Особенности внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся

Тетерева Ирина Витальевна,

учитель биологии, высшая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №311 с углубленным изучением физики

 

Особенности внеурочной  деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся

В статье проанализировано современное состояние здоровья учащихся возрастной категории 11-18 лет. Предложен курс внеурочной деятельности для учащихся 5-ого класса, направленный на поддержание здорового образа жизни. Подготовлены рекомендации об использовании разнообразных форм работы на уроках и внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни.

Сегодня мы  понимаем, насколько важна и ответственна задача формирования культуры здоровья у детей и подростков. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему здоровью, зависит их дальнейший путь по реализации своих целей.

В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям   политики в области образования. 

 Сегодня востребованы новые формы работы в области сохранения здоровья школьников, предлагается широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий для детей школьного возраста, так как именно в этом возрасте  на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые  необходимо начинать формировать в школе.

В настоящее время решение этой воспитательной задачи – одно из важных направлений деятельности школы, что зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

  Нужно определить самое главное: какая концепция здоровья будет положена в основу воспитания? Какое понимание здоровья мы будем воспитывать у подростка? Здоровье как состояние, когда «ничего не болит», или здоровье как условие стать счастливым и сделать счастливыми других?

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа образовательного учреждения содержит программу формирования культуры здорового  образа жизни, задача которой - создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

  Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий становится  приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми школьного возраста. Педагоги проводят систематическую  работу по   формированию  культуры  здоровья  у  школьников, так как   важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика  как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.

Здоровьесбережение – система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательных отношений. Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитание потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

В основу содержания работы педагога входит несколько идей, которые являются важным условием эффективности воспитания культуры здоровья:

  • подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым;
  • подростку должно быть интересно учиться быть здоровым;
  • у подростка должна быть возможность приобрести полученные знания в повседневной жизни.

Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения.

Формирование навыков здорового образа жизни должно происходить не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

Остановимся на особенностях формирования здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением учебного процесса.

 Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нём всегда должна быть разумная цель и определенные стремления, поэтому внеурочная деятельность должна быть некой альтернативой для ребенка. Не следует перегружать дополнительными умственными нагрузками, а способствовать улучшению усвоения учебного материала, учитывать интересы учащихся и развивать индивидуальные способности.

Дети  школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно основная школа должна формировать культуру здоровья. Эта работа требует нетрадиционных подходов.  

Одним из блоков воспитательной работы является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:

- проведение занятий по внеурочной деятельности по курсам «Тропою здоровья» и  «Твое здоровье», спортивно – оздоровительные праздники, экскурсии, походы, создание проектов, участие в конкурсах и конференциях.

Курс внеурочной деятельности «Тропою здоровья» состоит из нескольких модулей, содержание которых охватывает основные направления по формированию здорового образа жизни.

Каждый из модулей объединяет несколько видов мероприятий, реализация которых направлена на формирование или развитие конкретных навыков и умений, связанных с заботой о собственном здоровье.

  1. Модуль «Физическая активность» - развитие интереса к различным видам спортивных занятий; расширение знаний о видах спортивных занятий; развитие навыков работы в команде; интереса к коллективной деятельности.
  2. Модель «Питание» - формирование представления о важности завтрака как обязательной составляющей ежедневного рациона питания; развитие интереса к приготовлению пищи, участию в бытовой жизни семьи; формирование готовности соблюдать режим питания.
  3. Модуль «Режим дня» - развитие представлений об основных компонентах режима дня; развитие навыка планирования своей деятельности в течение дня; формирование представлений о времени как ценном ресурсе в достижении жизненных целей, о скрытых ресурсах времени.
  4. Модуль «Гигиена»  - расширение знаний о средствах гигиены, формирование у подростков умений правильно выбирать подходящие средства гигиены; развитие гигиенических навыков, связанных с уходом за собственным телом.

Формами организации деятельности могут быть как самостоятельная работа, так и внеклассные мероприятия, творческие задания, исследовательские проекты,  викторины, игры и  т.д.

При подготовке к занятиям по внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий, обращаю внимание на:

  • обстановку и гигиенические условия в классе;
  • на виды учебной деятельности, их среднюю продолжительность и частота чередования;
  • наличие методов, способствующих активизации мыслительной деятельности;
  • место и длительность применения ТСО;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие оздоровительных моментов на уроке;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
  • психологический климат на уроке;
  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.

 

Важным аспектом занятия с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности:

  • метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества);
  • активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию);
  • методы, направленные на самопознание и развитие.

Проектная деятельность основана на самостоятельной деятельности подростков: поиске информации для решения поставленной задачи, анализ информации, подготовке финального продукта обсуждения:

  •  организация и проведение спортивных соревнований;
  •  проведение экскурсий, походов;
  •  организация проектной и исследовательской деятельности;
  • работа с родителями;
  • проведение внеурочных занятий;
  • проведение спортивных конкурсов,  соревнований.

 В течение года обучающиеся и их родители участвуют в спортивных соревнованиях, таких как «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья!». Один раз в год обязательно организуется общешкольный «День здоровья».

В спортивно-массовых мероприятиях и  соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Чередование этих мероприятий с учебными занятиями  обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению  утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы.  Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.

Организация и проведение экскурсий,  походов, целевых прогулок. Одним из самых важных направлений в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу,  в музей, на выставки, в библиотеку, в театры. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья.

Работа с детьми строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, творческий подход при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям учащихся, наполнены игровыми моментами. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем, учатся понимать, при каких условиях среда обитания  безопасна для жизни и здоровья. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические задания, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения. В рамках занятий проходит и создание проектов. Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.

Организация проектной и исследовательской деятельности.

 В течение года в рамках занятий внеурочной деятельности ребята под руководством учителя работают над проектами и проводят исследования по разным темам. Например, работа над темой «Народная мудрость о здоровье», позволяет учащимся узнать, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, основа, фундамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни; результатом проекта становится «Копилка народной мудрости» - сборник пословиц и поговорок о здоровье, проиллюстрированный детьми; кроме этого, ребята обязательно пишут сочинения «Как я понял данную пословицу о здоровье».

Организуется работа с родителями, целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строго определенного режима дня.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективности  по формированию здорового образа жизни  можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:

  • обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности детей;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность  в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей (1).

Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Жаном Жаком Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»(2).

Список источников

  1. Здоровосберегающие технологии: http://pedsovet.su/load/220-1-0-19913
  2. Мудрые мысли: http://www.epwr.ru/quotauthor/242/txt36.php
  3. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2010. Т. 7. №2. С.21 – 28
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:  Просвещение, 2009.-105с.