитывая свои силы и желания. Такая система позволяет избавить учащегося от информационной перегрузки, она направлена на индивидуализацию процесса обучения. Это особенно важно для первоклассников в период адаптации.
В ходе выполнения проекта очень важна роль родителей, как участников процесса обучения, которые принимают непосредственное участие и оказывают организационную помощь при посещении достопримечательностей и работе с компьютерной программой. Необходима разъяснительная работа с законными представителями ребёнка о ненавязчивой роли родителей и чётким разграничением полномочий: ученик несёт ответственность за результаты работы, родители только помогают. А совместная деятельность по созданию проекта укрепит связь ребёнок - семья.
Глава 1. Погружение в проект
1.1 Подготовительный этап
Погружение в проект начинается с обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу.
1 занятие.
Считалочка
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
Беседа о достопримечательностях Санкт-Петербурга, которые известны детям. Подвести к осознанию, что Петербург – город большого количества достопримечательностей.
- Как вы думаете, можно ли назвать достопримечательности Петербурга на все буквы алфавита? Давайте проверим. Создадим Петербургский алфавит.
1.2 Организация деятельности
Учитель предлагает обсудить план работы:
1. Найти информацию о достопримечательности.
2. Посетить городской объект и сделать фотографию с буквой в руках.
3. Разместить фотографию на слайде презентации.
4. Выступить перед одноклассниками с рассказом о достопримечательности.
После принятия плана, происходит распределение букв алфавита между участниками проекта.
Задание. Заполнить карту З-И-У каждому участнику проекта .
Ученики заполняют карту после выбора своего объекта (курсивом даны возможные ответы):
Запиши в первый столбик, что такое Адмиралтейство и что ты об этом знаешь. Во второй столбик, что ты хочешь узнать. Третий столбик заполняется после завершения проекта.
Знаю |
Интересуюсь |
Узнал(а) |
Адмиралтейство - комплекс построек, памятник архитектуры. На шпиле находится кораблик – символ города. |
Кто архитектор здания, когда был построен? |
|
Примерный список объектов:
А – Адмиралтейство
Б – Биржа
В – Васильевский остров
Г – Грифоны
Д – Дворцовая площадь
Е – Египетский мост
Ж – Ждановская наб.
З – Зимний дворец
И – Исаакиевский собор
Й – Йенисаари
К – Кунсткамера
Л – Летний сад
М – Марсово поле
Н – Невский проспект
О – Оранжерея Ботанического сада
П – Памятник Петру I
Р – Ростральные колонны
С – Сфинкс
Т – Таврический дворец
У – Университет
Ф – Филармония
Х – Храм Спаса-на-крови
Ц – Цирк Чинезелли
Ч – Чижик-пыжик
Ш – Шереметьевский дворец
Щ – Щемиловка
Э – Этнографический музей
Ю – Юсуповский дворец
Я – Якоря
Глава 2. Реализация проекта
2.1 Поиск информации.
2 занятие
На занятии учащиеся получают первичное представление об информации как сведениях об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.
Проводится серия занятий с рассказами о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Количество занятий зависит от условий курса, в рамках которого проводится проект.
Задание. Найти информацию о городском объекте.
Каждый работает в соответствии со своей целью; консультируются по необходимости; «добывают» недостающие знания. При необходимости происходит корректировка карты З-И-У в части «Интересуюсь».
2.2 Фиксация результатов.
Задание. Сфотографироваться на фоне достопримечательности с буквой в руках. Разместить фото на слайде общей презентации на платформе Гугл.
Глава 3. Обсуждение, презентация, рефлексия результатов проекта
3.1 Презентация результатов.
Материал монтируется в общую сюжетную канву, возможно сопровождение музыкой.
Задание. Подготовить устное выступление по плану:
- Название объекта.
- Если есть, автор.
- Интересный факт (по желанию).
3.2 Обсуждение.
Задание. Высказаться, начиная предложения со слов…
В ходе проекта я узнал… (кто архитектор Адмиралтейства, как искать информацию ).
В ходе проекта я научился… (работать с презентацией Гугл, работать в коллективе).
Лучше всего мне удавалось… (фотографироваться, работать на компьютере).
У меня не получилось… (составить рассказ самому, вставить слайд в презентацию).
Работать над проектом мне…(понравилось/не понравилось). (Понравилось. Особенно понравилась прогулка с родителями и наше фотографирование.)
3.3 Рефлексия.
Задание. На какие буквы русского алфавита не удалось найти объекты? (Ь, Ъ, Ё, Ы)
Задание. Заполнить третий столбик карты З-И-У.
3.4 Самооценка.
Задание. Дайте самооценку работы коллектива в проекте.
|
Да |
Нет |
Мы научились работать с различными источниками информации |
|
|
Мы узнали новые достопримечательности нашего города |
|
|
Мы научились оформлять свою работу |
|
|
Мы научились создавать совместный продукт проекта |
|
|
Мы научились представлять свою работу |
|
|
Мы помогали друг другу во время работы |
|
|
Задание. Поставь отметки на оценочных шкалах:
- Оцени, насколько интересной показалась тебе работа над проектом.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен коллективу).
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Заключение
Проект представляет собой сбор материала об одном из объектов города, достопримечательности или символа Санкт- Петербурга. Продуктом проекта является создание виртуальной экскурсии в форме презентации. Продукт создаётся на основе собранного материала каждым учеником, которые, как в копилку, собирают информацию об объекте.
В ходе работы используются следующие средства ИКТ:
- поиск информации в Internet с помощью поисковых систем Google, Yandex,
- технология создания и обработки изображений (фотоаппарат),
- для создания общей презентации используется сервис Google-презентация, позволяющий собрать воедино все слайды с разных компьютеров.
Полученную презентацию можно использовать на уроках Окружающего мира или курсе внеурочной деятельности о Санкт-Петербурге в качестве иллюстративного материала.
По итогам проекта учащиеся сделают несколько выводов:
- Санкт-Петербург - центр мировой и отечественной культуры;
- Узнавать город можно весело и интересно;
- В русском языке есть буквы, на которые нельзя найти городские достопримечательности.
По результатам коллективной работы проводится виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу для учащихся параллельных классов и для воспитанников детского сада.
Полученные знания можно применить для изготовления настольной игры о Санкт-Петербурге.
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – с.86-90.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — с.22-26.
- Петербургская азбука [Текст] : рабочая тетрадь по русскому языку и истории города с вопросами и заданиями для начальной школы : [учебное пособие для начальной школы] / Е. Л. Чубинец, В. К. Дмитриев ; [ред. Ю. В. Гадаевой ; ил. А. Е. Соловьева, Н. А. Борисовой]. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2011. - 94, [1] с. : ил.
- Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – с.60 – 65.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – с. 24 – 29.