Урок русского языка в 5 классе ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (обобщение)
- Подробности
- Родительская категория: Русский язык и литература
- Обновлено 26 Октябрь 2015
Урок русского языка в 5 классе
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(ОБОБЩЕНИЕ)
Цели: обобщить знания учащихся о членах предложения, их роли , познакомить с второстепенными членами предложения, совмещающими в себе два значения
Задачи: закрепить умение разбирать предложения по членам, давать характеристики предложений, повторить знакомые орфограммы, выполнить частичный комплексный анализ текста.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з (рассказ в жанре детектива)
- Почему, закрепляя знания об обстоятельствах, мы обратились именно к детективному жанру? (вопр.: где? когда? зачем? почему? как? откуда? и т. д.)
3. Синтаксическая пятиминутка.
- Назвать грамматические основы, дать характеристику предложения, объяснить орфограммы.
Вспыхива….т яркий к…стер. Вспыхивает – вспыхивать –1спр
(повест., невоскл., прост., двусост., распростр.) костер – слов. слово
Чу(?)ствуеш(?) зап…х см…литого дымка.. чувствуешь – 2 л., ед. ч.
(повест., невоскл., прост., односост., распростр.) запах – пахнет
смолистого - смолы
4. Грамматическая сказка.
Второстепенные члены предложения, явившиеся на прием к Синтаксису, королю всех словосочетаний и предложений, быстро заняли свои места на стульях с надписями «дополнение», «обстоятельство», «определение». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма слова у дороги все еще не села.
- Занимайте скорее место, - предложил Синтаксис.
- А я не знаю, куда садиться, - отвечал смущенный член предложения.
- Как не знаете? – удивился Синтаксис. – Вы отвечаете на вопрос Г Д Е ? и обозначаете место – садитесь на стул обстоятельства.
- Но я отношусь к слову Д О М ( Д О М У Д О Р О Г И ), отвечаю еще на вопрос
К А К О Й ? и поэтому должен быть еще и определением, ведь слово Д О М предмет, а не действие.
- Вот загвоздка, - проговорил Синтаксис, - это действительно определение и
обстоятельство одновременно. А садитесь-ка Вы на два стула одновременно!
- Составить предложение с словосочетанием д о м у д о р о г и
Лесник давно живет в доме у дороги.
5. Работа в группах.
Разберитесь:
- в роли каких второстепенных членов будут выступать формы слов в словосочетаниях
- докажите свое мнение (задайте вопросы)
- составьте предложения с этими словосочетаниями (записать в тетрадь)
М Ы С Л Ь ( ?) О П О Е З Д К Е
О П О В Е С Т И Т Ь ( ?) Ч Е Р Е З Г А З Е Т Ы
С А Д ( ?) У Ш К О Л Ы
6. Диктант с комплексным заданием.
- Доказать, что это текст.
- Тип текста (описание, рассуждение, повествование)
- Озаглавить.
- Объяснить написание слов с непроверяемыми гласными в корне, Е – И в окончаниях существительных
- Найти предложение, соответствующее схеме
- Объяснить значение слова циферблат.
- Прокомментировать имена собственные.
Куранты – это башенные часы с боем. В столице на Спасской башне Кремля находятся старинные кремлевские куранты. На золотом циферблате гигантские стрелки показывают точное время страны. В механизме часов 11 колоколов.
7. Итоги урока.
8. Д/З упр. 182