Экологическая культура на уроках биологии в рамках новых ФГОС

Тетерева Ирина Витальевна

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №311 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ    

ФИЗИКИ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Учитель биологии

 

Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит

изменить человека, систему его качеств и ценностей.

А. Печчеи, первый президент Римского клуба.

 

С 2020 года о сохранении природы России во всем ее многообразии все чаще Владимир Владимирович Путин поднимает злободневный вопрос среди активистов экологических движений, ученым и защитников природы. На то, чтобы внимательное отношение к природным ресурсам стало нормой, нацелено одно из предложений по изменениям в Главный закон страны.

«Проблемы окружающей среды, экологии всегда были и остаются в ряду наиболее чувствительных, важных для общества тем. И не случайно, что в числе инициатив граждан по поправкам в Конституцию было так много предложений усилить требования к сохранению природы, окружающей среды. Многие живут по принципу «после нас — хоть потоп». Это прискорбно. Такая логика — тупиковая и крайне опасная. Сама природа дает нам сигнал: устойчивое развитие возможно только при соблюдении гармоничного, рационального баланса интересов — экономического роста, благосостояния общества и, с другой стороны, экологической безопасности», — сказал глава государства.

В современном обществе все чаще говорят об экологических проблемах и о том, что их решение следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизму.

Сегодня в России реализуется комплексная стратегия устойчивого развития: повышенное внимание уделяется экологической повестке, защите и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, укреплению системы особо охраняемых природных территорий. Так, отметил глава государства, только на федеральном уровне это 109 заповедников, 64 национальных парка и 62 заказника. Всего же под экологической законодательной защитой сейчас находится свыше 25 процентов сухопутной части России. К 2024 году планируется создать не менее 23 новых охраняемых природных территорий.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует и тот факт, что нынешний XXI век объявлен «столетием окружающей среды». А это значит, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает себя элементы влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже стихийного воспитания.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Культура - это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, которые, в свою очередь, покоятся на фундаменте вечных общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности-задача воспитания.

Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей. Это, и многое другое, служит показателем крайне низкой общей, а следовательно, и собственно экологической культуры. Ведь взаимоотношения человека с окружающей средой также базируются на нравственных ценностях - добре, самоограничении, созидании.

Главной задачей экологического образования в школе является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

Содержание термина «экология» в сфере образования понимается достаточно широко. Оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.

Учитель на уроке берет на себя основную нагрузку по экологическому воспитанию учащихся, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, тем самым привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем. В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья - ее образ и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной, значимой для всех ее членов деятельности, режим, культура питания и отдыха.

Практика экологического образования в школе показывает, что основной упор сейчас делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии; географии, химии. Многие учителя стремятся к тому, чтобы использовать различные современные технологии для повышения интереса к изучению проблем экологии. Однако наиболее эффективным и существенным моментом в воспитании экологической культуры учащихся становится перевод их сознания и поведения из природопотребительской сферы в природосберегающую.

Методика данной переориентации состоит в том, чтобы довести до сознания воспитанников мысль о том, что человек -  часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии,

ритму, целесообразности. На своих уроках я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы он позволил подвести учащихся к творческому решению поставленных на уроке познавательных задач и обеспечил высокий интерес учащихся к предмету.

Познавательный интерес является важным компонентом эмоционального отношения учащихся к процессу познания и обязательным условием эффективности процесса обучения.

Познавательный интерес - это глубокий внутренний мотив учения, который вызывает чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса, повышает работоспособность.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых дней его жизни, а формирование представлений о природе - с первых уроков естествознания в пятом классе. Я очень люблю эти уроки.

Дети пришли после начальной школы с большим желанием узнать много нового и принесли знания, которыми хотят поделиться. У меня каждый урок с

ними - это восторг от их энергии. Учитель должен стараться сохранить эту энергию, не дать ей угаснуть, рассеяться. Поэтому я стараюсь каждый урок сделать интересным, познавательным. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при объяснении материала литературную страничку.

Например, при объяснении материала по теме «Вселенная» мы высказываем слова восхищения Солнцу - источнику света и тепла:

Позволь отдать тебе поклон,

Великое светило,

За то, что в этот год теплом

Ты нас не обделило,

И в том, что нива не пуста,

Что небывало рожь густа,

И тянет медом с луга,

Твоя, конечно, доброта...

Но и моя заслуга.

 

При изучении курса биологии в 6 и 7 классах больше внимания следует уделять практической части урока (работа с гербариями, коллекциями, живым материалом на лабораторных занятиях), можно организовать экскурсии в Ботанический сад; в 10-11 классах проводятся обобщающие уроки в Зоологическом музее.

Наш город предоставляет такие возможности. Музей Гигиены помогает нам провести занятия по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека, показать историю развития медицины, рассказать

о влиянии курения и алкоголя на организм. При изучении темы «Иммунитет» можно обратиться к материалам музея «СПИД и его профилактика».

Те уроки, которые проводятся вне школы, всегда дают большой воспитательный и познавательный эффект. Однако особенно важно после окончания данных уроков узнать мнение детей, их отношение к изученному. Поэтому контрольно-обобщающие уроки следует проводить по двум направлениям: «Я узнал, что...», «Меня удивило...»

Экологические проблемы современности, их значение для сохранения и развития здоровья людей обуславливают необходимость создания комплексного научного направления Экология человека.

Лично для меня эта наука представляет большой интерес. Поэтому со старшеклассниками я веду элективный курс «Экология человека».

ЧЕЛОВЕК - единственное на земле существо, которое стало сознательно и целеустремленно изменять и подчинять себе окружающую среду. С расширением сферы хозяйственной и производственной деятельности необычайно раздвинулись границы его обитания. Новые производственные и природные условия нередко оказывали и оказывают неблагоприятное влияние на здоровье настоящего и будущего поколения людей.

Примером тому может служить катастрофа в Чернобыле, трагедия Аральского моря, загрязнения почвы, воды, воздуха бытовыми отходами.

Наибольший интерес у учащихся вызывают следующие темы:

«Экологически опасные факторы»,

«Радиоэкология человека»,

«Стресс и здоровье человека»,

«Биологический возраст человека».

Чтобы поддержать интерес учащихся к проблемам экологии, следует разнообразить формы работы. Наши ученики делают сообщения, выпускают информационные бюллетени, проводят уроки здоровья, участвуют в районных, городских, международных экологических проектах.

Все это позволяет развивать мыслительную, познавательную и творческую деятельность учащихся.

В экологическом образовании наиболее полно осуществляются прогрессивные направления образовательного процесса:

-  соединение различных форм постижения мира, прежде всего науки и искусства;

-  развитие гуманистических качеств личности;

-  формирование сознательного и ответственного отношения к миру, пони-

мания своей включенности во все природные и социоприродные процессы;

-  обращенность к различным планам человеческой личности: ее познаватель-

ной, эмоциональной, трудовой, волевой и т.д.